Где в европе нет цыган. Происхождение цыган

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Цыгане, кто они? Откуда и когда пришли в наши земли?


Никогда толком не задавалась этим вопросом, хотя встречаясь с небольшим табором на улице стараюсь пройти бочком-бочком, а лучше перейти на другую сторону улицы. Так спокойнее. Какие у меня ассоциации со словом Цыган? Мошенник, бродяга, грязнуля, Будулай, стописят длинных грязных юбок, куча детишек-попрошаек, гадалка, наркотики, бароны. Могу перечислять дальше, но не стану.


Зачем я полезла в эту тему? Да все просто: проезжая по дорогам Словакии и Румынии увидела жилища цыган, сравнила их, ужаснулась увиденным мною словацким трущобам и румынским дворцам. Дальше больше — потащило меня в цыганскую тему.


Дворцы румынских цыганских баронов недалеко от Клуж-Напоки. Я сначала не поняла что за купола сверкают на солнышке, оказалось — дворцы!





Сходка баронов на пасху — после церкви…


Вот карта распределения цыган по странам Европы



На население малюсенькой Словакии, которое составляет всего 5,5 миллионов, приходится 65 000 (официально) тысяч цыган! У Румын население страны более 21 миллиона — цыгане составляют полмиллиона человек.


В Словакии цыгане отличаются от словаков как внешне, так и образом жизни. Их жилища — жуткие гетто на окраинах городков и деревень, вокруг которых мусорка из отходов, дома как после бомбежки покрыты сажей, в свалках копаются грязные оборванные дети. И все это творится пусть на задворках, но все же Европы.





Это район Луник-9 в г. Кошице, Словакия. Здесь живут цыгане, подобные поселения по всей стране, с недавних пор словаки, живущие по соседству с этим ужасом, стали ставить заборы — «берлинские стены», за собственные деньги, чтобы оградить себя и своих детей от цыганских набегов. Такая же стена в районном центре Михаловце.



Когда видишь такое впервые, неизбежно наступает культурный шок. Второй раз уже как-то поспокойнее, в третий раз уже хочется понять — а что же происходит, почему здесь их скопилось столько, почему власти Евросоюза сложили руки и ничего не могут изменить? С такими вопросами обратилась к словакам и в великий и могучий интернет.


Что ответили словаки? Они интеллигентно разводят руками и говорят, что пашут за себя и за цыгана. Дело в том, что цыгане, как всем известно, плодятся довольно быстро, и при этом правительство Словакии платит им пособия на детей. Такая демократия местным совершенно не нравится, потому что за цыган налоги платят все те, кто усердно вкалывает. Замкнутый круг: детей все больше и больше, работать никто не хочет, а если и хочет, то на приличную работу их не берут, разве подсобными рабочими на стройках, да и то — глаз да глаз. Короче, цыгане в восточной Европе — огромная социальная проблема, даже тупик, в который Европа сама себя же и загнала.


Они пришли в Европу из Индии. Цыгане и теперь понимают часть слов из санскрита. Они внешне похожи на индийцев, да и некоторые традиции схожи. Попав в Византию в 12 веке они сформировались как народность и видимо с тех времен стали называть себя «рома». Их религией стало христианство, хотя назвать их истинными хранителями веры довольно сложно… Те же, кто осел по дороге в Персии приняли ислам. В Европе бытовало мнение, что цыгане пришли из Египта (мол они построили Пирамиды), наверное поэтому на многих языках цыган называют Gypsies — египтяне. И уже из Византии они перебрались в восточную Европу, а затем в Молдавию, Россию, Украину. В 18 веке их стали нещадно истреблять в Пруссии, были даже законы, по которым истребляли не только взрослое цыганское население, но и детей. А что творилось с цыганами во время второй мировой — это был настоящий холокост, параллельно с уничтожением евреев уничтожали цыган. Но они выжили и продолжают плодиться и размножаться.


Это фотки итальянского фотографа Carlo Gianferro с его сайта http://www.carlogianferro.com/gypsyinteriors/


Как живут цыганские бароны…





Удивительный народ, они даже толком не хранят свою историю, хотя некоторые цыганские легенды подтверждают их индийское происхождение. Их пытались укоренять, давая жилье и пособия, ограничивая их перемещения жесткими границами стран. Но распахнутые двери Евросоюза снова дали возможность перемещаться внутри Европы. Хотя Великобритания сразу ограничила их въезд, а Николя Саркози не выдержав натиска полчищ цыган, выпустил закон о их депортации в Румынию и Болгарию. Хоть и получили цыгане как и другие граждане Евросоюза бесприпятственно перемещаться по территории Европы, их ограничивают получением соцльгот по мету регистрации и не дают возможность устраиваться на работу в других странах Евросоюза. Впрочем, так же как и в своих Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии.


