Корковые центры участвующие в реализации речевого акта. Речевые центры мозга

Более выраженная асимметрия всех изучаемых показателей у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий головного мозга, чем у левшей, что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-временного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма находятся в прямо пропорциональной зависимости от выраженности асимметрии, вероятно, это обусловливает превалирование в популяции правшей (80 – 89%) над левшами (10 – 20%).

Таким образом, в идентичных условиях у правшей и левшей будут формироваться различные функциональные системы. Высокий уровень активности антиноцицептивной системы, выраженность асимметрии, более богатая корреляционная картина и тесная связь изучаемых показателей у правшей позволяют предположить, что адаптивные способности у правшей выше, чем у левшей.

Доминантность полушария и психические функции

Особенно чувствительный удар по теории доминантного полуша-рия нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответству ющих им центров в правом и левом полушарии.

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей - в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами. о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.

Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания (М. С. Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада.

Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.

По данным последних исследований, оказалось, что существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. Исследователями установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.

Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части продолговатого мозга, вызываете понижения диастолического давления на контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно).

Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной (В. Т. Бахур, 1956).

Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что «центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины - обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности - интеллектом.

Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.

Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект - с доминантностью правого полушария.

Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария.

Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них. вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11-летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам (В. И. Голод, 1984; Э. Г. Симерницкая, 1985).

Существуют определенные зоны мозга, обрабатывающие речевую информацию.

Систематические исследования нарушений речи при патологических поражениях мозга ведут свое начала с первой половины 19 века. В 1836 году немецкий невролог Дакс опубликовал свое сообщение о том, что больные с правосторонним инсультом (локальным кровоизлиянием в ткань мозга), как правило, не страдают расстройством речи, в то время как левосторонний инсульт, сопровождающийся параличом правой половины тела, приводит к нарушениям речи достаточно часто. Именно с Дакса ведет начало концепция доминирования (по речи) именно левого полушария мозга.

Нужно отметить, что существует функциональное различие правого и левого полушарий мозга: они по-разному обрабатывают лингвистическую и нелингвистическую информацию, и приоритет в обработке речевой стимуляции принадлежит левому полушарию. В левом полушарии имеются четко отграниченные зоны, «специализирующиеся» на различных связанных с языком формах активности. На рис. 4 представлены две основные кортикальные зоны, связанные с обработкой лингвистической стимуляции.

Рис 4.Схематическое изображение левого полушария головного мозга человека. Центр Брока и центр Вернике - основные центры, связанные с процессами говорения и обработки содержащейся в речи информации соответственно.

Центр Брока, располагающийся в нижней части лобной доли, назван по имени французского хирурга и анатома Поля Брока, который в 1861 г. обнаружил, что именно этот участок левого полушария играет основную роль в воспроизведении речи. Поражение этого центра вызывает явление моторной афазии, при которой больной сохраняет способность воспринимать и понимать чужую речь, но его собственная речь становится крайне неразборчивой, бессвязной, резко изменяет фонематический строй, фонемы могут меняться местами, перепрыгивать с места на место и т.д.

Участок левого полушария, «ответственный» за понимание речи, называется центром Вернике (по имени немецкого психиатра и невролога Карла Вернике). Немецкий психиатр Вернике в 1874 году сообщил об открытии еще одного речевого центра – на это раз в области первой височной извилины (также левого полушария). В отличие от поражения центра Брока повреждение этой области сопровождается сенсорной афазией: больной способен достаточно внятно и грамотно конструировать собственную речь, в то время как обращенная к нему речь воспринимается с большим трудом.

Наибольший интерес для нас (с точки зрения специфики обсуждаемого вопроса) представляет то обстоятельство, что ни при одной из этих форм афазии у пациентов не наблюдается нарушение других аудиальных функций, таких, например, как локализация источника звука, и не снижается острота слуха. Зная о том, насколько экономна нервная система, вполне можно предположить, что уж коль скоро в процессе эволюции в мозге образовались специальные центры - речедвигательный и воспринимающий речь, следовательно, в образующих речь элементах должна присутствовать некая специфическая, биологически релевантная форма стимуляции. По крайней мере то, что специфическим функциям речи соответствуют определенные центры левого полушария головного мозга, согласуется с представлениями о существовании системы, играющей роль «процессора» речи.

В 20 столетии клиницистами были открыты дополнительные речевые центры, которые локализованы в разных отделах коры головного мозга. поражение этих центров вызывали расстройства как устной, так и письменной речи. Большая заслуга в открытии этих центров принадлежит немецким неврологам и психиатрам и в особенности основателю отечественной нейропсихологии Александру Романовичу Лурии.

Центры восприятия и понимания речи расположены в коре головного мозга не хаотично, а вполне упорядоченно, формируя единую целостную систему. Интересно отметить, что многие речевые центры обладают модальной специфичностью. Так, при поражении вторичных и третичных зон зрительной коры встречаются случаи забывания названий предметов, предъявляемых визуально. При поражении соматосенсорной коры наблюдается такое же неузнавание объектов, предъявляемых тактильно.

Патология теменной коры делает невозможным формирование целостного, связного высказывания, особенно если в нем фигурируют пространственные или логические отношения, например: «На ветке дерева гнездо птицы» или «Валя темнее Светы, но светлее Оли. Кто из них самый темный?» и т.д.

Поражение височно-теменно-затылочной области затрудняют манипулирование обобщенными абстрактными понятиями. Так, достаточно простые тесты на обобщение или на исключение лишнего вызывают у больных большие затруднения.

Даже поражение моторной и премоторной областей коры, которые, казалось бы, к речи не имеют прямого отношения, вызывают специфические расстройства – больной начинает забывать глаголы. Так, даже достаточно простую фразу «Собака укусила мальчика. Мальчик ударил собаку» больной не может правильно воспроизвести и лишь беспомощно повторяет: «Собака …мальчик…мальчик …собака».

Лобная область коры, по-видимому, играет роль высшего регулятора и организатора речевой деятельности. Так, поражение лобной области делают речевые высказывания лишенными логической связи. Такие больные склоны к резонерству, часто соскальзывают на побочные ассоциации, не могут выделить наиболее существенные признаки. Кстати, такая же картина наблюдается при некоторых формах шизофрении, сопровождающихся дегенерацией нервных клеток в лобных отделах мозга.

