Бог, природа, человек в поэзии С. Есенина - Сочинение

В произведениях Есенина затронуты многие темы. Здесь можно встретить стихотворения, которые посвящены вере, людям, а также красоте природы. Поэтому не зря данного поэта многие критики называли певцом как любви, так и скорби. Очень часто Есенин любил размышлять именно на тему философско-мировоззренческого характера, он писал и человеке и вселенной, о человеке и природе, о человеке и мире. О радостях, страстях, тревоге, не только любви, но и ненависти. При этом автор всегда оставался верным своей Родине и очень часто вел лирический диалог с Миром.

Есенин называл человека именно дивным творением природы, для него человек был неповторимым цветком, проявлением живой жизни. Обо всем этом он рассказал читателю в своей поэме под названием «Цветы». Здесь он восхищается всем живым, он говорит о том, насколько прекрасной является земля и люди, которые живут на ней.

Строки этой поэмы переполняет гордость и радость за человеческую судьбу и то, что ему уготовило будущее. Есенин верил, он любил и страдал, как, впрочем, и любой другой человек и о своих тревогах он описывал в своем творчестве.

Особенное место в произведениях поэта занимала именно природа, которая принадлежала рязанской земле. И это не удивительно, поскольку эта земля вскормила его, собственно здесь он вырос и вскоре научился любить и понимать окружение. На этой земле поэт увидел то, насколько безгранично красивой может быть природа. Именно рязанские пейзажи автор так часто воспевал в своих стихотворениях.

Небезразлична для поэта была и судьба человечества, особенно касающаяся крестьянства. Его жизнь всегда была тесно связанной с народом, собственно по этой причине главными персонажами его произведений были самые обычные люди, русские крестьяне.

В такой семье и родился сам поэт. Ему очень близка атмосфера народной жизни. Возможно по этой причине многие его произведения очень схожи на красивые народные песни. Здесь можно встретить и серебристую луну, и необъятную, небесную синь, и голубую гладь водоемов, то есть всю ту красоту, которую невозможно не отметить, воспевая родной край.

Именно любовь к родине для Есенина была на первом месте и это чувство основным было для его творчества. Однако не только о безграничной красоте пейзажей Руси можно прочесть в его стихотворениях, то и вере в человеке, о Боге, о великих делах, о великом, но в то же время непростом будущем родного народа.

Но все же, как красиво поэт показывает родную природу. Какое богатство палитры красок он для этого использует. Этой красой и самоотдачей, преданностью невозможно не восхищаться. Читая произведения этого автора, можно увидеть, насколько едины сам поэт с природой. Здесь все является многоцветным и многокрасочным. Да и сам поэт ощущает себя частицей этого чудного мира природы. Более того, он видит красоту во всем в небо, которое покрыто грозовыми тучами, в старом лесу, в поле, которое красуется невероятными цветами и прекрасной зеленью.

Изучая творчество Есенина, складывается такое впечатление будто этот человек собственно создан для того, чтобы писать о природе, чтобы посвящать свои мысли и строки невероятно красивым пейзажам. Ее гениальность является неисчерпаемой и это так четко показывает автор своим читателям.

К тому же природа у Есенина является живой, она не застывшая, как на картинах у художников. В его стихотворениях она действует, и все время реагирует на те события, которые происходят в мире.
Конечно же, нельзя отрицать того, что такой великий человек был яркой личностью, поэтому его произведения и обладают самым невероятным обаянием и притягательностью, которой восхищаются не только читатели, но и другие поэты.

Цель уроков: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира.

Аспекты цели:

1. Образовательный аспект цели: показать единство человека и природы в лирике Есенина.

2. Развивающий аспект цели: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать творческое воображение, ассоциативное и критическое мышление.

3. Воспитательный аспект цели: воспитывать гуманное отношение к природе, пробудить переживания, связанные с восприятием поэзии Есенина, музыки на стихи Есенина.

Домашнее задание предыдущего урока: 1 группа - прочитать стихотворения с описанием пейзажа, найти приемы пейзажной лирики; 2 группа - прочитать стихотворения о животных, раскрыть особенности изображения «живой» природы.

Методы:

Индуктивный метод при языковом исследовании;

Сравнительный анализ поэтического текста;

Аналитическая беседа.

Технологии:

Педагогика сотрудничества;

Элементы технологии критического мышления.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование :

1. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная учителем.

2. Тексты стихотворений Сергея Есенина.

3. Музыкальное приложение: романсы «Отговорила роща золотая…» и «Какая ночь! Я не могу…» в исполнении группы «Золотое кольцо» и Н. Сличенко.

4. Аудиоприложение: Василий Качалов читает «Песнь о собаке».

5. Раздаточный материал для индивидуальной работы: таблицы 1, 2, опорная схема.


6. На правой стороне доски – репродукции картин русских художников о временах года Ф. Васильева, И. Левитана, А. Саврасова и др.

7. На левой стороне доски написаны слова: 1) концепция, синквейн; 2) зеленя, закут, бластился, топь, желна.

Эпиграфы :

«И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег».

С. Есенин.