Получается замкнутый круг: цыгане много веков назад разучились (а возможно и никогда и не умели) работать на земле, их не берут на работу, платят пособия, потакая тем самым их бездеятельности и образу жизни. Поэтому они и занимаются наркоторговлей, попрошайничеством, проституцией. А если перестать им платить подачки, что тогда будет? Ну как же — это же попрание демократических символов — все с одинаковыми правами. Только вот оплачивая права на рождение несметного количества детей государственные мужи забывают о праве на труд, которым не мешало бы заняться этому народу.

Ряд европейских государств - Франция, Италия, Испания, а также сам Евросоюз намерены радикальным образом решить проблему цыган в Европе. Как стало известно Блогу Толкователя, одним из возможных вариантов является переселение цыган из Европы в Россию. Эта тема будет обсуждаться в этом году между Москвой и Брюсселем.

По самым скромным оценкам, в странах Европы проживает от 9 до 12 миллионов цыган. Больше всего их в Румынии - 1,9 миллионов (свыше 10% от всего населения страны), следом идут Болгария (750 тысяч), Испания (700 тысяч), Венгрия (600 тысяч), Словакия и Сербия (по 500 тысяч), Франция (310 тысяч), Чехия (275 тысяч), Греция (175 тысяч), Македония (185 тысяч).


В прошлом году Европу потряс скандал во Франции, откуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган. Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.

По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах - Чехии, Италии, Испании и так далее. В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии - рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.

Венгерские националисты:

Несмотря на протесты правозащитников, идея депортации цыганских таборов в Европе пользуется большой поддержкой. К примеру, почти 69% французов поддержали действия Николя Саркози. Аналогичные цифры действуют для Венгрии, Словакии и ряда других стран. Депортировать всех цыган в Румынию или Болгарию ни технически, ни экономически невозможно. Там местные националисты также громко протестуют против этого.

В качестве одного из решений наболевшей «цыганской» проблемы Евросоюз намерен рассмотреть в ближайшее время переселение части европейских цыган в Россию. Каждая цыганская семья получит от ЕС деньги на переезд и обустройство, а конкретный размер суммы пока не известен. Во время депортации из Франции, Париж платил каждому цыгану до 500 евро в случае добровольного согласия вернутся на Родину. По всей вероятности, суммы, выделяемые для переселения цыган в Россию в расчете на одного человека, будут все же весомее.

Эта тема станет предметом обсуждения в 2011-2012 годах во время переговоров в формате Россия-Евросоюз, известно лишь, что ее поддерживает Франция и ряд восточноевропейских государств. Резко против выступает Германия.

В России первый пробный шар в медиа-пространство был запущен на радио «Комсомольская правда» 12 апреля текущего года. Ведущая Елена Ханга прямо задала вопрос гостям студии - представителям цыганской диаспоры, о том, сможет ли Россия принять беженцев из Европы:

Елена Ханга:

- Возвращаюсь к своему вопросу. Можем ли мы принять цыган, которых выдворили из Европы?

Роман Грохольский:

- Я думаю, что Россия по своему качеству, по многим экономическим вопросам смогла бы принять. Огромная страна, огромные территории. Если речь идет о конкретной нации проживающей здесь, она бы могла каким-то образом повлиять на эту ситуацию. Во Франции были граждане не только из Югославии, но и из стран Евросоюза. И когда они говорили: у нас же паспорта, мы имеем право, - несмотря на это, были элементарно нарушены их гражданские права.

Среди других государств, которые могут стать реципиентами для западноевропейских цыган также числятся Украина, Молдавия, и все те же Болгария и Румыния.

Цыгане – народ, овеянный мифами и легендами. Ну, вот хотя бы начать с того, являются ли они единым народом, и кого вообще можно причислять к цыганам? Сами цыгане относят себя то к синти, то к кало, то келдэри. Кроме всем известных европейских рома есть еще балканские «египтяне» и ашкали, ближневосточные дом, закавказские боша, среднеазиатские мугат и китайские эйну. Окружающее население относит их к цыганам, но вряд ли наши цыгане признают их за своих. Так, кто такие цыгане, и откуда они взялись?

