С какой целью писатель рассказывает о том. Краткая история сельской школы

Инновации, являясь необходимым условием развития образования, играют важную роль в становлении и совершенствовании отечественной системы народного образования.

В соответствии с существовавшими социально-экономическими условиями, в России вплоть до последних десятилетий XIX в. проблема развития народного образования – это фактически проблема образования и просвещения крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны и являющихся наименее просвещённой частью народа.

В исследованиях по истории образования отмечается, что до 2-й половины XVIII в. воспитание крестьянских детей в России осуществлялось в семье и крестьянской общине при поддержке церкви, занимавшейся религиозно-нравственным воспитанием (Д.И. Латышина, В.М. Величкина).

Проблема образования крестьян и простонародья впервые поднимается в русской общественной мысли XVIII в. (И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев и др.). Наиболее глубоко она анализируются в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766 г., впервые издана в 1865 г.). Один из разделов этого сочинения посвящён описанию .

Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Ф.И. Янкович де Мириево. Согласно утверждённому в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сёлах – малые народные училища (2 года). Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении местных власти, как правило, уклонялись от содержания народных училищ.

Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.

Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.

Однако со 2-й половины XIX в. программа церковноприходских школ постепенно начинает расширяться, приобретая к началу ХХ в. более светский и научный характер. В это время церковноприходские школы работают при финансовой поддержке государства, являясь фактически государственно-церковными. К середине 1990-х гг. их сеть в России расширяется, общее количество превышает 31000. Кроме них, в ведении Святейшего Синода находились школы грамоты и четырёхлетние церковноприходские училища. В церковных школах грамоты велось обучение Закону Божьему, церковному пению, церковнославянскому и русскому чтению, письму и начальному счислению. В церковноприходских школах программа расширялась за счёт изучения русской грамматики и арифметики. В церковноприходских училищах кроме названных предметов преподавались священная и отечественная история. В программу церковноприходских училищ входило также обучение ремёслам (до 13 ремёсел).

Таким образом, церковноприходское образование в России на рубеже XIX–XX вв. было не только самым распространённым в крестьянской среде, оно приобрело многоуровневый и вариативный характер, свойственный развитым системам образования.

Наряду с церковноприходскими школами и училищами в сёлах России 2-й половины XIX в. развивается альтернативное (не государственно-церковное) образование. Школы в сельской местности создаются земствами, интеллигентами-подвижниками, энтузиастами-просветителями.

Особую группу сельских народных школ составляли школы, действовавшие в казачьих войсках. В России исторически сложилось 11 казачьих войск, которые размещались преимущественно в аграрных областях империи. В 1911 г. в стране было более 1000 казачьих школ, в которых наряду с религиозно-патриотическим и военно-физическим воспитанием давалось довольно широкое образование. Так, в Оренбургском казачьем войске было установлено обязательное обучение мальчиков и девочек. Курс обучение в войсковых начальных школах длился 5-6 лет и включал в себя Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, церковное пение; для мальчиков преподавались гимнастика и фронтовое обучение .

В 1860-е годы в России широкий общественный резонанс приобрели споры о содержании образования народной школы. Земства и интеллигенция считали необходимым устройство народных школ по европейским образцам, они критиковали церковноприходские школы за религиозную ограниченность, выступали за научность в обучении, за обновление содержания образования и введение новых учебных предметов.

Наиболее выдающимися деятелями земского образования были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Н.А. Корф в 1867–1872 гг., служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, при поддержке населения открыл несколько десятков , в которых стремился учесть особенности сельской среды.

Н.Ф. Бунаковым была обоснована и реализована идея необходимости . Он указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?» .

Важную роль в развитии образования на селе сыграла . Он сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования .

В конце XIX – начале ХХ в. большую известность приобрела в с. Татево и в ряде других сёл Бельского уезда Смоленской губернии. Изучение его педагогического наследия позволяет утверждать, что он не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности в наши дни. Впервые в отечественной педагогике он реализовал обширный комплекс условий, определяющих особенности образования в сельской местности, и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.

К первому десятилетию ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на челе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

На особые воспитательные возможностей сельской среды в 1910–1920-е гг. единодушно указывают педагоги и общественные деятели различных политических убеждений (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).

В советский период развитие образования на селе становится одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. В СССР развитие общеобразовательной школы в стране основывалось на идее равного образования для городских и сельских детей. Эта идея утверждалась, с одной стороны, жёстким регламентированием содержания образования, едиными для всей страны требованиями к подготовленности выпускников школ и абитуриентов, а с другой – серьёзной государственной поддержкой села и сельской школы.