Ход урока

1. Приветствие.

У ч и т е л ь.

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с природой!

Здравствуйте, те, кто любит поэзию Сергея Есенина!

Слайд 2

Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души.

У ч и т е л ь. Так сказал о. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

2. Стадия вызова.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте вспомним по опорным схемам, что мы знаем о Сергее Есенине. Демонстрация слайдов 3,4.

Детство Сергея Есенина – село Константиново.

Образование – школа, университет.

Литературное направление – ?

Путешествия – ?

Есенин и его женщины – «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну».

Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина – «Все равно остался я поэтом…»

Философская лирика – «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...»

Смерть. Версии о смерти Есенина

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня на каждый из вас откроет для себя еще одну страничку в творчестве Сергея Есенина. А теперь давайте перенесемся на родину Есенина, в село Константиново.

Демонстрация слайдов «Село Константиново и его окрестности» на фоне романса «Отговорила роща золотая» (муз. В. Липатова, исп. «Золотое кольцо»)

Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

«Отрывок из воспоминаний сестры С. Есенина: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село…Раздольны, красивы наши луга. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен…»

У ч и т е л ь. С детства Сергея Есенина окружала такая природа. Воспитанный в крестьянской семье, он не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью природы, старшим братом разумного зверья. Например, своему знакомому художнику он говорил:

– У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе!

– Почему «собачья? – удивлялся художник.

– Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака… И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами…».

У ч и т е л ь. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Репродукции картин русских художников (учитель обращает взгляд на левую сторону доски) тоже затрагивают эту тему (Ответы учащихся).

Слайд 13

Тема урока: «Человек и природа в лирике Сергея Есенина».


У ч и т е л ь. Таким образом, мы можем сформулировать цели урока. (Учащиеся формулируют цели урока, учитель обобщает ответы и озвучивает цели).

Слайд 14

Цели урока:

· показать, как изображает Есенин природу;

· обратить внимание на приемы изображения природы;

· узнать о есенинской концепции мира.

Словарная работа. Обращение к значению слова «концепция» (на правой стороне доски). Концепция(от лат. сoceptio – понимание, система) определенный способ понимания, трактовка какого-то явления, предмета, основная точка зрения на предмет, руководящая идея.

У ч и т е л ь. А сейчас мы послушаем некоторые из стихотворений Есенина о природе, заданных для домашнего ознакомления.

(Звучит чтение наизусть стихотворений : «Пороша», «Береза», «Лисица», «Корова». Аудиозапись: Василий Качалов читает «Песнь о собаке»).

Словарная работа: учитель помогает определить лексические значения слов, записанных на правой стороне доски и прозвучавших в стихотворениях (зеленя – листва, зелень; закут – хлев для мелкого скота; бластился – мерещился; топь – болото; желна – черный дятел с красным теменем)

3. Стадия осмысления.

Работа в парах.

У ч и т е л ь. Я предлагаю вам составить вопросы, которые можно задать после прослушивания стихотворений о природе.

Слайд 15

Таблица 1

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

К кому …?

Объясните, почему…?

Как относится к …?

Почему сравнивает с …?

Как рисует…?

Какие чувства вызывает…?

Звучит тихая аудиозапись : романс «Клен ты мой опавший» на стихи Сергея Есенина (исполняет Николай Сличенко).

Парная работа. Учащиеся записывают вопросы в таблицу.

У ч и т е л ь. Послушаем ваши вопросы (опрос 2-3 учащихся).

У ч и т е л ь. Я тоже хочу задать «толстый» вопрос, на который вы должны ответить с помощью цитат из стихотворений. Какими художественными средствами чаще всего пользуется Есенин, изображая природу? (ответы учащихся: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).

4. «Чтение с пометками».

У ч и т е л ь. Теперь мы можем выделить приемы изображения так называемой «неживой» и «живой» природы. Первая группа расскажет об особенностях есенинского пейзажа, а вторая – об особенностях изображения животных в стихотворениях Есенина. Во время анализа мы заполним эту опорную схему.

Слайд 16

Групповая работа. В результате анализа и обсуждения учащиеся первой группы с частичной помощью учителя выделяют следующие приемы пейзажной лирики:

· чередование различных состояний природы («Синь то дремлет, то вздыхает»);

· уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет»);

· очеловечивание природы («Словно белою косынкой подвязалася сосна»);

· диалог человека с природой («О тонкая березка, Что загляделась в пруд?»).

Затем учащиеся второй группы анализируют стихотворения о животных и выделяют особенности изображения «живой» природы:

· очеловечивание животных («Спит медведиха. И чудится ей: Колет охотник острогой детей»);

· уподобление явлений природы животному миру («Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок», «Осень – рыжая кобыла – чешет гриву»);

· страдания животных на трагедийно уровне («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» – «Песнь о собаке»);

· образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах – как прелая морковь» - «Лисица»);

· противопоставление беззащитности животного человеческой жестокости («Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях» – «Корова»).

Заполнение опорной схемы в листах для индивидуальной работы: «Природа и человек в лирике Есенина» – пейзажная лирика – мир животных – приемы – цитаты. Слайд 16.