Цыгане-урсари. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Вначале легенда
Раньше цыгане жили в Египте между реками Цынь и Ган. Но потом в этой стране к власти пришел плохой царь, который решил превратить всех египтян в рабов. Тогда свободолюбивые цыгане покинули Египет и расселились по миру. Эту историю я услышал в детстве в белорусском городе Слуцке от старого дедушки-цыгана, промышлявшего на местном базаре. Потом мне приходилось слышать и читать ее в разных вариантах. Например, о том, что цыгане происходят с острава Цы на реке Ганг. Или о том, что цыгане разошлись в разные стороны, пересекая реку Цы-Ган.
Устная история живет не долго. Как правило, более-менее правдивые сведения об исторических событиях сохраняются всего три поколения. Есть исключения, например древнегреческие поэмы о Троянской войне или исландские саги. Они передавали известия о событиях многовековой давности. Но это произошло благодаря профессиональным сказителям. У цыган таких сказителей не было, поэтому место правдивой информации заняли мифы. Они создавались на основе легенд местных народов, библейских сюжетов и откровенных небылиц.
Цыгане не помнят, что название их народа происходит от греческого слова «атсигганос». Так называли средневековую христианскую секту колдунов и предсказателей родом из Фригии (теперь территория Турции). К моменту появления цыган в балканской Греции она была уничтожена, но память о ней сохранилась и была перенесена на пока малоизвестный народ.
В некоторых странах цыган до сих пор называют египтянами (вспомним английское слово Gypsies или испанское Gitano). Это название также берет свое начало на Балканском полуострове, где выходцы из Египта долгое время промышляли фокусами и цирковыми представлениями. После завоевания Египта арабами поток фокусников оттуда иссяк, но слово «египтянин» стало нарицательным и перенесено на цыган.
Наконец, самоназвание европейских цыган «рома» иногда относит их к выходцам из Рима. О настоящем происхождении этого слова мы еще поговорим ниже. Но, если вспомнить, что в средние века жители Византии называли себя не иначе, как римлянами, то мы вновь возвращаемся на Балканский полуостров.
Любопытно, что первые письменные упоминания о цыганах также связаны с Балканским полуостровом. В житии греческого монаха Георгия Афонского, написанным в 1068 году, рассказывается о том, что незадолго до своей смерти византийский император Константин Мономах обращался к неким индийцам, чтобы те очистили его сады от диких животных. В XII веке к неудовольствию православных монахов цыгане торговали в Константинополе амулетами, предсказывали судьбу и выступали с дрессированными медведями. В 1322 году ирландский паломник Саймон Фиц-Симонс встретил их на острове Крит. В 1348 году запись о цыганах появляется в Сербии, в 1378 году – в Болгарии, в 1383 году – в Венгрии, в 1416 году – в Германии, в 1419 году – во Франции, в 1501 году – в Великом Княжестве Литовском.
В средние века приход переселенцев всегда приветствовался феодалами, так как они рассчитывали на дешевую рабочую силу. В 1417 году император Сигизмунд Люксембургский даже выдал цыганам охранную грамоту. Но очень скоро европейские монархи разочаровались в пришельцах. Они не желали оседать в конкретном месте и больше напоминали бродяг. Уже в XV веке начали приниматься законы, направленные на изгнание цыган. Причем, в некоторых случаях нарушителям грозила смертная казнь. Цыгане уходили и возвращались. Им некуда было деваться, так как они не помнили, где их родина. Если родина – не Балканский полуостров, то откуда они взялись?

Прародина в Индии
В 1763 году трансильванский пастор Иштван Валый составил словарь цыганского языка и пришел к выводу, что он имеет индоарийское происхождение. С тех пор лингвисты нашли множество фактов, подтверждавших его умозаключение. В 2004 – 2012 годах появились работы генетиков, определивших, что прародину цыган следует искать на северо-западе Индии. Они обнаружили, что большинство мужчин рома происходят от небольшой группы родственников, живших 32 – 40 поколений назад. Пятнадцать столетий назад они покинули родные места и зачем-то двинулись на запад.
Доказательства индийского происхождения цыган столь очевидны, что в 2016 году индийское министерство иностранных дел объявило цыган частью зарубежной индийской общины. Поэтому, если хотите узнать, сколько индийцев проживает, например, на территории Беларуси, прибавьте к 545 выходцам из Индии еще 7079 белорусских цыган!
Вместе с тем, ни языковеды, ни генетики пока точно не определили, предки какого современного индийского народа (ведь в Индии проживает много народов!) имеют отношение к цыганам. Отчасти это объясняется тем, что на северо-западе Индии обитают разные племена. Особенно много их в штатах Гуджарат и Раджастхан. Возможно, предки цыган представляли собой одно небольшое племя. После того, как они ушли на запад, в Индии у них не осталось близких родственников и потомков.
«Подождите, как же так! – воскликнет кто-то. – Ведь в Индии сохранились цыгане!» Путешественники пишут об индийских цыганах в блогах, снимают их на видео. Мне самому приходилось видеть на севере Индии представителей народа, который там называют «банджара», «гармати», «ламбани» и так далее. Многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, живут в палатках, занимаются попрошайничеством или мелкой торговлей. Отношение индийцев к ним примерно такое же, как у европейцев к цыганам «рома». То есть, несмотря на все толерантности и романтические сказки, очень плохое. Однако «банджара-гармати» — это не цыгане. У этого народа своя история. Он происходит из Гуджарата, но «цыганский» образ жизни начал вести лишь в XVII веке. «Банджара-гармати» и цыгане действительно являются дальними родственниками, но не в большей степени, чем другие племена и народы северо-запада Индии.