В целях повышения привлекательности учительского труда в сельской местности для сельских учителей вводится ряд льготных условий, среди которых надбавка к зарплате, бесплатные коммунальные услуги, бесплатное обеспечение жильём, освобождение молодых людей, работающих в сельской школе, от службы в армии и др. Кроме того, в большинстве педагогических вузов действовали льготные условия поступления для абитуриентов из сельской местности.

До начала 1990-х годов для выпускников советских вузов существовала достаточно строгая система распределения по местам работы, согласно которой молодой специалист был обязан отработать на месте распределения определённое количество лет. Распределение помогало учитывать потребности школ региона в педагогических кадрах, что также способствовало решению проблемы обеспечения сельских школ учителями.

Меры содействия развитию сельской школы в СССР в их практическом воплощении зачастую шли вразрез с демократическими правами и свободами, закрепощали молодых учителей и ограничивали рост образования в стране в целом. Вместе с тем, как отмечают различные источники, к концу 1980-х гг. уровень образования сельских школьников более, чем когда бы то ни было, приблизился к уровню образования в городских школах.

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл . Анализ его трудов показывает, что он создал педагогическую систему, не просто адаптированную к условиям сельской местности, но органично вырастающую из социально-природного окружения сельской школы.

В 1980-е гг. инновационная педагогическая система складывается в Сахновской средней школе Черкасской области. В основе этой системы лежит авторская концепция директора школы А.А. Захаренко, которая базируется на идеях воспитательных центров, «средового подхода», и созидательного, творческого, социально значимого труда.

Новаторский опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, А.Ф. Иванова и других руководителей сельских школ в 1870–1980-е гг. привлек внимание широкой научно-педагогической общественности к сельской школе. В это время в СССР активно разрабатываются проблемы образования сельских школьников, в помощь сельским педагогам и руководителям школ массовыми тиражами выпускается ряд пособий, ориентированных преимущественно на оптимизацию учебного процесса. Значительный вклад в развитие образования на селе в этот период внесли работы Н.М. Анисина, В.М. Величкиной, А.Ф. Иванова, В.П. Макарова, Г.Ф. Суворовой и др.

Постсоветский период (конец 1980-х – 1990-е гг.), совпавший с глубоким социальным и экономическим кризисом переходного периода, характеризуется нарастанием и обострением проблем в сельском образовании. По словам М.П. Гурьяновой, «сельская школа России конца ХХ века оказалась на обочине российского образования». В этот период учительство испытало длительные задержки заработной платы, что сопровождалось ростом социального недовольства среди учителей, уходом многих педагогов из школы, их переездом в город или в более благополучный регион. В сельской местности в это время гораздо острей, чем в городе, ощущается нехватка необходимых учебников и учебных пособий, снижение требований к общеобразовательной школе.

Кризис постсоветского периода определил современную ситуацию, когда качество сельского образования значительно уступает качеству городского. Сложившаяся ситуация требует поиска новых путей сохранения и развития образования на селе, и в этом поиске очень важна преемственность: опора на лучшие традиции гуманистической педагогики, учёт особенностей сельской образовательной среды, творческое переосмысление предыдущего педагогического опыта.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ придаёт каждой школе особенности, характерные только для неё. В связи с этим учёные, занимающиеся проблемами образование на селе (В.Г. Бочарова, В.П. Быкова, М.П. Гурьянова и др.), отстаивают вариативность обучения и многообразие подходов в осуществляемом сельскими школами педагогическом процессе.

Проведённый нами анализ позволяет выделить в развитии отечественного образования на селе следующие основные этапы.

1-й этап (до 2-й половины XVIII в.) – этап семейного и общинного воспитания; в этот период образование крестьянства частично поддерживается церковью (религиозное воспитание), но не государством;

2-й этап – первые проекты просвещения крестьян (2-я половина XVIII – начало XIX в.) – разработка первых проектов создания системы народного просвещения и попытки их осуществления;

3-й этап (начало XIX в. – 1-я половина 1860-х гг.) – активизация церкви и государства в просвещении крестьян: появление церковноприходских школ, возрастание роли церкви и государства в просвещении народа; этот этап отмечен неуклонным ростом роли церковной власти в просвещении крестьянства; политика государства в сфере народного образования отличалась значительной противоречивостью и непоследовательностью;

4-й этап (2-я половина 1860-х гг. – 1880-е гг.) – расширение сети сельских школ и повышение качества образования сельских детей за счёт государственной поддержки, деятельности церкви и местного самоуправления (земств, казачьих войсковых управ и др.), а также энтузиастов-подвижников; на этом этапе наблюдается рост авторитета Министерства народного просвещения;

5-й этап (1880-е – 1910-е гг.) – формирование системы просвещения крестьянства; на этом этапе сельская школа рассматривается как специфическая образовательная система, признаётся её особая связь с крестьянской социальной средой, особая миссия в сельском социуме и российском обществе; в этот период демократически настроенные деятели образования ставят перед сельской школой задачу повышения культурного уровня и социальной активности крестьян; складывается разветвлённая уровневая система государственно-церковного просвещения крестьянства, происходит содержательное и организационное обновление церковноприходских школ, содержание образования в них приобретает всё более светский характер;