Что же касается исключительной роли левого полушария в речевой деятельности, то этот вопрос также подвергается определенному пересмотру. Приведем лишь один пример. При поражении височной области левого полушария – вблизи центра Вернике – возникают симптомы сенсорной афазии – непонимания речи. При поражении аналогичной зоны правого полушария больной не может связно и развернуто описать слуховой образ. Так, если он прослушивает магнитофонную запись с шумом дождя, гудками автомобилей, журчанием ручья и т.д., то он сможет с уверенностью сказать, что эти звуки разные, но идентифицировать их больной не способен.

Показано, что правое полушарие мозга ответственно за интонацию и эмоциональную выразительность речи. Речь больных с правополушарными повреждениями становится монотонной, лишенной выразительности, бесцветной, что убедительно показывает роль правого полушария в речеобразовании и воспроизведении речи.

В течении нашего занятия, мы познакомились с тем, что представляет собой речь с точки зрения психоакустики, узнали как происходит восприятие неразборчивой речи, познакомились с несколькими теориями восприятия речи, а также основными видами нарушений восприятия речи. Как вы смогли убедиться, речь является достаточно сложным предметом для изучения и в настоящий момент мы лишь коснулись некоторых аспектов, которые большей частью связаны с физиологическими механизмами речеобразования и восприятия.

Вторая сигнальная система

Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И. П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.

Первая сигнальная система – непосредственные ощущения и восприятия – составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек – их комбинации.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.

Говоря об особенностях высшей нервной деятельности человека, Н. Н Данилова цитирует слова И. П. Павлова: «Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка» .

Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира – их восприятие сенсорными системами – соответствующая реакция организма – стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей – объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата – необходимость общаться для скоординированности действий – возникновение слов – объединение их в речь – образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.

Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями». Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни».

Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире».

Объединённые в особые знаковые системы – языки – слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.

Язык реализуется и осуществляется в речи – процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи.

Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Речь является особой и наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку и, в тоже время, одной из сложных психических функций.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Речь - важнейшая функция коры головного мозга человека, осуществляется различными её отделами, к которым относятся корковые речевые зоныдоминантного полушария.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучении корковых речевых зон.

Работа состоит из введения, основной части и списка литературы.

Корковые речевые зоны

Звуковая, как и письменная речь - это способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира и самих себя в этом мире. Управление речевой функцией осуществляется высшими отделами мозга человека - корой больших полушарий, значительные участки сенсорных и моторных областей которой специализированы к восприятию, пониманию, запоминанию и воспроизведению речи, а также подкорковыми образованиями мозга, которые связаны с эмоциями и памятью.

Роль отдельных областей корыбольшого мозга впервые была изучена в 1870 г. немецкими учеными Г. Фричем и Е. Гитцигом. Установлено, что разные участки коры ведают определенными функциями. Было создано учение о локализации функций в коре большого мозга. Отечественными авторами в это учение было внесено много новых данных. Так, например, киевский анатом В.А. Бец в 1874 г. доказал, что каждый участок коры отличается по строению от других участков мозга. Этим было положено начало учению о разнокачественности коры головного мозга. И.П. Павлов рассматривал кору полушарий большого мозга как сплошную воспринимающую поверхность, как совокупность корковых концов анализаторов. Он доказал, что корковый конец анализатора - это не какая-либо строго очерченная зона. В коре большого мозга различают ядро и рассеянные элементы. Ядро - это место концентрации нейронов коры, составляющих точную проекцию всех элементов определенного рецептора, где происходит высший анализ, синтез и интеграция функций. Рассеянные элементы могут располагаться как по периферии ядра, так и на значительном расстоянии от него. В них совершаются более простые анализ и синтез. Наличие рассеянных элементов при разрушении (повреждении) ядра отчасти позволяет компенсировать нарушенную функцию.

По наиболее распространенной классификации К. Бродмана в коре выделено 52 клеточных поля, каждое из которых имеет свой порядковый номер (1,2,3.52).

В зависимости от функциональных особенностей в коре выделяют моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и ассоциативные зоны, осуществляющие связи между различными зонами коры. В данной работе рассмотрим одну из наиболее важных функциональных зон коры - з оны речи .

В коре имеется несколько зон, ведающих функцией речи:

1) Моторный центр речи (центр П. Брока) находится в лобной доле левого полушария - у "правшей", в лобной доле правого - у "левшей".

2) Сенсорный центр речи (центр К. Вернике) расположен в височной доле.

3) Зона, обеспечивающая восприятие письменной (зрительной) речи, находится в угловой извилине нижней теменной дольки.

Речь , как важнейшая функция коры головного мозга, осуществляется различными её отделами, к которым относятся корковые речевые зоны доминантного полушария. В человеческом мозге есть две основные речевые зоны (центры Брока и Вернике). Обе расположены в левом полушарии (рис.1).

Рисунок 1 - Речевые зоны коры: зона Вернике и зона Брока, связанные волокнистым трактом, т. н. дугообразным пучком (он показан стрелкой)

В коре больших полушарий существует три важнейших для речевой функции сенсорных поля:

зрительное - на затылочной поверхности обоих полушарий;

слуховое - в височной извилине каждого полушария;

соматосенсорное - в задней центральной извилине каждого полушария.

В передней центральной извилине правого и левого полушарий расположено первичное моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет речь и письмо. Существуют также вторичные сенсорные, ассоциативные и моторные поля. Прежде всего, это первая височная извилина - область Вернике , обеспечивающая понимание речи, а также важнейшая интегративная часть мозга - лобная доля, регулирующая программное обеспечение речи, сосредоточенное в зоне Брока в префронтальной коре.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. Фонематический анализ - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. восприятие и понимание фонем языка. И главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий - это зона Вернике , расположенная в основании левой височной доли (или правой у левшей) - примерно на полпути от виска к затылку.

Зона Вернике ответственна за восприятие чужой речи, её семантический (смысловой) анализ, а также за организацию "содержания" нашей собственной речи. Не за подбор конкретных слов, но, скорее, за формулировку идей, формирование основного замысла наших высказываний. Зона Вернике мыслит в масштабах "фраз".