Как цыгане оказались на западе
В 2004 году британский историк Дональд Кендрик издал книгу «Цыгане: от Ганга до Темзы». Он попытался суммировать все известные сведения, которые могут пролить свет на появление цыган в Европе. Его работа – это только версия, в ней много косвенных фактов и спорных умозаключений. Тем не менее, она выглядит правдоподобно, и ее стоит очень кратко пересказать русскоязычным читателям.
Переселение индийцев на запад в соседнюю Персидскую империю началось более 1500 лет назад. Персидская поэма «Шахнаме» рассказывает об этом в лирической форме. Якобы правивший в V веке шах Брахрам Гур обратился к одному из индийских царей с просьбой прислать музыкантов-лури. Каждый музыкант получил корову и осла, так как шах хотел, чтобы переселенцы осели на земле и воспитывали новые поколения музыкантов. Но чаще индийцы переезжали в Персию как солдаты-наемники и ремесленники. Д. Кендрик отмечает, что в Иране предки цыган могли познакомиться с кибитками. Позже кибитка «вардо» станет символом кочевников-цыган в Европе.
В 651 году Персия была завоевана арабами-мусульманами. Арабы знали индийских переселенцев под названием «зотты». Возможно, оно происходит от народа джаты, что в наше время живут как раз на северо-западе Индии. Зотты сформировали в нижнем течении Тигра и Евфрата некое подобие государства, взимая с проезжающих купцов дань за пользование торговыми путями. Их самоуправство вызвало гнев у халифа Аль-Мутасима, который в 834 году разгромил зоттов. Часть пленных он переселил в район города Антиохия на границу с Византией. Теперь это пограничье Турции и Сирии. Здесь они служили пастухами, охраняя стада от диких животных.
В 969 году византийский император Никифор захватил Антиохию. Таким образом, предки цыган оказались в пределах Византийской империи. Некоторое время они жили на востоке Анатолии, где значительную часть населения составляли армяне. Недаром многие лингвисты обнаруживают в цыганском языке заимствования из армянского.
Из Восточной Анатолии часть цыган переселилась в Константинополь и Балканский полуостров, а затем в другие страны Европы. Эти цыгане известны нам как «ром». Но другая часть цыган осталась в Анатолии и уже во времена турецких завоеваний освоила просторы Ближнего Востока, Закавказья, Ирана, Египта. Они известны как «дом». Цыгане «дом» и ныне живут в мусульманских странах, исповедуют ислам, но отделяют себя от арабов, турков и персов. Характерно, что в Израиле они сотрудничают с властями и даже служат в израильской армии. В соседнем Египте домари живут около больших городов. Среди египтян их женщины имеют сомнительную славу хороших танцовщиц и дешевых проституток.

Путешествие цыган на запад в V — XV веках

В Армении цыгане-«лом», известные также как «боша», приняли христианство и теперь почти не отличаются от остальных армян. В Средней Азии дом стали говорить на таджикском языке и называть себя «мугат», хотя окружающие народы чаще называют их «люли». В Западном Китае на южных склонах гор Тянь-Шань и в оазисах пустыни Такла-Макан можно встретить совсем уж экзотических цыган «эйну». Они разговаривают на странном языке, в котором индоарийские и таджикские слова сочетаются с тюркской грамматикой. Эйну – обычные крестьяне и ремесленники, не склонные к воровству, попрошайничеству или торговле наркотиками. Тем не менее, соседи-китайцы и уйгуры относятся к ним с презрением. Сами эйну говорят, что пришли в Китай из Ирана, то есть являются потомками средневековых зоттов либо все тех же цыган «дом».
Названия «ром» и «дом» имеют общее происхождение, отличаются лишь произношением. Но, если «ром» отсылает нашу фантазию к Риму, то «дом» проясняет истинные корни самоназвания цыган. В пенджабском языке слово «дам-и» означает человека или мужчину.