6-й этап приходится на советский период (1920-е –1980-е гг.) и характеризуется ростом доступности и качества образования в сельской местности; на этом этапе сельская школа по качеству образования постепенно приближается к городской, для сельских и городских школ вводятся единые требования, осуществляется масштабная государственная поддержка села и сельских школ;

7-й этап – постсоветский (конец 1980-х – 1990-е гг.); на этом этапе вновь увеличивается разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами: с одной стороны возрастает качество и разнообразие образования в городе, с другой, снижается уровень образования на селе;

8-й этап – современный (с конца 1990-х гг. по наши дни), для которого характерен поиск путей сохранения и развития образования на селе; на этом этапе актуализируется роль инноваций в сельской школе, отмечается значительное разнообразие подходов к повышению эффективности образования сельских школьников.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., Гардарики, 2003. (Шелеховский район Иркутской области). Обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе Для ссылки:
Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ [Электронный ресурс] // Сидоров С.В..10.2019).

Образование сельские жители во второй половине XI Х века могли получить в:

    Церковно-приходских школах и школах грамоты с 1-2 годичным сроком обучения;

    Земских школах

Были еще немногочисленные сельские школы, создаваемые крестьянами на собственные средства - общины и отдельные группы крестьян нанимали учителей и предоставляли помещение для занятий (или совместно снимали избу для такой школы). Чаще всего обучение вели грамотные крестьяне, иногда учителя из "образованных", переходившие из деревни в деревню. Таких называли «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями.

Начальное образование в начале XX века было представлено следующими основными учебными заведениями:

    Одноклассные училища (земские сельские школы, церковноприходские и приходские училища; срок обучения - три года);

    Двухклассные училища (министерские образцовые училища и второклассные церковноприходские училища; срок обучения - пять лет);

    Многоклассные училища (уездные и городские; обучение - три и шесть лет соответственно).

Деятельность этих учебных заведений регламентировались «Положением о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 года. В начале XX века по линии министерства народного просвещения работало около 57, 2 тысяч учителей начальной школы (32, 1 тысяч мужчин и 25,1 тысяч женщин).

Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовалась "прорывом" в начальном образовании сельского населения. Об этом свидетельствует статистика количества неграмотных новобранцев, призванных в армию (БСЭ, 1929-1930гг..):

    1875 год - 79%

    1880 год - 78%

    1885 год - 74%

    1890 год - 69%

    1896 год - 60%

    1900 год - 51%

    1905 год - 42%

    1913 год - 27%

Церковно-приходские школы

До реформы 1861 года практически единственным образовательным учреждением в сельской местности Российской империи была церковно-приходская школа. Одним из первых законодательных актов государственной власти об образовании сельского населения (составлявшего подавляющую часть населения страны в то время) стал императорский Указ от 26 января 1804 года, предусматривающий создание начальных школ по селам и деревням. Указ вменял обучение селян в непременную обязанность духовенства. Сельские священники активно создавали школы при церквах и до начала 60-х годов XVIII века были почти единственными учителями в сельских школах. При этом, они не только учили детей, но и поддерживали школы "своими скудными средствами".

Деятельность церковно-приходских школ регламентировалась "Правилами о церковно-приходских школах" 1884 года. Согласно "Правилам" создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы (В начале ХХ века они стали соответственно 3-х и 5-годичными). В 1902 году "Правила" заменило "Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания". В соответствии с "Положением" к церковным школам относились:

  • начальные школы, предназначенные для начального обучения детей и взрослых (они подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы);
  • учительские (второклассные и церковно-учительские) школы, которые готовили учителей для начальных школ.

Пункт 1 "Положения" гласил, что основные задачи церковных школ заключались в начальном и среднем образовании, а также религиозно-нравственном воспитании учащихся в духе учения и традиций Русской Православной Церкви.

В 1915 году числилось 40 530 церковно-приходских школ, что составляло почти треть (32,8%) всех образовательных учреждений страны.

Земская школа

Земская реформа позволила органам местного самоуправления (Земствам) создавать начальные школы. Земства могли с разрешения уездного училищного совета открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение книгами и письменными принадлежностями, плата учителям). Учебная работа находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В состав уездного училищного совета (руководил школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей) входили по одному представителю от министерства народного просвещения, министерства внутренних дел, духовного ведомства, городского самоуправления, а также два гласных, выбранных на уездном земском собрании. Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Губернский училищный совет, состоял из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства.