Зона Вернике имеет большое значение и для понимания речи. Звучание слова воспринимается первичной слуховой корой, но переработанные здесь сигналы должны пройти через прилегающую зону Вернике , чтобы звуки были истолкованы как речь. Далее информация передаётся одновременно в зону Брока (вторичную речевую зону), которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария, и в глубину височной доли, где "хранится" наш словарный запас.

Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи. Височная доля выдаёт в зону Брока подобранные слова, подходящие к заказанному смыслу, - уже в их фонетической структуре. Зона Брока , жонглируя словами, формирует предложения, организует грамматику и синтаксис - чтобы переправить уже готовый текст в ближайшую к ней артикуляционную моторную зону. И мы говорим.

Речь как функция мозга глубоко асимметрична . Лингвистические способности человека осуществляются преимущественно левым полушарием, структуры которого действуют как единый речевой механизм. После того как информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе или в "неслуховых" образованиях мозга, она должна быть опознана по смыслу. Этот процесс осуществляется в зоне Вернике . Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступающего сигнала - слова .

Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике . Для произнесения слова необходимо, чтобы анализировалось его представительство в зоне Брока , расположенной в лобной извилине. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике , приводят к возникновению детальной программы артикуляции путем активации моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.

корковая речевая зона мозг

Корковые отделы левого полушария выполняют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, а расположенные сзади - для восприятия смысл и речи.

Регуляция речи осуществляется с участием лимбической системы мозга, которая определяет интонационные характеристики речи и ее эмоциональный характер. Многие другие подкорковые образования мозга также принимают участие в речевой функции.

Таким образом, участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого - для опознания интонаций, уличных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.

Высокий уровень общей речевой активности обеспечивается левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума - правым. Правое полушары: не способно реализовать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени - отглагольными существительными, еще в меньшей степени - глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.

Точность воспроизведения речи контролирует слуховая обратная связь, а также афферентация от мышечных и суставных рецепторов речеобразующих органов .

Подкорковый путь участвует в автоматизированных речевых процессах, не требующих обдумывания. Корковый путь участвует в сознательном контроле речи. Эти пути действуют одновременно и параллельно.

Правое и левое полушария выполняют разные функции, но совместно обеспечивают целенаправленное поведение.

И каждое полушарие имеет отделы особое мышление: левое - речевое, правое зрительно-пространственное.

Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а право одновременно и целостно.

Каждое полушарий вносит свой уникальный вклад в речь и мышление.

При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.

Поражение зоны Брока вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется.

При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают свои ошибки.

Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь.

Итак, клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь.

В дальнейшем на основании динамического исследования значительного числа больных с ранениями различных отделов мозга было показано, что если в инициальном периоде ранения речевые расстройства наблюдаются при поражении широких областей левого полушария, то стойкие речевые дефекты остаются лишь в случаях поражения значительно более ограниченных участков мозга, которые в целом совпадают с указанной выше "речевой зоной" (А.Р. Лурия и др.).

В 60-е гг. широкую известность получили исследования В. Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вернике) и получал изменения речевой активности пациентов.

Эти факты нашли свое подтверждение и в более поздних работах. Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности. Однако доминантность одного из полушарий в отношении речевых функций оказалась вовсе не столь абсолютной, как это можно было предполагать, и степень этой доминантности, как показали исследования, значительно варьирует от субъекта к субъекту и от функции к функции.

Еще Джексон (1869) высказывал предположение, что речь осуществляется совместной работой обоих полушарий, причем левое, доминантное, полушарие связано с наиболее сложно построенными формами произвольной речи, в то время как правое полушарие осуществляет более элементарные функции автоматизированной речи.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность зрительных и слуховых областей, моторного представительства речевых мышц, центров Брока и Вернике и угловой извилины. Нейрофизиологические исследования последнего времени показали, что мозговая система обеспечения речи наряду с перечисленными выше корковыми центрами включает также целый ряд подкорковых структур.

К мысли о совместном участии обоих полушарий в осуществлении сложных (в том числе и речевых) психических функций возвращались многие авторы, в советской психологии это положение было разработано Б.Г. Ананьевым (1960).

Список используемой литературы

1. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум А. Лейзерсон Л. Хофстедтер. - М.: Издательство "Мир", 1988. - 248 с.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2007. - 621 с.

3. Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков - М.: МГППУ, 2004. - 400 с.

4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - 496 с.

5. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. - СПб.: Лань, 1999. - 310 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общий обзор строения больших полушарий головного мозга человека, его доли и их функциональные особенности. Архитектоника коры больших полушарий. Строение промежуточного мозга, ствола мозга, мозжечка и продолговатого мозга, его ретикулярная формация.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2010

    Строение головного мозга человека. Функции его отделов: лобной, теменной, затылочной, височной доли, островка. Лимбическая система. Кора больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий. Базальные ядра. Белое вещество конечного мозга.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    Особенности строения головного мозга человека. Борозды и извилины полушарий и теменной доли конечного мозга. Прецентральная извилина как участок лобной доли коры больших полушарий. Функция постцентральной извилины и анализаторы теменной доли мозга.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2010

    Общий план строения нервной системы у позвоночных, ее основные элементы и функции. Физиологические механизмы психической деятельности. Взаимоотношения психических и нервно-физиологических процессов в работе мозга. Общие законы работы больших полушарий.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Понятие о строении и физиологии коры головного мозга. Ее функциональные зоны и синдромы их поражения. Основные группы полей в коре. Высшие корковые функции как основа деятельности человека. Причины их нарушения. Современные методы их исследования.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Функциональные зоны коры больших полушарий, их функциональные особенности и этапы формирования. Особенности и структура топографической анатомии. Затылочная, височная и островковая доли. Филогенез коры больших полушарий мозга. Структура новой коры.

    презентация , добавлен 05.11.2015

    Строение головного мозга человека, гистология его сосудистой оболочки. Функции желез мозга: эпифиза, таламуса, гипоталамуса, гипофиза. Характеристика ассоциативных зон коры больших полушарий мозга и их участие в процессах мышления, запоминания и обучения.

    презентация , добавлен 03.11.2015

    Изучение особенностей строения и функций головного мозга высших позвоночных - центрального органа нервной системы, который состоит из ряда структур: коры больших полушарий, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, ствола мозга. Стадии эмбриогенеза мозга.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Общий план строения коры полушарий большого мозга, особенности их рельефа. Лобная доля и ее извилины. Теменная и лимбическая доли. Затылочная, височная и остравковая (или островок) доли. Филогенез коры больших полушарий мозга. Структура новой коры.