Второе пришествие
Итак, в XIV веке цыгане стали покидать уютный Балканский полуостров, где провели несколько столетий, и переселяться в другие европейские страны. Ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что в этот период происходило турецкое завоевание земель бывшей Византийской империи. Однако количество переселенцев нельзя назвать огромным. Доказательством этому являются материалы о преследовании цыган со стороны властей. Как правило, до XVIII века цыганские общины в европейских странах едва насчитывали несколько сот человек каждая. В России цыгане не упоминаются до 1733 года, да и тогда они жили только в Прибалтике.
К XIX веку многие европейские цыгане оставили кочевой образ жизни, так или иначе вписались в существующие социальные структуры, служили в армии, участвовали в колониальной экспансии европейских народов. Отрицательный образ цыган постепенно размывался. Поэты-романтики воспевали любовь цыган к свободе. Но в середине XIX века с Балканского полуострова хлынул новый поток цыган-переселенцев, к которым ни разу не подходило определение свободные.
Откуда они взялись? Несмотря на турецкое нашествие, большинство средневековых цыган предпочли оставаться там, где жили раньше. В начале XVII века мы обнаруживаем цыганские предместья около Афонского монастыря, поселения цыган-ремесленнников в Болгарии и даже цыган-солдат в османской армии. В то время как в европейских странах цыган преследовали, в Османской Порте они признавались подданными султана, платили налоги и в ряде случаев пользовались определенной самостоятельностью.
Нет ничего удивительного в том, что среди османских цыган было много оседлых. Некоторые принимали ислам, другие оставались христианами, третьи пытались слиться с местным населением. Так в Косово возникла небольшая группа цыган-ашкали, которые жили в постоянных деревнях, занимались садоводством и говорили на албанском языке. В Болгарии цыгане чаще принимали турецкий язык и культуру.

Деревня румынских цыган в XIX веке. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Однако на севере Балкан было одно большое исключение. В румынских княжествах Валахия и Молдавия цыгане были рабами. Любопытно, что уже первое упоминание о цыганах в валашских документах XIV века говорит о них, как о несвободных. Большинство цыган принадлежали князю, но были также рабы, зависимые от монастырей или землевладельцев-бояр. Часть цыган-рабов вела оседлый образ жизни, другим разрешали кочевать, но так или иначе они работали на хозяина. Хозяева распоряжались их имуществом, разрешали или запрещали вступать в браки, судили и наказывали. Рабы в Валахии стоили дешево. Например, в 1832 году тридцать цыган обменивали на одну бричку. В Молдавии, кроме рабов-цыган, была небольшая группа рабов-татар. Татары становились рабами, когда попадали в плен. А вот как цыганское население оказалось в рабстве, понять сложно. Военные действия между румынами и цыганами не велись.
Рабство было окончательно отменено лишь в 1856 году. Хотя румынские власти предпринимали действия для того, чтобы цыгане смешивались с румынами, многие из освобожденных рабов предпочли убраться подальше от бывших хозяев. Это особенно было характерно для тех, кто сохранял кочевой образ жизни. Многие из цыган, живущих в западноевропейских странах, в России, Украине и Беларуси – прямые потомки той самой поздней волны цыган из Румынии.
В XX веке в СССР и других социалистических странах цыган пытались перевести на оседлый образ жизни. Нацисты уничтожали цыган в концлагерях. Так, в годы Второй мировой войны Беларусь потеряла практически все коренное цыганское население. Ныне живущие у нас цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других советских республик. В наше время подозрительное, а иногда и явно враждебное отношение к цыганам характерно для всех европейских стран от Франции до России.
Цыган не любят, ими восхищаются, а они продолжают вести обособленный образ жизни. И так полторы тысячи лет!

В болгарском городе Асеновград достигнуто соглашение с местными жителями о приостановке протестов против цыганского террора на две недели. За этот срок власти обязуются открыть полицейский участок в цыганском гетто, выселить оттуда всех незаконно проживающих там цыган и строго наказывать тех из них, кто будет нападать на местных жителей.