Земские школы были двух типов:

Земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения 3-5 лет. В некоторых начальных школах открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения и создавали опытные участки для получения знаний об агрономии. Земствами организовывались повторительные классы, библиотеки и читальни, чтения. Земства выделяли средства на организацию "народных библиотек" при школах.

Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.

Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной - уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей - еще 36%, дети мещан - 10%.

В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.

Большую роль в развитии земских школ играли попечители - или в привычных терминах "спонсоры". Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.

К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 - более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные - двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ - еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две).

Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.

Примерная программа четырехлетней земской школы:

    Закон Божий,

    Церковнославянский язык,

  • Арифметика,

    Предметные беседы,

    История,

    География,

    Мироведение,

    Рисование и черчение,

  • Гимнастика (рукоделие для девочек).

МКОУ «СЕРЕБРОПОЛЬСКАЯ СОШ»

ДОКЛАД

(августовский районный семинар)

ТЕМА ДОКЛАДА:

Развитие сельской школы как фактор

социально-экономического и духовно-

нравственного развития села.

ПОДГОТОВИЛА:

Бадулина Светлана Валерьевна

директор МКОУ

«Серебропольская СОШ»

26. 08. 2013год.

Счастлив народ,

получающий наставления

в многочисленных и

разумно

устроенных школах.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА

Вновь за окошком

Тихая осень.

Тает в тумане

Косяк журавлей.

Память невольно нас

В детство уносит,

К первому шагу

До школьных дверей.

Эти стихотворные строки орловского поэта А.Титова возвращают нас в далёкое прошлое. Дают возможность почувствовать себя маленьким «первоклашкой» перед неизведанной школьной дорогой. Солнечное утро, добрые и немного строгие глаза первого учителя, школа: светлая, таинственная (сельская школа). Могла ли я подумать, что через много лет вновь буду ощущать подобное чувство, когда порог школы переступают мои ученики. Переступают, не зная тех трудностей и проблем, с которыми они, вместе со своими учителями, столкнутся, обучаясь в современной российской школе.

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает деревню. А так как кризис больнее всего ударил по селу, деревня прочно увязла в трясине безвыходности и безысходности. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая - жалкое финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа . В школе работают преданные своему делу учителя . Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся, ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. По моему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа : открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами :

Экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

Социальными: сельская школа - общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

Образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

Культурными: сельская школа - сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;

Нравственными: сельская школа - духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
.

Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей, в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

Сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, принцесса спорта, состязания между родителями и детьми)

Создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, спортивных и профессиональных навыков учащихся;

Тесная связь коллектива школы, Центра немецких встреч и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией;

Происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

В течении многих лет наша школа субботниках занимается уборкой территории не только школьного двора, но села, мы работали под девизом- «Мы хотим жить в чистом селе»

Уже на протяжении нескольких лет наши юноши помогают убирать урожай СПК «Пришиб», работают помощниками комбайнеров. Во- первых, это помощь колхозу, во- вторых, мы считаем, для тех, кто живет на селе для мальчиков очень важно знать работу механизатора. На сегодняшний день наши девушки и юноши обучаются в аграрном университет на различных факультетах. Наши ребята весну и осень помогают фермерскому хозяйству «Гасс»и «Крункель» при посадке и уборке картофеля. И для ребят трудовое воспитание и фермеру помощь. Тем более, что они в долгу не остаются. Оказывают нам спонсорскую помощь.

Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

Школа – это жизнь … для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе у рочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь , со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями... При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Всегда с душевной теплотой я вспоминаю следующие строки

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России

Одна из главнейших задач в нашей стране – сохранение сельского социума, а, значит, и школы. Несмотря на трудности, надо пытаться вести школьный корабль вперёд, пускай даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Пока работают преданные своему делу учителя, несомненно, есть. Не за горами те времена, когда в стране будут не только «многочисленные», но и «разумно устроенные школы».

К счастью, у нас есть память, и мы хорошо помним слова Галифакса, сказанные им ещё в 18 веке, что «образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас научили».

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем-то большим, нежели сугубо образовательное учреждение. Это её своеобразие предопределялось историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни деревни, спецификой локальной изолированной от большой жизни среды, зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры провинции и, как следствие из них вытекающее, той сверхзадачей, которую всегда выполняла и будет выполнять она в экономической, культурной жизни государства и нашего общества.

"Сельская школа" - собирательное понятие, которым обозначаются весьма различные по типам и видам деятельности образовательные учреждения. Много ли общего между методиками обучения учащихся малочисленной начальной школы, расположенной в глубинке, и таких же учащихся средней школы пригорода? Между видами трудовой деятельности школьников краснодарской станицы и якутского улуса? Разнородность сельской школы побуждает нас несколько абстрагироваться от реальности, чтобы выявить наличие и подобий, и различий.