    реферат , добавлен 06.10.2014

    Структура, функции и виды синапсов. Проекционные и ассоциативные зоны коры больших полушарий. Группы крови и резус-фактор. Анатомо-физиологическая система дыхания. Общий план ее строения. Принципы организации рационального питания детей и подростков.

Кора больших полушарий головно­го мозга человека содержит три важнейших для речевой функции сенсорных поля: зрительное (в облас­ти шпорной борозды на медиальной поверхности затылоч­ных долей правой и левой стороны, поле 17 по Бродману); слуховое (в зоне поперечных извилин Гешля; оно состав­ляет часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную сильвиеву бороз­ду, поле 41 по Бродману); сомато-сенсорное (в задней центральной извилине каждой стороны, поля 1-3 по Брод­ману). В передней центральной извилине правого и левого полушарий (поля 4 и 6 по Бродману) расположено первич­ное моторное поле , которое управляет мышцами лица, ко­нечностей и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность че­ловека, существенной частью которой является речь и пись­мо.

Помимо первичных, су­ществуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположенные в непосред­ственной близости к первич­ным зонам: центр восприятия устной речи – центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины – поле 22); центр анализатора письменной речи на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39); центр моторной речи – центр Брока (задний отдел нижней лобной извилины – поле 44); моторный центр письменной речи (средний отдел нижней лобной извилины – поле 6). Важней­шая интегративная часть мозга - лобная дол я, регули­рующая программное обеспе­чение речи. Взаимодействие перечисленных корковых зон осуществляется как за счет транскортикальных ассоциа­тивных связей, так и корково-таламических и соответствую­щих таламо-корковых связей.

Три взаимосвязанные ре­чевые зоны , расположенные в задней височной области, нижней центральной извили­не и в дополнительной мотор­ной коре левого полушария, действуют как единый рече­вой механизм (см. рис. 8).

Восприятие устной речи . После того, как акустическая информац ия, заключен­ная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга , например в зрительной коре, она поступает в первичную слуховую кору . Дальнейшая обработ­ка полученной информации осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосред­ственной близости к первичной слуховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступающего сигнала - слова .

Воспроизведение речи. Для произнесения слова необходимо, что­бы активизировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине . Активация зоны Брока обеспечивается группой волокон, на­зываемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения , поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции . Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проек­ции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.

Восприятие письменной речи. Если вос­принимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину , кото­рая связывает зрительную форму данного слова с его аку­стическим аналогом в зоне Вернике . Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи существует и у глухих людей.

При повреждении различных участков коры левого по­лушария и соединяющих эти участки нервных путей воз­никают нарушения речи - афазии. Формы и проявления афазий различны : это нарушение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, это также неспособность понимать устную речь, даже если произнесение звуков не нарушено.


Все имеющие место в детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.

Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

Зиакание;

Мутизм и сурдомутизм.

Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

Задержка речевого развития различного происхождения (при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Афазии - расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочного отдела) в доминантном полушарии. У детей они развиваются в возрасте после трех лет и выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи. Афазии у взрослых возникают чаще вследствие нарушений мозгового кровообращения в корковых речевых зонах. Афазии в детском возрасте могут возникать вследствие различных причин: черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон, кровоизлияний в них, воспалительных заболеваний. Нередко афазия сочетается с нарушением интеллекта.

Механизм афазий сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате этого больной утрачивает навыки произношения или возможность понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или иных расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию.

Моторная афазия развивается вследствие поражения левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения. Его утрата не связана с параличами мышц артикуляционного аппарата: движения речевых органов у больного сохранены, но он утратил навыки произвольных движений. Эта утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией.

Моторная афазия проявляется полной или частичной утратой собственной речи. В тяжелых случаях сохраняются только отдельные восклицания, и больной объясняется с помощью выразительной мимики и жестов; иногда остаются отдельные слова или звукосочетания. В более легких случаях у больного сохраняются некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения эти очень однообразны. Это своеобразный «телеграфный стиль» речи. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков. Это нарушение называется литеральной парафазией. Слова могут искажаться и за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению. Эти искажения слов называются вербальными парафазиями.

Больные моторной афазией более или менее хорошо понимают обращенную к ним обиходную речь. При необходимости понять более сложные грамматические конструкции они, как правило, испытывают затруднения. Встречаются особые формы афазии, когда нарушена только устная речь (чистая моторная афазия) при полной сохранности письменной речи. Отмечаются также формы моторной афазии, при которых нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранены.

Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки («д» -- «л» -- «н»), например: «халат» -- «хадат» и т. д. Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.

Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.

Сенсорная афазия возникает при поражении области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.

Главным проявлением сенсорной афазии является полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает звуки как нечленораздельные шумы.

А. Р. Лурия выделяет две формы сенсорной афазии: акустико-гностическую и акустико-мнестическую.

Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажения и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазий, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логоррея).

При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, но не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения. Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко.

Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает названия предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазий и затруднениях при необходимости назвать предметы. Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным.

Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии - затруднения при необходимости понимать сложные логико-грамматические конструкции. В наибольшей мере это относится к тем из них, которые выражают пространственные отношения. В связи с этим больные затрудняются в понимании инструкций типа: «Нарисуй круг над крестом» и т. д. Кроме того, имеются затруднения в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные (больше -о меньше, старше-младше, выше-ниже и т. д.), а также временно-пространственные (перед, после и т. д.) отношения.

При семантической афазии отмечается также и забываение слов. Однако подсказка в виде произношения первого звука или слога при этом варианте помогает больным воспроизвести все слово.

Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь.

Поэтому симптомы афазии, особенно в детском возрасте, в большинстве случаев носят смешанный, сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии имеют место и некоторые сенсорные нарушения. Афазия получает название моторной или сенсорной в зависимости от преобладающего при этом нарушения.

Диагностика афазии представляет определенную сложность. Это прежде всего связано с клинической неоднородностью одних и тех же симптомов на разных этапах ее развития.

Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до двух с половиной - трех лет, т. е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалия, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.

Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). У него отмечается недоразвитие активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Последние, как и при моторной афазии, в первую очередь связаны с проявлениями оральной апраксии. Понимание обращенной речи относительно сохранено. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, особенно ее семантической стороны (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций). При моторной алалии наблюдается также нарушения письменной речи.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушения слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка. Деление алалии на моторную и сенсорную еще более условно, чем это имело место при афазии.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.

При дизартрии наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвития других компонентов речевой системы (лексико-грамматической стороны речи, фонематического слуха и др.), а также общей моторики.

Общими клиническими признаками дизартрии являются:

нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга;

ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов.

Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков ([р], [л], [т]). При дизартрии нарушаются согласованные движения мышц речевого аппарата, поэтому нарушается произношение многих звуков, требующих этих согласованных движений. Причем нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке, когда очень важны согласованные движения артикуляционного аппарата. При парезе круговой мышцы рта отмечается ограниченная подвижность губ. Ребенок не может вытянуть губы вперед «трубочкой» или растянуть углы рта в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков ([б], [и], [м], [в], [п]).

При дизартрии обычно отмечается малая подвижность мягкого неба в результате нарушения иннервации небных мышц. Мышцы мягкого неба иннервируются двигательными веточками языкоглоточного и блуждающего нервов. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их ядер или ядерных связей различают периферический и центральный парез мышц мягкого неба. При поражении мышц мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). При поражении блуждающего нерва открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афонией) вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый, с нарушением модуляции. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. Все движения гортани связаны с движениями языка, неба и нижней части, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего наблюдаются вместе.

При дизартриях наблюдаются также и нарушения дыхания. Эти нарушения могут быть связаны с парезом дыхательных мышц, с нарушением центральной регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией.

При некоторых дизартриях наблюдается усиленное слюнотечение (гиперсаливация). Она особенно характерна для псевдобульбарной дизартрии. Такая форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный. Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе. Она отличается от псевдобульбарной дизартрии тем, что, помимо, нарушения глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушения звукопроизношения, неподвижности голосовых связок, отсутствуют глоточный и небный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

При поражении подкорковых отделов мозга наблюдается подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия. Характерными чертами этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены), выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда наблюдаются гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.

При поражении мозжечковой системы наблюдается мозжечковая дизартрия, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где осуществляется анализ импульсов из мышц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартрия. Она характеризуется более изолированными нарушениями произношениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.

Заикание и расстройства темпа речи. Заикание - это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Возникает заикание чаще всего в возрасте от двух до пяти лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с ОНР, моторной алалией заикание преимущественно возникает в возрасте 6-7 лет, когда начинает формироваться фразовая речь как средство общения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания.

Механизм заикания изучен недостаточно. Предполагается, что определенную роль в его развитии играет врожденная или рано приобретенная недостаточность систем, осуществляющих моторные механизмы речевой деятельности. На фоне недостаточности определенное значение имеет нарушение корковой нейродинамики с образованием «изолированного больного пункта» (по И. П. Павлову) в коре головного мозга.

Заикание чаще начинается с тонических судорог в дыхательной и голосовой (фонаторной) мускулатуре; затем происходит их постепенное распространение и на мышцы артикуляционного аппарата. При заикании всегда нарушено речевое дыхание, наблюдается усиление мышечного тонуса в фонаторной и артикуляционной мускулатуре. При попытках к речи в мышцах речевой мускулатуры возникает судорога. В зависимости от характера этой судороги различают тоническое и клоническое заикание.

При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь. Застревает на первом звуке. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре. Чаще отмечается смешанная форма заикания: тонико-клоническая (с преобладанием тонического спазма) или клонико-тоническая (с преобладанием клонических судорог).

При заикании наблюдаются различные сопутствующие речи дополнительные движения: главным образом это касается мышц лица (раздувание ноздрей, подергивание глаз, щек и т. д.). Иногда сопутствующие движения наблюдаются и в конечностях.

Все проявления заикания резко усиливаются при необходимости общения, особенно с незнакомыми людьми.

Органические формы заикания возникают после очаговых поражений центральной нервной системы (энцефалитов, менингитов, менингоэнцефалитов) в области подкорковых узлов мозга. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).

Учение о цитоархитектонике коры полушарий головного мозга соответствует учению И.П. Павлова о коре, как системе корковых концов анализаторов. Анализатор, по Павлову, «есть сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу» Анализатор состоит из трех частей - наружного воспринимающего аппарата (органа чувств), проводниковой части (проводящие пути головного и спинного мозга) и конечного коркового конца (центра) в коре больших полушарий конечного мозга. По Павлову, корковый конец анализатора состоит из «ядра» и «рассеянных элементов».

Ядро анализатора по структурным и функциональным особенностям подразделяют на центральное поле ядерной зоны и периферическое. В первом формируются тонко дифференцированные ощущения, а во втором - более сложные формы отражения внешнего мира.

Рассеянные элементы представляют собой те нейроны, которые находятся за пределами ядра и осуществляют более простые функции.

На основании морфологических и экспериментально-физиологических данных в коре головного мозга выделены наиболее важные корковые концы анализаторов (центры), которые путем взаимодействия обеспечивают функции мозга.

Локализация ядер основных анализаторов следующая:

Корковый конец двигательного анализатора (предцентральная извилина, предцентральная долька, задний отдел средней и нижней лобной извилин). Предцентральная извилина и передний отдел околоцентральной дольки входит в состав прецентральной области - двигательной или моторной зоны коры (цитоархитектонические поля 4, 6). В верхнем отделе предцентральной извилине и предцентральной дольке находятся двигательные ядра нижней половины тела, а в нижнем отделе - верхней. Наибольшую площадь всей зоны занимают центры иннервации кисти руки, лица, губ, языка, а меньшую площадь, центры иннервации мышц туловища и нижних конечностей. Раньше считали эту область только двигательной, но в настоящее время ее считают областью, в которой находятся вставочные и двигательные нейроны. Вставочные нейроны воспринимают раздражения от проприорецепторов костей, суставов, мышц и сухожилий. Центры двигательной зоны осуществляют иннервацию противоположной части тела. Нарушения функции предцентральной извилины приводит к параличам на противоположной стороне тела.