Начался конфликт с купания в фонтанах и избиения детей. 26 июня 2017 года цыганам, купающимся на местном водохранилище «40 извора» не понравилось, что там же проводит тренировка детская команда по гребле на байдарках и каноэ. В детей вначале полетели камни, а затем те были просто избиты и трое из них в тяжелом состоянии попали в больницу. Хотя полиция оперативно задержала 9 цыган в возрасте от 18 до 41 года, это уже не могло предотвратить взрыв негодования - чаша терпения цыганских бесчинств переполнилась.

Начались ежедневные митинги, в которых участвовало до 6 тысяч жителей этого маленького городка Болгарии. Неоднократно протестующие пытались ворваться в цыганское гетто, но переброшенные в город подразделения жандармерии спасли цыган.

Такие же многотысячные акции протеста вспыхнули в Смоляне, где в результате цыганских побоев попал в больницу в коме 27-летний Георги Кадиев и в Бяла, где точно такое же несчастие с точно такими же последствиями постигло 18-летнего Александра Ангелова. В этих городах они также продолжаются несколько дней.

Все три случая избиения болгар зафиксированы в течение нескольких дней. Это означает, что цыганский террор стал обыденным явлением в Болгарии. Особенно он свирепствует в селах, где нет постоянных полицейских постов и патрулей.

Во многих из них уже не осталось ни одного дома, который не был бы ограблен несколько раз. Последнее время, пользуясь своей безнаказанностью, цыгане забираются в сельские дома одиноких стариков и с помощью побоев заставляют их отдать им полученную накануне пенсию. Часто это приводит к смерти пенсионеров и таких случаев огромное множество, это тоже будни цыганской преступности в Болгарии. Об этом Федеральное агентство новостей сообщало в статье «Тихий геноцид: как цыганское меньшинство берет верх над болгарским большинством».

На митингах в Асеновграде самое большое внимание привлек плакат «Цыгане - европейская ценность для политиков». Тут сразу вспоминается любимый тезис политиков ЕС о том, что у каждого народа есть плохие и хорошие люди. С этим нельзя не согласиться. Вот только у 10-миллионного народа, живущего одновременно во всех странах Европы, очень уж сильный перевес в сторону первых. Причем это подтверждается официальными данными там, где они не запрещены по либерально-идеологическим соображениям.

До вступления Болгарии в ЕС в 2007 году местное МВД опубликовывало этническую принадлежность преступников и болгары могли узнать, что их соотечественники из цыганского национального меньшинства, составляющего 4,7% населения, совершают 63% краж, 47% изнасилований и 38% убийств. О многообразии преступной деятельности цыган в Болгарии Федеральное агентство новостей сообщило своим читателям в статье «Как торгуют детьми в ЕС: мальчики по €25000, девочки – по €18000».

В России, кстати, ситуация схожая: согласно данным МВД, цыгане совершают около 3% всех преступлений, составляя при этом 0,14% населения страны.

Другой популярный тезис демократической общественности ЕС – у преступников нет национальности. И тут они снова правы: конечно же нет, если запретить указывать эту самую национальность во всех полицейских документах. Поэтому об уровне цыганской преступности приходиться судить по косвенной статистике. Например, среди мигрантов из Румынии большинство являются цыганами.

В результате население Италии на 1,5% состоит из граждан Румынии. По данным МВД Италии на них приходится 15% преднамеренных убийств, 16% изнасилований, 15% вымогательств и почти 20% разбойных нападений на квартиры и виллы в стране.

Такая же ситуация и в Германии: по официальным данным 159200 проживающих в стране граждан Румынии совершили 26438 преступлений, то есть преступник каждый шестой - первое место среди всех национальных меньшинств в стране.

Кроме преступности, есть еще такая деятельность, находящаяся на грани закона, как попрошайничество. Тут цыганам вообще нет равных в любом крупном городе Евросоюза: попрошайничество без цыган это как икебана без японцев или каллиграфия без китайцев. Статистики тут нет вообще никакой, поэтому поделюсь личными впечатлениями.

Когда в сентябре 2016 года я летел из Софии в Стокгольм, то был поражен тем, что половина пассажиров авиарейса были болгарские цыгане. Прилетев на место я понял причину этого - столица скандинавского королевства одновременно еще и столица попрошайничества, по крайней мере европейского.

Западные журналисты любят показывать просящих милостыню на улицах Москвы, как символ бедности. Могу их успокоить, что в таком случае самым бедным городом на континенте является Стокгольм. Количество людей, сидящих на земле с протянутой рукой со стаканчиком с мелочью, тут превосходит всякое воображение: они есть на всех выходах из метро и на всех входах в супермаркеты, на центральных улицах и на маленьких улочках старого города, полюбившихся туристам.