Попытаемся дать определение сельской школы: это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников.




Школа способна быть примером уважительного, гуманного отношения к ребенку, его семье, творческого подхода к развитию их интересов, может создать атмосферу сотрудничества, творческого поиска и созидания. В этом случае она становится носителем культурно-исторических традиций народа, духовных ценностей нации, привносит в жизнь каждой семьи, общины дух творчества, гуманизма. Если школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей действительностью, то позитивно влияет на культурный уровень населения. Именно от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На неё возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.



Сельская школа вновь бросает вызов времени, точнее - всем, кто причастен к определению её судьбы и ответствен за неё. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности, которая соответствовала бы новому времени.

Будем помнить о том, что история педагогики знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, отвечавших духу времени. Вспомним опыт сельских школ С.А. Рачинского, профессора Московского университета в Тверской губернии; М.К. Тенишевой - известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С.Т. Шацкого по созданию сельской школы - центра воспитания в социальной сфере Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В.А. Сухомлинского, Дудуровской школы Оренбургской области Н.К. Калугина. Перечень этот можно продолжить.




Будем помнить и о том, что сельская школа - это уникальный социальный институт, способствующий динамичному развитию общества , к которому всегда обращены его надежды.


Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру, национальную народную культуру.

Не горит электричество. Только одна
Печка красные блики бросает на стены.
Да ещё в незакрытые окна луна
Льёт квалраты и тянет лиловые тени.
Школа сельская. Запахи мела и парт.
Попрощался февраль. Начинается март.
Мы сидим у печи, говорим не спеша
Про Египет, Бразилию, остров Ямайку.
Как Снегурочка, ночь за окном хороша,
И по притолке бегают красные зайки.
Тяжкий узел волос на затылке твоём
Шею тонкую, смуглую нежно сгибает.
И в печном государстве, объятом огнём,
Хрупкий ряд золотых городов погибает.
А столетие наше идёт и идёт,
Достигая своих необжитых высот.
Зимней ночью пространства таинственней нет,
Чем пустая, глухая, безмолвная школа,
Где детей уже нет,
Где детей ещё нет,
Где плывёт лунный свет
И чуть слышно по классам кряхтение пола.
Ровно полночь на маленьких школьных часах.
Вы - портреты, в кудрях, в бородах и в усах,
Силы новой России, как деды, размерьте.
На сто вёрст за стеной вековые леса,
И на стенах застыли ребят голоса.
Здесь оплот государства и наше бессмертье.
Ты чему их научишь, родная моя, -
Присмирелости, гордости, правде иль кривде?
Кто из них будет книгою бытия,
Кто слепой запятой в неразборчивом шрифте?
Мы великие цели поставили им,
Все богатства земные оставили им.
Мы о многом в пустые литавры стучали,
Мы о многом так трудно и долго молчали.
Но по нашим следам, по кострам и золе
Поколение юных идёт на земле.
Завтра утром мы в месяц весны перейдём
По звонку и по солнцу, без опозданья.
А на рыжих поленьях, объятых огнём,
Всё бегут человечки и рушатся зданья.
В школе мы говорим перед древним огнём.
Много видно отсюда - и ночью и днём.

Луговской Владимир Александрович

Старая сельская школа

Старушка школа на пригорке
Ветха, сера, как все село.
Опять меня в её каморки
Попутным ветром занесло.

Она как будто стала ниже,
Ушла под лиственную сень,
Но те, же голуби на крыше
И та ж под окнами сирень.

Я помню, в лютые метели
Гуляли в школе ветерки,
И все мы в валенках сидели
Шарфы носили и платки.

Светил в потемках поначалу
Нам керосиновый огонь,
А в клубе песни распевала
Одна осипшая гармонь.

Но всё свои держало грани,
Всё совершалось под звонок.
Мы лишь в союзе дум и знаний
Давали каждый свой урок.

С трудом держа гнилую планку
Политехнических основ,
Детей мы звали спозаранку
К баранкам ржавых тракторов.
Учили их в степи привольной
С колхозной нивою дружить
И всех по книжной ниве школьной
Вели упорно сквозь межи.

Они ж внимали всем заветам
С доверьем сельской простаты
И до сих пор живым приветом
Приходят к нам из суеты.

Я вспомню эти были,
Чтоб ими душу отвести.
Мы хоть и в валенках ходили,
Но шли по верному пути.

Ю.И. Коваленко

В сельской школе тишина, покой,
В ней и время, кажется, не властно -
По-домашнему уютно в классах,
Даже жизни ритм совсем другой.
Здесь чисты ребята простотой -
Зависть не успела вкрасться в души.
Страшно этот мир добра разрушить
Бурным вихрем школы городской!
Корни у ребят в родной земле,
И она даёт им эту силу -
Видеть жизнь реальной, но красивой,
Милосердней дети на селе.
Средь житейской серой суеты,
В этом мире подлости и фальши
Дай же, Бог, им сохранить и дальше
Сельской школы лучшие черты!