Ядро двигательного анализатора сочетанного поворота головы и глаз в противоположную сторону, а также Двигательные ядра письменной речи - графии, имеющие отношение к произвольным движениям, связанными с написанием букв, цифр и других знаков локализуются в заднем отделе средней лобной извилины (поле 8) и на границе теменной и затылочной долей (поле 19). Центр графии тесно связан и с полем 40, расположенным в надкраевой извилины. При повреждении этой области больной не может производить движения, которые необходимы для начертания букв.


Премоторная зона расположена кпереди от моторных участков коры (поля 6 и 8). Отростки клеток этой зоны связаны как с ядрами передних рогов спинного мозга, так и с подкорковыми ядрами, красным ядром, черной субстанцией и др.

Ядро двигательного анализатора артикуляции речи (рече-двигательный анализатор) находятся в заднем отделе нижней лобной извилине (поле 44, 45, 45а). В поле 44 - зона Брока, у правшей - в левом полушарии осуществляется анализ раздражений от двигательного аппарата, посредством которого образуются слоги, слова, фразы. Этот центр образовался рядом с проекционной областью двигательного анализатора для мышц губ, языка, гортани. При поражении его человек способен произносить отдельные речевые звуки, но способность образовать из этих звуков слова он утрачивает (двигательная или моторная афазия). В случае поражения поля 45 наблюдается: аграмматизм - больной утрачивает способность составлять из слов предложения, согласовывать слова в предложения.

Корковый конец двигательного анализатора сложных координированных движений у правшей расположен в нижней теменной дольке (поле 40) в области надкраевой извилине. При поражении поля 40 больной несмотря на отсутствие явлений паралича, теряет способность пользоваться предметами обихода, утрачивает производственные навыки, что называется апраксией.

Корковый конец кожного анализатора общей чувствительности - температурной, болевой, осязательной, мышечно-суставной - располагается в постцентральной извилине (поля 1, 2, 3, 5). Нарушение этого анализатора приводит к потере чувствительности. Последовательность расположения центров и их территория соответствует моторной зоне коры.

Корковый конец слухового анализатора (поле 41) помещается в средней части верхней височной извилине.

Слуховой анализатор устной речи (контроль своей речи и восприятие чужой) находится в задней части верхней височной извилины (поле 42) (зона Вернике_ при его нарушении человек слышит речь, но не понимает ее (сенсорная афазия)

Корковый конец зрительного анализатора (поля 17, 18, 19) занимает края шпорной борозды (поле 17), полная слепота возникает при двустороннем поражении ядер зрительного анализатора. В случаях поражения полей 17 и 18 наблюдается потеря зрительной памяти. При поражении поля 19 человек утрачивает способность к ориентировке в новой для него обстановке.

Зрительный анализатор письменных знаков находится в угловой извилине нижней теменной дольке (поле 39s). При поврежнении этого поля больной утрачивает способность анализа написанных букв, то есть теряет способность читать (алексия)

Корковые концы обонятельного анализатора находятся в крючке парагиппокампальной извилине на нижней поверхности височной доли и гиппокампе.

Корковые концы вкусового анализатора - в нижнем отделе постцентральной извилины.

Корковый конец анализатора стереогностического чувства - центр особо сложного вида узнавания предметов на ощупь находится в верхней теменной дольке (поле 7). При поражении теменной дольки больной не может узнавать предмет, ощупывая его рукой, противоположной очагу поражения - стереогнозия. Различают слуховую гнозию - узнавание предметов по звуку (птицу - по голосу, автомобиль - по шуму моторов), зрительную гнозию - узнавание предметов по виду и т. д. Праксия и гнозия являются функциями высшего порядка, осуществление которых связано как с первой, так и со второй сигнальной системой, что является специфической функцией человека.

Любая функция локализуется не в одном определенном поле, а лишь преимущественно связана с ним и распространяется на большом протяжении.

Речь - является одной из филогенетически новой и наиболее сложно локализованной функцией коры, связанной со второй сигнальной системой, по И.П. Павлову. Речь появилась в ходе социального развития человека, в результате трудовой деятельности. «...Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьянами, далеко превосходит его по величине и совершенству» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Функция речи крайне сложна. Она не может быть локализована в каком-либо участке коры, в ее осуществлении участвует вся кора, а именно нейроны с короткими отростками, расположенные в поверхностных ее слоях. С выработкой нового опыта, речевые функции могут перемещаться в другие области коры, как жестикуляция глухонемых, чтение слепых, письмо ногой у безруких. Известно, что у большинства людей - правшей - речевые функции, функции узнавания (гнозия), целенаправленного действия (праксия)связаны с определенными цитоархитектоническими полями левого полушария, у левшей - наоборот.

Ассоциативные зоны коры занимают остальную значительную часть коры, они лишены явной специализации, ответственны за объединение и переработку информации и программированного действия. Ассоциативная кора составляет основу высших процессов, как память, научение, мышление, речь.

Нет зон, рождающих мысли. Для принятия самого незначительного решения участвует весь мозг, вступают в действие разнообразные процессы, происходящие в различных зонах коры и в низших нервных центрах.

Кора головного мозга принимает информацию, обрабатывает ее и хранит в памяти. В процессе приспособления (адаптации) организма к внешней среде в коре сформировались сложные системы саморегуляции, стабилизации, обеспечивающие определенный уровень функции, системы самообучения с кодом памяти, системы управления, работающие на основе генетического кода с учетом возраста и обеспечивающие оптимальный уровень управления и функций в организме, системы сличения, обеспечивающие переход от одной формы управления к другой.

Связи между корковыми концами того или иного анализатора с периферическими отделами (рецепторами) осуществляются системой проводящих путей головного и спинного мозга и отходящих от них периферических нервов (черепно-мозговые и спинномозговые нервы).

Подкорковые ядра. Располагаются в белом веществе основания конечного мозга и образуют три парные скопления серого вещества: полосатое тело, миндалевидное тело и ограда , которые составляют примерно 3% от объема полушарий.

Полосатое тел о состоит из двух ядер: хвостатого и чечевицеобразного.

Хвостатое ядро находится в лобной доле и представляет собой образование в виде дуги, лежащей сверху зрительного бугра и чечевицеобразного ядра. Оно состоит из головки, тела и хвоста , которые принимают участие в образовании латеральной части стенки переднего рога бокового желудочка мозга.