5. Стадия рефлексии.

У ч и т е л ь. Подведем итог групповой работе. Какой вывод можно сделать? В чем заключается концепция Есенинского мира?

Ответы учащихся.

У ч и т е л ь (обобщая ответы учащихся, обращаясь к эпиграфам). Да, действительно, для Есенина Природа – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой. У нее глаза –словно «золотые звезды». Она мучается и радуется, страдает и торжествует, живет и умирает. И она кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Человек в его поэзии – часть природы. Есенинская концепция мира и заключается в единстве Природы и Человека. Человека, ответственного за все живое на земле. Как «старший брат», который «зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

У ч и т е л ь. Удалось ли нам сегодня решить поставленные цели?

– Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Удалось ли поэту спустя 100 лет после написания стихов затронуть наши души, заставить сопереживать коровам, собакам?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в кавычках в правом верхнем углу листа.

– Кто работал на «5»?

Творческое задание.

Индивидуальная работа.

У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока. Алгоритм написания вам напомнит этот слайд.

Слайд 17

Алгоритм написания синквейна

· 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.

· 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

· 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.

· 4-я строка (суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль, цитата).

· 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Индивидуальная работа учащихся.

Озвучивание работ школьников.

Синквейн учителя:

Слайд 18

Божественная, беззащитная.

Вздыхает, страдает, плачет.

Живой мир, подобный человеческому.

6. Домашнее задание. Слайд 19.

1. Подобрать стихотворения на тему «Философская лирика Есенина».

2. Заполнить таблицу по творчеству Сергея Есенина «Знал, знаю, хочу узнать»

Таблица 2

ХОЧУ УЗНАТЬ

7. Заключительное слово учителя.

В самом звучании фамилии Есенин есть что-то лесное, природное, весеннее. В то время были популярны в среде поэтов псевдонимы, а ему они не понадобились. Есенин настолько родной, свой, что нам кажется, мы все о нем знаем. И все же за свою короткую жизнь он оставил такое литературное наследие, которое содержит, оказывается, еще множество загадок.

Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что родился, как и мы с вами, в российской деревне, не только потому, что писал о Родине и о родной природе, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те чувства, что и Есенин. Это и сострадание, и жалость, и разочарование, и любовь, и сомнения, и надежды на счастливое будущее.

Я желаю вам всем, чтобы ваши надежды и мечты о счастливом будущем сбылись. Спасибо за сотрудничество!

Литература и ресурсы сети Интернет:

1. «Мне в душу грусть вошла…» Стихотворение «Песнь о собаке». VII класс // Литература в школе. – 2004. – №2. – С.35-37.

2. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.

3. Прокушев Есенин. Поэт. Человек: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1973. – 238 с.

4. Русская литература XXвека. 11 кл. Поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя / , и др.; Под ред. . – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

5. Шнипова схемы-конспекты как творческие проекты: Методическое пособие / ИПКиПРО. – Курган, 2003. – С.22-23.

6. Эвентов Есенин: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

8. http://www. *****/photos/medium_...-

9. http://wiki. kspu. *****/index. php

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир" Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа- его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека - Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная, небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...

«Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, -любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных - «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке;/ прозвучали такие слова: «...и когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег, -

на его глазах тоже сверкнули слезы».

После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер: и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли...
Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В поэзий Есенина появляются новые черты, рожденные революционно» действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая», Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушьи пенья, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и "страдает об обреченной деревне:

Только мне. как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем Есенинский «красногривый жеребенок»:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особо обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни, - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину,
Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»

Из Есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки
.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта...» - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому - вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей - лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа - чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него - из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина - полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный - это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы - о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения - образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души - образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта - русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

Поэтическое наследие великого русского поэта С. Есенина огромно и многогранно. Есенин - «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», даже «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа. Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.
Поэтический диалог лирического героя (Я) с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек -это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни. Поэт пишет: Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек...
Эти строки, наполненные и гордостью, и радостью, и болью, и тревогой за человека, его судьбу, его будущее, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем его стихам. Нельзя любить землю вообще или человека - вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая». В соединении этих двух начал -масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием». Его теппом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения:
Отговорила роща золотая,
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Образ рощи, говорящей «золотым» языком берез, сам по себе поразителен и одновременно раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» - ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и «веселый».
Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в «Песне о собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда «месяц над хатой» показапся ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах - как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Пытаясь остановить людей, убивающих животных, поэт защищает их своей пюбовью.
В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятней.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?..» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
Хорошо ивняком на дороге
Сторожить задремавшую Русь...
В стихотворении «Я покинул родимый дом...» - «... старый клен головой на меня похож».
Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:
Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду...
Одухотворение природы у Есенина и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
«Родился я с песнями», - скажет о себе Есенин. Из окружающей его фольклорной среды он брал лишь то. что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов - образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной (верх - небо, низ - подземное царство, середина - земля); дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге.
Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом...
Своими стихами Есенин показывал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:
Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь «шестую часть земли с названьем Русь».