Ирина Скородумова

Наша сельская школа -

Детства нашего храм.
Ты дорогу по жизни
Открывала всем нам.
Сколько лет над тобой пролетело,
И состарились стены твои.
Но всегда в твоих классах сияли
Детских глаз озорные огни.

И пусть ты не из камня,
Как в больших городах,
Но тепло не иссякнет
В твоих окнах - глазах.
Педагогов прекрасных и добрых
Сколько видели стены твои.
Жаль, что мы не всегда признавались
Им в ребяческой нашей любви.

Ты всё помнишь о каждом,
Кто учился в тебе.
Ты осталась навечно
В каждой нашей судьбе.
Никогда не забудем мы, школа,
Деревянные стены твои!
И за всё, чему нас научила,
Ты прими наш поклон до земли!..
А. Криволапенко

Сельская школа

Сегодня в школе тишина,
Давно молчит звонок,
Не слышно шума из окна,
Не тянется урок.

Закрыты классы - мирно спят,
Пустует коридор,
А во дворе три ряда парт -
Дрова в большой костёр.

Скупой архив - три ряда парт
В потёках от чернил.
На этой Петька - Бонапарт
План боя начертил.

На той - учителя портрет
(Какой же был скандал),
А это вот от бритвы след -
Влад сердце вырезал.

На пятой парте снизу вверх:
Наташка плюс Барбос,
Чтоб та Наташка выше всех
Не задирала нос.

А ниже, там, где был пенал,
Из формул целый лес,
Я их неделю рисовал:
Про скорость, площадь, вес…

Закрыта школа. Поутру
Автобус ходит в центр.
Туда он возит детвору,
Мотает метр на метр.

А школа сельская, увы,
По пояс в ковыле,
Шныряют куры средь травы,
Копаются в золе.

Зияют окна пустотой,
В костре горит ответ,
Он очень сложный и простой:
Рентабельности нет.


Елена Тиллоева

Быть может, вы где-то слыхали про это,

А может, читали в стихах у поэта:
Резное окошко, резное крылечко
И сельская школа над тихою речкой.

Возможно вы где-то видали картину:
Бескрайние дали, холмы и долину,
Село, палисады с душистой сиренью
И сельскую школу под липовой сенью.
Здесь жизни зерно охраняет природа,
Сменяемость суток и времени года.
Рожденья, поминки, крестины и свадьбы
И сельскую школу старинной усадьбы.
Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа - надежда России.

Людмила Марасинова

Закрытая сельская школа
В ней детский не слышится смех,
Не слышится скрип её пола,
И дверь не открыта для всех.
Травой зарастает дорожка -
Не ходит никто на урок,
Учитель, уставший немножко,
Не даст больше в школе звонок.
За парты не сядут ребята,
Урок не начнется для них.
Их голос, звучавший когда-то,
В той школе навечно затих.
Лишь старый директор порою
До школы дойдёт, постоит,
Попробует двери рукою.
«Закрыто опять», - проворчит.
Да годы припомнит былые
И всех педагогов своих.
Какие ж они молодые
И сколько энергии в них!
Без дела теперь постарели -
Закрыта знакомая дверь,
Ребята не носят портфели -
Нет школы в деревне теперь!
Кругом всё уныло и голо,
Не знаю, потомки ль поймут.
Зачем деревенская школа
Стране, где «реформы» идут?

Сергей Трошин

Сельский учитель!

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя - Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью-
Всё вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измеришь обычною мерой.
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой -
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
nsportal.ru/svetlana290371" title="Старчкова Светлана Геннадьевна учитель начальных классов Хабаровский край">Старчкова Светлана Геннадьевна

История Дмитриевской средней школы

Дмитриевской школе в этом году исполняется 138 лет.

Не одно поколение учеников, учителей, директоров прошло сквозь призму времён. А началось всё в 1879 году, когда при покровской церкви в селе Дмитриевка Уфимской губернии было основано Церковно-приходское попечительство, в котором начали свою работу две земские школы, одна в Дмитриевке, а другая в Миловке. В своё время историю школы изучал Разетдин Закиевич Гилемханов, первый директор совхоза «Дмитриевский». Он обратился в Центральный Государственный исторический архив РБ, получил справку, из которой следует, что возраст школы перевалил за сотню с лишним лет.

Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1935 году.