Чечевицеобразное ядро крупное пирамидальной формы скопление серого вещества, расположено кнаружи от хвостатого ядра. Чечевицеобразное ядро делится на три части: наружную, темного цвета - скорлупу и двух светлых медиальных полосок - наружного и внутреннего члеников бледного шара.

Друг от друга хвостатое и чечевицеобразное ядра отделены прослойкой белого вещества - частью внутренней капсулы . Другая часть внутренней капсулы отделяет чечевицеобразное ядро от нижележащего таламуса.

Полосатое тело образует стриопаллидарную систему , в которой более древней структурой в филогенетическом отношении является бледный шар - паллидум . Его выделяют в самостоятельную морфо-функциональную единицу, которая выполняет моторную функцию. Благодаря связям с красным ядром и черным веществом среднего мозга, паллидум осуществляет движения туловища и рук при ходьбе - перекрестную координацию, ряд вспомогательных движений при перемене положений тела, мимические движения. Разрушение бледного шара вызывает ригидность мускулатуры.

Хвостатое ядро и скорлупа более молодые структуры полосатого тела - стриатум , который непосредственно моторной функцией не обладает, а выполняет контролирующую функцию по отношению к паллидуму, несколько затормаживая его влияние.

При поражении хвостатого ядра у человека наблюдаются ритмические непроизвольные движения конечностей (хорея Гентингтона), при дегенерации скорлупы - дрожание конечностей (болезнь Паркинсона).

Ограда - сравнительно тонкая полоска серого вещества, расположенная между корой островка, отделяющийся от него белым веществом - внешней капсулой и скорлупой, от которой отделяется наружной капсулой . Ограда является сложным образованием, связи которого до настоящего времени мало изучены, а функциональное значение не ясно.

Миндалевидное тело - крупное ядро, расположенное под скорлупой в глубине переднего отдела височной доли, имеет сложное строение и состоит из нескольких ядер, различающихся по клеточному составу. Миндалевидное тело является подкорковым обонятельным центром и входит в состав лимбической системы.

Подкорковые ядра конечного мозга функционируют в тесной взаимосвязи с корой больших полушарий, промежуточным мозгом и другими отделами мозга, принимают участие в образовании как условных, так и безусловных рефлексов.

Вместе с красным ядром, черным веществом среднего мозга, таламусом промежуточного мозга, подкорковые ядра образуют экстрапирамидную систему , осуществляя сложные безусловно-рефлекторные двигательные акты.

Обонятельный мозг человека является самой древней частью конечного мозга, возникшей в связи с рецепторами обоняния. Он делится на два отдела: периферический и центральный.

К периферическому отделу относятся: обонятельная луковица, обонятельный тракт, обонятельный треугольник и переднее продырявленное вещество.

В состав центрального отдел а входят: сводчатая извилина , состоящая из поясной извилины , перешейка и парагиппокампальной извилины , а также гиппокамп - своеобразной формы образование, расположенное в полости нижнего рога бокового желудочка и зубчатая извилина , лежащая внутри гиппокампа.

Лимбическая система (кайма, край) названа так потому, что корковые структуры, входящие в нее, находятся на краю неокортекса и как бы окаймляют ствол мозга. Лимбическая система включает в себя как определенные зоны коры (архипалеокортикальные и межуточные области), так и подкорковые образования.

Из корковых структур это: гиппокамп с зубчатой извилиной (старая кора), поясная извилина (лимбическая кора, являющаяся межуточной), обонятельная кора, перегородка (древняя кора).

Из подкорковых структур: мамиллярное тело гипоталамуса , переднее ядро таламуса, миндалевидный комплекс , а также свод.

Кроме многочисленных двусторонних связей между структурами лимбической системы существуют длинные пути в виде замкнутых кругов, по которым осуществляется циркуляция возбуждения. Большой лимбический круг - круг Пейпеца включает в себя: гиппокамп, свод, мамиллярное тело, сосцевидно-таламический пучок (пучок Вик д"Азира), переднее ядро таламуса, кору поясной извилины, гиппокамп . Из вышележащих структур наиболее тесные связи лимбическая система имеет с лобной корой. Свои нисходящие пути лимбическая система направляет к ретикулярной формации ствола мозга и к гипоталамусу.

Через гипоталамо-гипофизарную систему она осуществляет контроль над гуморальной системой. Для лимбической системы характерна особая чувствительность и особая роль в функционировании гормонов, синтезируемых в гипоталамусе окситоцина и вазопресина, секретируемых гипофизом.

Основной целостной функцией лимбической системы является не только обонятельная функция, но и реакции, так называемого врожденного поведения (пищевые, половые, поисковые и оборонительные). Она осуществляет синтез афферентных раздражений, имеет важное значение в процессах эмоционально-мотивационного поведения, организует и обеспечивает протекание вегетативных, соматических и психических процессов при эмоционально-мотивационной деятельности, осуществляет восприятие и хранение эмоционально значимой информации, выбор и реализацию адаптивных форм эмоционального поведения.

Так, функции гиппокампа связаны с памятью, обучением, формированием новых программ поведения при изменении условий, в формировании эмоциональных состояний. Гиппокамп имеет обширные связи с корой больших полушарий и гипоталамусом промежуточного мозга. У психически больных поражены все слои гиппокампа.

Вместе с тем, каждая структура, входящая в лимбическую систему, вносит свой вклад в единый механизм, имея свои функциональные особенности.

Передняя лимбическая кора обеспечивает эмоциональную выразительность речи.

Поясная извилина принимает участие в реакциях настораживания, пробуждения, эмоциональной активности. Она соединена волокнами с ретикулярной формацией и вегетативной нервной системой.

Миндалевидный комплекс отвечает за пищевое и оборонительное поведение, стимуляция миндалевидного тела вызывает агрессивное поведение.

Перегородка принимает участие в переобучении, снижает агрессивность и страх.

Мамиллярные тела играют большую роль в выработке пространственных навыков.

Кпереди от свода в различных его отделах располагаются центры удовольствия и боли.

Боковые желудочки являются полостями полушарий конечного мозга. Каждый желудочек имеет центральную часть, прилегающую к верхней поверхности зрительного бугра в теменной доле и три, отходящих от нее рога.