Это румынские и болгарские цыгане и цыганки. Им скучно и они перекрикиваются друг с другом. Помню, что когда одной надоедливой попрошайке я ответил конкретно по-болгарски, то она от неожиданности выронила стаканчик.

В области образование у цыган достижения скромней, чем даже у народов Азии и Африки. Это вынужден признать даже самый лучший друг цыган - Европейский Союз, точнее его самый толерантный орган, Агентство по основным правам. Оно опубликовало в прошлом году доклад «Образование: положение ромов в 11 государствах - членах ЕС».

Необходимо уточнить, что ромы это название цыган, которое необходимо использовать во всех официальных документах Евросоюза и стран в него входящих. Исключение составляет Румыния, где поставили под сомнения право ЕС переименовывать национальные меньшинства, тем более что слово «rom» очень похоже на слово «roman» - «румын» на румынском и ряде других европейских языках. В Болгарии слово «ром» используется исключительно в официальных документах и произносить его также неэтично, как слово «негр» в США.

В вышеуказанном докладе сообщается, например, что в Греции только 57% ромов в возрасте от 6 до 15 лет посещало школы, в Румынии 78%, в Болгарии, Франции, Италии и Португалии от 86 до 89%. Причем в это число входят и те, кто проучился всего несколько недель или даже дней. Если же взять тех, кто школу закончил, то тут картина просто катастрофическая: 89% ромов в ЕС в возрасте от 18 до 24 лет не имеют среднего образования. К этому надо добавить, что многие из ромов просто неграмотные: 20% в возрасте от 16 лет в среднем по этим 11 странам, но в Греции неграмотных 50%, в Португалии 35%, в Румынии 31%, во Франции 25%.

Как обычно, на основе полученных данных в докладе делается традиционный для документов таких толерантных организаций вывод: «Ромы самое большое этническое меньшинство в Европе и на протяжении веков неразделимая часть от европейского общества. Но, вопреки усилиям на национальном, европейском и международном уровнях во имя для улучшения защиты основных прав цыган и углублению их социальной интеграции, многие ромы все еще сталкиваются с тяжелой бедностью, глубокой социальной изоляцией, препятствиями при использовании своих основных прав и дискриминацией. Эти проблемы касаются их доступа до качественного образования, что в свою очередь ухудшают их перспективы занятости и получения доходов, жилищных условий и статуса в здравоохранении и ограничивает их возможность целостной реализации своего потенциала».

Вообще, сколько ни читал всевозможных докладов о положение цыган, направленных разными органами ЕС или либеральными и демократическими правозащитными организациями, везде одно и то же: да, живет такой народ, у которого преступность по максимуму, а образование по минимуму, но кто в этом виноват? Разумеется, не они - бедняжки, а все те кому посчастливилось жить рядом с ними.

На основании таких докладов делается вывод, что цыганам (да простит EC мою нетолерантность) необходимо помогать и помогать, разумеется, финансово и, разумеется, за счет честных европейских налогоплательщиков.

Но посмотрите, во во что превращают новые жилые дома, переданные им за счет налогоплательщиков, цыганские общины - разворовывается вся мебель, сантехника и облицовка, все вокруг заваливается мусором.

По этому поводу интересно высказался майор болгарской полиции в отставке Пламен Методиев :

«Цыган эксплуатирует бюджет своей страны от своего первого и до последнего вздоха. Вначале государство платит его матери за рождение и детское пособие, потом он получает пособие как социально слабый ученик, затем пособие по безработице и, наконец, социальную пенсию. А в течение всего этого процесса он ворует как государственную собственность, так и личную собственность граждан. Если подсчитать какой ущерб наносит государству один цыган за свою жизнь, то выяснится, что такой ущерб и опытный диверсант нанести не в состоянии».

Цыгане получают в Болгарии деньги напрямую от ЕС через различные программы. На эти цели ежегодно выделяются 70-100 миллионов евро. Формально они идут на интеграцию цыган в современное европейское общество, но фактически наоборот помогают сохранить древнюю иерархию этого народа, у которого практически полностью отсутствует средний класс. Подавляющее большинство цыган живет в ужасающей нищете, но зато их верхушка, так называемые бароны, купается в роскоши. Именно они и прибирают львиную долю финансовых средств, выделяемых на интеграцию.