Своему становлению и развитию школа обязана преподавательскому составу и руководителям, её возглавлявшим, а за 135 лет их было немало. К сожалению, не все имена сохранились. Школа приобрела красивый вид благодаря стараниям Константина Митрофановича Лазарева. Вместе с коллективом учителей, учащихся и их родителей в 1965 году он закладывал фундамент нового современного здания школы. Благодаря ему мы теперь имеем среднюю часть нашей большой школы.

С 1977 по 1981 год школой руководил Леонид Иванович Сычёв. При нём было начато строительство огромного спортивного зала, он мечтал о высоких спортивных достижениях своих учеников.

Достраивать начатое Леонидом Ивановичем и возводить новое здание школы, т.к. детей становилось всё больше и больше, пришлось Владимиру Михайловичу Михайлову, который стоял у руля с 1981 по 1988годы. Его так и называли «Строитель», потому что куда бы он не приходил на работу, везде начиналось строительство.

Сегодня этих замечательных людей уже нет рядом с нами, но каждый из них оставил яркий след в нашей памяти.

В сентябре 1988 года пост директора занял Валерий Александрович Сидоров - молодой, энергичный, перспективный руководитель, покоривший всех талантом говорить без бумажки, твёрдыми убеждениями и умением отстаивать свою точку зрения.После десяти лет директорской деятельности Валерий Александрович избран в Совет Уфимского района.

На посту директора его сменила Отличник просвещения СССР Валентина Демьяновна Максимова. Благодаря Валерию Александровичу и Валентине Демьяновне осуществились реконструкция и капитальный ремонт старых зданий, спортзала.

В 2005-2006 учебном году директором был Алексей Алексеевич Слепец. А с 2006 года школой руководила Альфия Камаловна Валикарамова, которая в 1978 году, после окончания БГУ, попала сюда по распределению и осталась навсегда, выйдя замуж.

Дмитриевская школа гордится своими ветеранами, они её золотой фонд.

Маргарита Леонидовна Валеева 50 лет жизни она посвятила преподаванию. Отличник просвещения РСФСР, выпускница нашей школы, твёрдо для себя определила, что будет учителем русского языка и литературы. Её ученики начитанны и отличаются широким кругозором. Выпускники Маргариты Леонидовны постоянно к ней приходят, никогда не забывают своего доброго и отзывчивого классного руководителя.

Учитель химии Раиса Ивановна Сучкова – отличник просвещения РФ и лауреат премии Сороса, а также лучший учитель химии в районе. Именно так говорят о Раисе Ивановне её ученики. Они занимают призовые места на районных олимпиадах, поступают на химические факультеты ВУЗов и чувствуют там себя гораздо увереннее городских сверстников.

Галина Петровна Хохлёнкова работала в школе 40 лет. Она первоклассный математик. Её прекрасное знание предмета и эмоциональность в проведении урока позволили ей стать кумиром и для тех, кто не очень силён в этом предмете. Отличник просвещения РФ, лауреат премии Сороса, а также делегат Всесоюзного съезда учителей.

Ещё одним педагогом гордится школа – Валентиной Николаевной Салазановой, учителем географии. Отличник образования РБ, закончила Ярославский пединститут, по направлению приехала в Дмитриевку, здесь же и обосновалась на всю жизнь. И уже сорок лет работает не покладая рук в этой школе. Очень трудолюбивая, ответственная и скромная. Без путешествий не представляет свою жизнь. До сих пор в зимнее время совершает прогулки на лыжах по Дмитриевским окрестностям. И ведь самое интересное, что на уроках Валентины Николаевны учащиеся сидят и слушают рассказы про наш земной шар «раскрыв рты». А всё потому, что Валентина Николаевна очень любит свой предмет и старается донести до каждого ребёнка любовь к своей земле и к родному краю.

Валентина Александровна Топольницкая в Дмитриевской школе с 1982 года, преподаёт русский язык и литературу. Её любят ученики, уважают родители и ценят коллеги. Эта женщина не только выкладывается на все сто во время уроков, но и всегда активно участвует в различных школьных мероприятиях. Свою любовь к песне она передаёт молодому поколению учителей. В своё время хор учителей школы славился не только в нашем районе.

Благодаря учителю биологии и сельхозтруда Татьяне Даниловне Михайловой, её усердию и трудолюбию школа занимает призовые места в Республиканском конкурсе «Зелёный наряд школы». Татьяна Даниловна с любовью облагораживает пришкольный участок, привлекая к этому занятию учеников.

Учителем физики и астрономии долгие годы в школе работал Валерий Константинович Лабуткин. Сейчас он живёт в Украине.

С 1991 года физику преподаёт Фанзиль Минигараевич Нафиков – лауреат международного Гранта Сороса, Лучший учитель России. Ученики отзываются о нём как о добром, немного строгом, но справедливом человеке.

Евгения Фёдоровна Зубарева тоже обладатель Гранта Президента России. Она очень отзывчивая, добрая и всегда старается в учениках раскрыть их творческие способности.