Передний рог отходит в лобную долю, задний рог - в затылочную долю, нижний рог - в глубину височной доли. В нижнем роге расположено возвышение внутренней и частично нижней стенки - гиппокамп. Медиальной стенкой каждого переднего рога является тонкая прозрачная пластинка. Правая и левая пластинки образуют между передними рогами общую прозрачную перегородку.

Боковые желудочки, как и все желудочки мозга заполнены церебральной жидкостью. Через межжелудочковые отверстия, которые находятся впереди зрительных бугров, боковые желудочки сообщаются с третьим желудочком промежуточного мозга. Большая часть стенок боковых желудочков образована белым веществом полушарий конечного мозга.

Белое вещество конечного мозга. Образовано волокнами проводящих путей, которые группируются в три системы: ассоциативные или сочетательные, комиссуральные или спаечные и проекционные.

Ассоциативные волокна конечного мозга соединяют различные участки коры в пределах одного полушария. Они делятся на короткие волокна, лежащие поверхностно и дугообразно, соединяющие кору двух соседних извилин и длинные волокна, лежащие глубже и соединяют отдаленные друг от друга участки коры. К ним относятся:

1) Пояс, который прослеживается от переднего продырявленного вещества до извилины гиппокампа и соединяет кору извилин медиальной части поверхности полушария - относится к обонятельному мозгу.

2) Нижний продольный пучок соединяет затылочную долю с височной, проходит вдоль наружной стенки заднего и нижнего рога бокового желудочка.

3) Верхний продольный пучок соединяет лобную, теменную и височную доли.

4) Крючковатый пучок соединяет прямую и глазничные извилины лобной доли с височной.

Комиссуральные нервные пути соединяют области коры обеих полушарий. Они образуют следующие комиссуры или спайки:

1) Мозолистое тело самая большая комиссура, которая соединяет различные участки новой коры обоих полушарий. У человека оно значительно больше, чем у животных. В мозолистом теле различают передний изогнутый книзу (клювом) конец - колено мозолистого тела, среднюю часть - ствол мозолистого тела и утолщенный задний конец - валик мозолистого тела. Вся поверхность мозолистого тела покрыта тонким слоем серого вещества - серым облачением.

У женщин в определенном участке мозолистого тела проходит больше волокон, чем у мужчин. Таким образом, межполушарные связи у женщин более многочисленные, в связи с этим у них лучше происходит объединение информации, имеющейся в обоих полушариях, этим и объясняются половые различия в поведении.

2) Передняя мозолистая спайка расположена позади клюва мозолистого тела и состоит из двух пучков; один соединяет переднее продырявленное вещество, а другой - извилины височной доли, преимущественно гиппокампову извилину.

3) Спайка свода соединяет центральные части двух дугообразных пучков нервных волокон, которые образуют расположенный под мозолистом телом свод. В своде различают центральную часть - столбы свода и ножки свода. Столбы свода соединяют треугольной формы пластинку - спайку свода, задний отдел которой сращен с нижней поверхностью мозолистого тела. Столбы свода, изгибаясь кзади, вступают в гипоталамус и заканчиваются в сосковидных телах.

Проекционные пути соединяют кору полушарий головного мозга с ядрами мозгового ствола и спинного мозга. Различают: эфферентные - нисходящие двигательные пути, проводящие нервные импульсы от клеток двигательных областей коры к подкорковым ядрам, двигательным ядрам мозгового ствола и спинного мозга. Благодаря этим путям двигательные центры коры головного мозга проецируются на периферию. Афферентные - восходящие чувствительные пути являются отростками клеток спинномозговых ганглий и ганглий черепно-мозговых нервов - это первые нейроны чувствительных путей, которые оканчиваются на переключательных ядрах спинного или продолговатого мозга, где находятся вторые нейроны чувствительных путей, идущие в составе медиальной петли к вентральным ядрам таламуса. В этих ядрах лежат третьи нейроны чувствительных путей, отростки которых идут в соответствующие ядерные центры коры.

Как чувствительные, так и двигательные пути образуют в веществе больших полушарий систему лучеобразно расходящихся пучков - лучистый венец, собирающийся в компактный и мощный пучок - внутреннюю капсулу, которая располагается между хвостатым и чечевицеобразными ядрами, с одной стороны и таламусом, с другой стороны. В ней различают переднюю ножку, колено и заднюю ножку.

Проводящие пути головного мозга и это спинномозговые пути.

Оболочки головного мозга. Головной мозг также как и спинной мозг покрыт тремя оболочками - твердой, паутинной и сосудистой.

Твердая оболочк а головного мозга отличается от таковой спинного мозга тем, что сращена с внутренней поверхностью костей черепа, отсутствует эпидуральное пространство. Твердая оболочка образует каналы для оттока венозной крови от мозга - пазухи твердой оболочки и дает отростки, обеспечивающие фиксацию головного мозга - это серп большого мозга (между правым и левым полушариями мозга), намет мозжечка (между затылочными долями и мозжечком) и диафрагма седла (над турецким седлом, в котором расположен гипофиз). В местах отхождения отростков твердая мозговая оболочка расслаивается, образуя синусы, куда оттекает венозная кровь головного мозга, твердой мозговой оболочки, костей черепа в систему наружных вен через выпускники.

Паутинная оболочка головного мозга расположена под твердой и покрывает мозг, не заходя в его борозды, перекидываясь через них в виде мостиков. На ее поверхности расположены выросты - пахионовы грануляции, имеющие сложные функции. Между паутинной и сосудистой оболочками образуется подпаутинное пространство, хорошо выраженное в цистернах, которые образуются между мозжечком и продолговатым мозгом, между ножками мозга, в области латеральной борозды. Подпаутинное пространство головного мозга сообщается с таковыми спинного мозга и четвертым желудочком и заполнено циркулирующей церебральной жидкостью.

Сосудистая оболочка головного мозга состоит из 2-х пластинок, между которыми располагаются артерии и вены. Она тесно сращена с веществом головного мозга заходит во все щели и борозды и участвует в образовании сосудистых сплетений, богатых кровеносными сосудами. Проникая в желудочки мозга, сосудистая оболочка продуцируют церебральную жидкость, благодаря ее сосудистым сплетениям.

Лимфатические сосуды в оболочках мозга не обнаружены.

Иннервация оболочек мозга осуществляется V, X, XII парами черепно-мозговых нервов и симпатическим нервным сплетением внутренних сонных и позвоночных артерий.