В Болгарии бароны загоняют жителей гетто в долговую кабалу через займы до 1000% годовых и затем прибирают получаемые ими социальные пособия. Этому сильно помогает то, что социальные пособия начисляются на дебитные карты. Так, когда в сентябре 2011 года жители села Катуницы, возмущенные убийством своего односельчанина 19-летнего Ангела Петрова , разгромили и подожгли резиденцию так называемого царя болгарских цыган Кирилла Рашкова , то там были найдены сотни карт с написанными на них PIN-кодами.

Такое же положение и в других странах ЕС. Например, только на внутреннюю отделку дома короля румынских цыган Флориана Чиоаба было потрачено 55 килограммов золота.

Кроме древней иерархии, цыгане сохранили и все свои традиции, как бы дико они не выглядели в современной Европе. Так, в Болгарии в Стара-Загоре ежегодно проводится так называемый рынок невест, где цыгане покупают себе жен - такая уцелевшая рабовладельческая традиция на территории Евросоюза. Любопытно, что самую высокую цену - до 25 тысяч евро - дают за опытных воровок-карманниц, так как они в состоянии прокормить всю семью. В Румынии сохранена феодальная традиция: там барон имеет право первой ночи.

Все вышеперечисленное неопровержимо доказывает один факт: никакой интеграции цыган в нормальное общество нет и в помине, и в ее осуществление верят только чиновники ЕС, получающие за это зарплату и раздающие цыганам миллионы евро. Кстати, интересно, как субсидирование цыган сочетается с принципом ЕС о равенстве всех его граждан вне зависимости от их национальности? Чем хуже другие национальные меньшинства?

А теперь зададимся вопросом: кто такие цыгане? Говоря современным языком, это потомки беженцев, пришедших в Европу в 15 веке из Индии через Иран и Османскую империю, спасаясь от мусульманского нашествия. За прошедшие 600 лет их пытались интегрировать всеми возможными способами: от сжигания на кострах до избрания депутатами в Европарламент. Результат нулевой.

Следующей волной мигрантов из-за пределов Европы стало приглашение Германией к себе на работу турок. С 1961 по 1973 год в страну приехало более 800 тысяч так называемых турецких гастарбайтеров, которые, в большинстве своем, отказались возвращаться на родину. Сейчас в Германии живет уже около 4 миллионов турок. Их тоже надеялись интегрировать. О результатах этой интеграции свидетельствуют тот факт, что нет в Германии крупного города без турецкого квартала с его неписанными, но строго соблюдаемыми законами. Интеграция если и идет, то в строго противоположном направлении: уже запрещена свинина в школьном питании, закрываются церкви, а количество мечетей и молельных домов наоборот превысило 3000.

Но и эта интеграция ничему не научила Германию, по крайней мере, ее руководство. В 2015 году канцлер Ангела Меркель заявила, что «беженцы это шанс для Германии» и призвала все страны обеспечить безопасный проход сирийских беженцев в Германию. Ее заключительные слова: «Примем всех!» были услышаны, причем не только в Сирии и в охваченных войнами Ираке и Афганистане, но даже в таких странах, где давно уже войн нет, типа Албании, Пакистана и африканских стран. В результате в страны ЕС прибыло по разным оценкам от 1,5 до 1,8 миллиона мигрантов. Из них около миллиона дают шанс именно Германии. В этом году даже по прогнозам германских властей ожидается прибытие еще 200-300 тысяч новых жителей Германии.

Даже Ангела Меркель уже дала задний ход и поддержала введение контроля на границе с Австрией, а также заявила, что рассчитывала на то, что значительную часть беженцев примут восточные страны ЕС. Она не учла, что балканские страны ЕС хорошо помнят, как их столетиями интегрировали в мусульманское общество власти Османской империи и абсолютно не хотят повторения этого. Так что интеграция последней волны мигрантов ляжет в основном на плечи граждан Западной Европы, в первую очередь Германии и Швеции и результат ее предсказуем для каждого здравомыслящего человека.

Интересно, что потомки мусульман, чье вторжение вызвало бегство цыган из Индии, успешно выселены оттуда в Пакистан и Бангладеш еще 70 лет назад. То есть причина миграции ромов устранена 600 лет спустя. Не пора ли Индии заняться репатриацией потомков ее бывших жителей по примеру Израиля и Германии? Для страны с миллиардным населением принять 10 миллионов не такая уж и большая проблема. А Европейский Союз мог бы ей выделить финансы и это было бы значительно более эффективное их использование, чем трата их на мифическую интеграцию.