Отличники образования РБ - Альфия Галеевна Андреева, Алия Сагитовна Райманова, Залия Ахметовна Загитова, Гальнур Ягафаровна Акчурина, а также Люция Нуретдиновна Сидорова – лауреат международного Гранта Сороса и обладательница Гранта Президента РФ.

Долгие годы проработали в школе:

Александр Венедиктович Чудинов, ветеран ВОВ, - учитель производственного обучения;

Александр Антонович Команов, учитель труда;

Анастасия Яковлевна Климова, учитель начальных классов;

Александра Тихоновна Горбаченко,учитель начальных классов;

Александра Кузьминична Ефимова, учитель истории;

Екатерина Федосеевна Тарара, учитель начальных классов;

Минидина Минисламовна Шаймиева, учитель начальных классов;

Антонина Ивановна Кузьмина, учитель русского языка и литературы;

Раиса Сергеевна Сазонова, учитель биологии;

Галина Михайловна Самойленко, учитель начальных классов;

Зинаида Васильевна Дьяконова, учитель начальных классов;

Магинур Сагитовна Арасланова, учитель математики;

Раиса Фазлыевна Салихова, учитель математики и физики;

Зайсан Бакирович Усманов, учитель химии;

Фарзана Агзамовна Усманова, учитель русского языка и литературы;

Нина Ивановна Дегтярёва, учитель немецкого языка;

Раиса Георгиевна Анисимова, учитель биологии;

Гильс Миргалеевич Гизатуллин, учитель музыки;

Любовь Михайловна Бельская, учитель овощеводства и биологии;

Надежда Филипповна Хисамова, учитель математики, завуч;

Анна Алексеевна Маковецкая, учитель математики, начальных классов;

Таслима Мутагаровна Кидрасова, учитель английского языка;

Расиля Хазигалеевна Гутина, учитель русского языка и литературы;

Лилия Хамитовна Абдукаева, учитель математики;

Евдокия Петровна Харитонова, учитель начальных классов;

Рифа Александровна Курбангалина, учитель домоводства;

Надежда Александровна Счислёнок, учитель ИЗО, с\х труда;

Явдат Амирович Чанышев, учитель НВП, ОБЖ;

Нурия Мухамедьяновна Кулгарина, учитель русского языка и литературы;

Зифа Мавлетзяновна Валиева, учитель начальных классов.

Учителя следят за успехами каждого своего выпускника, сопереживают неудачам. Ученики навсегда остаются в сердцах своих учителей.

Школа помнит и гордится своими лучшими выпускниками, ведь «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!». В нашей школе тоже есть немало таких выпускников. Они достойно проявили себя в различных областях: сельское хозяйство и медицина, военное дело и предпринимательство, образование и искусство.

Муфазалов Ф.Ф. – главный радиолог РБ, профессор БГМУ;

Гилемханов А.Р. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Привалова В.Б. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Смагин С.А. – заслуженный нефтяник РБ;

Сидоров В.В. – полковник внутренних войск в отставке;

Лабуткин О.В. – полковник ФСБ;

Васильев С.К. – советник по экономике в Администрации Президента РФ;

Загидуллин Э.Н. – полковник авиации Забайкальского военного округа;

Кагарманова А.И., Хайретдинова Е.Ф. – кандидаты педагогических наук;

Шестаков А.И. – сосудистый хирург, зав.отделением клиники БГМУ;

Гуссамова Г.Р. – начальник РОО Уфимского района;

Аксёнова З.А. – учитель географии СОШ д. Николаевка;

Краснов А.П. – предприниматель;

Ильина А.А. – главный врач Дмитриевской больницы;

Школа, в которую выпускники возвращаются учителями, никогда не канет в Лету, так как каждое поколение будет передавать потомкам лучшие традиции и знания предков.

В нашей школе работали и продолжают работать много выпускников разных лет:

Харитонова Е.П., Валеева М.Л., Чанышев Я.А., Михайлова Т.А., Гурьянова Н.А., Ахмедьянова И.В., Малышева З.А., Магасумов И.К., Каменев А.Н., Слепец А.А., Кузнецова О.А., Сидорова Э.В., Гайнетдинова А.Х., Магасумова О.А., Гатиятуллина Е.З., Скоблик Н.В., Закирова А.Ф., Бухарова С.В., Мустафина З.Т., Данилюк К.В., Хохлёнкова Ю.Н.

Рассказывать об учителях, которые внесли весомый вклад в развитие Дмитриевской школы, о её воспитанниках можно много. Для учителей и учеников она стала вторым домом – тёплым, уютным. Заботливые и отзывчивые педагоги работают здесь не покладая рук, а внимательные ребята с удовольствием приходят сюда, чтобы получить знания.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому!