Скачать презентацию на тему вулканы чудо природы. Творческий ученический проект "вулканы"

Бужинская Екатерина и Фролов Никита

Однажды мы смотрели телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Нас заинтересовала эта тема, мы решили провести исследование этого природного явления. У нас появилась гипотеза : если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть, люди и вызывают извержения вулканов?

Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов, познакомить одноклассников с результатами работы.

Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Вулканы» Работу выполнили обучающиеся 4 класса МБОУ «Козинская СОШ» Фролов Никита, Бужинская Екатерина Руководитель: Шматко Е.В.

«…Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла…»

Миф из древней Греции По одной из легенд, в Древней Греции, жили злые, страшные великаны. Давным - давно их удалось загнать под землю, но однажды они восстали. Их предводитель Тифон вылетел из недр с яростным воем и оглушающим свистом. Темное пламя клубилось вокруг него, земля под его тяжестью стонала. Следом за ними выползли и иные чудовища. Смело атаковали их с высот Олимпа Зевс и его божественные дети. И тут началась такая битва, какой еще не бывало! Ходили ходуном земля, моря, небо!Зевс пускал в своих врагов смертоносные молнии, Артемида и Аполлон разили чудовищ стрелами, а Геракл бил их своей дубиной. Но боги и великаны были бессмертны, и потому убить друг друга они были не в силах. В конце концов Тифон обессилел и упал. Зевс схватил его и бросил в подземную дыру. Туда же убрались и израненные чудовища… В самом центре планеты, среди темного пламени, они готовятся к последней битве и время от времени пробуют свои силы. Вот тогда неожиданно взрывается какая-нибудь гора, летят с ее вершины вниз огромные камни, бежит расплавленная лава, обращающая в пепел все живое на своем пути.

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел.Появление вулканов вызвано движением вулканических плит. Вулкан-что это?

Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отражены в таблице. № Вопрос + - ? 1. Что такое вулкан? 8 1 1 2. Отличие вулкана от горы 8 2 3. Какие бывают вулканы? 2 6 2 4. Есть ли вулканы в космосе? 4 4 2 5. Почему люди живут рядом с вулканами? 2 6 2

Виды вулканов Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Лавовые пики - незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз. Стратовулканы - это высокие конусообразные вулканы, и их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком - мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней.

Типы извержений Гавайский тип -извержение протекает спокойно. 1.Пепельный шлейф 2.Фонтан лавы 3.Кратер4.Лавовое озеро 5.Фумаролы 6.Поток лавы 7.Слои лавы и пепла 8.Слой породы 9.Силл 10.Магматический канал 11.Магматическая камера 12.Дайка Вулканический тип -извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла. 1.Пепельный шлейф 2. Магматический канал 3.Дождь вулканического пепла 4.Слои лавы и пепла 5.Слой породы 6.Магматическая камера

На нашей планете более 600 активных вулканов. Полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кропотский. Самый красивый вулкан находится в Японии – Фудзияма. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Самое интересное

Вулканы есть и в космосе - на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе- самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера - самая вулканическая активная планета. Гора Олимп – потухший вулкан на Марсе. Вид космического вулкана в Космосе. Вид космического вулкана с Земли.

Почему люди живут рядом с вулканами? Ученые подсчитали, что возле вулканов живут около 500 миллионов человек. Почва вокруг вулканов обогащена питательными веществами и очень плодородна. Энергию из вулканов используют, перерабатывая,в энергию электрическую. Многие полагают, что вулканическая грязь, пепел, вода гидротермальных источников обладает целебными свойствами, а в Исландии посещают грязевые водоемы. Люди строят искусственные дамбы, чтобы отклонить потоки лавы.Вулканологи изучают поведение вулканов,стремясь защитить людей. Для предсказания извержений они используют наблюдения за изменением сейсмичности района, составом выделяющегося газа и деформацией поверхности земли.

Изготовление макета вулкана (пластилин,стеклянная бутылочка,картон) В подкрашенную воду добавили лимонную кислоту Тщательно перемешали деревянной палочкой. Наш эксперимент

Вывод: Исследовав данную информацию можно сделать вывод, что вулканы это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Анастасия Эльмурзаева
Познавательно-исследовательского проекта по теме «Вулканы»

Актуальность работы заключается в проявлении автором интереса к таким природным объектам, как вулканы и возникшем проблемном вопросе : «Почему вулканы извергаются , как это явление происходит?». Знания о вулканах помогают нам осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы , которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Объект исследования : Вулканы

Цель работы : Выяснить, почему извергаются вулканы .

Гипотеза. Вулкан извергается сам по себе, тогда, когда захочет.

Задачи исследования :

1. Выяснить, где в России находятся вулканы .

2. Определить какие бывают виды вулканов .

3. Познакомиться со строением вулканов .

4. Создать макет вулкана .

5. Провести эксперимент «извержение вулкана » .

Методы исследования : изучение литературы по данной теме и интернет-ресурсов , изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

Новизна исследования : новизна исследования заключается в том, что я не только получил ответ на вопрос, но и узнал интересные факты о вулканах . Совместно с воспитателем создал макет вулкана и провел эксперимент, моделирующий взрыв вулкана .

Практическая значимость исследования : Суть проекта состоит в том , чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности. Проект содержит естественно-научную информацию о вулканах , его строении, видах, отвечает на вопрос, почему они являются предметом изучения ученых, описание создания модели вулкана и проведения экспериментальной части проекта . С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.

Выводы о полученных результатах исследования.

Я узнал, что вулкан - это дыра в земной коре. При извержении вулкана из недр Земли на поверхность через эту дыру извергаются очень горячие расплавленные горные породы. Узнал, что на Камчатке очень много вулканов разных видов : спящие, действующие и потухшие. Действующие вулканы часто проявляют свою активность. Спящие вулканы – в будущем могут стать действующими. Потухшим называется вулкан , жизнедеятельность которого прекратилась навсегда. Я узнал, что вулкан состоит из горных пород, магмы, жерла и кратера, откуда выходит магма, образуя лаву. Взрыв происходит из-за скопления газов.

С помощью бросового материала создал макет вулкана и приготовил смесь для изготовления извержения вулкана с использованием пищевой соды, гуаши красного цвета, моющей жидкости и уксуса.

В ходе исследовательской деятельности моя гипотеза не подтвердилась. Вулкан взрывается не сам по себе, когда сам захочет. Я узнал, что газ выталкивает магму через жерла вулкана при движении земной коры. Человек не может влиять на извержение вулкана и остановить его .

Публикации по теме:

Наступила зима - время холода, мороза и веселых забав. Наблюдая за изменениями в природе, экспериментируя, организуя зимние игры на прогулке.

Тип проекта: познавательно-творческий, социальный, средней продолжительности, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Процесс приобщения к чтению детей раннего возраста будет осуществляться успешно, если использовать нетрадиционные методы, приемы и современные.

Конспект познавательно-творческого проекта «Пришла коляда накануне Рождества» (средняя группа) Цель: воспитывать любовь и уважение к народным праздникам, традициям. Задачи: Ознакомить детей с праздником Христово Рождество; дать понятие.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы. Задачи: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их.

Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.

Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками "Загадочная свистулька" 2. (Слайды мини музея "Русская игрушка").

Открытое занятие познавательно-исследовательского характера в средней группе «Поможем найти Снегурочку» (видеоотчёт) Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в активную познавательно-исследовательскую деятельность, развитие.

Паспорт творческо-исследовательского проекта «Свойства и качества бумаги» Работа по проекту проводится в рамках комплексно-тематической программы «воспитательно-обучающей в детском саду»,

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Вулкан – самое грозное и опасное явление природы. Древние люди связывали эти явления с богами и их деятельностью. Например, индейцы ацтеки были уверены, что в лаве живут их боги. И чтобы умилостивить богов, они приносили им в жертву молодых красивых девушек.

Извержение вулкана в древней Греции

Во времена Средневековья люди верили, что вулканы – это двери в саму преисподнюю.

За последние 300 лет, по мнению учёных, не менее 250 тысяч человек погибло от извержений вулканов в различных уголках нашей планеты. Очень часто близлежащие к вулканам территории подвергались полному или частичному уничтожению домов и сельскохозяйственных посевов. Это приводило к голоду среди населения и, как следствие, к дополнительным многочисленным жертвам.

Лава может вытекать из жерла вулканов со скоростью до 90 км/ч. Эта скорость сравнима со скоростью автомобиля, движущегося по прямой дороге, свободной от других машин.

Катастрофические извержения вулканов

Самое страшное извержение прошлого века произошло в 1902 году на острове Мартиника (Вест Индия). Вулкан Мон-Пеле уничтожил всё население острова (30 121 человек), кроме двух – сапожника, чей дом находился на краю острова и заключённый, пребывавший в камере местной тюрьмы с очень толстыми каменными стенами.

А извержение вулкана в Индонезии (озеро Тоба), примерно, 75 000 лет назад привело к резкому изменению климать на всей планете Земля. Эта эпоха известна под названием Ледниковый период.

Почти 80 % вулканов находятся на суше, а около 20 % — под водой.

Вулканы опасны не только раскалённой лавой, но и отравляющими газами. В 1986 году в Камеруне (Западная Африка) из озера Ньос на дне которого расположен действующий вулкан, поднялось облако из воды и углекислого газа. Оно опустилось в долину и вызвало смертельное удушье у 1700 человек и 3500 домашних животных, проживавших в близлежащих к вулкану деревнях.

Что представляет собой вулкан

Вулкан представляет собой геологическое образование, находящееся на поверхности всей земной коры, где раскалённая магма вышла на поверхность, при этом образуя жидкую раскалённую лаву, а также пирокластические потоки, вулканические газы и камни – так называемые вулканические бомбы.

Классификация вулканов

Учёные классифицируют вулканы по их форме, они бывают: щитовидные, шлаковые конусы, купольные и стратовулканы. Кроме этого, вулканы различаются в зависимости от степени их активности: спящие, дремлющие, потухшие и действующие, а также по их местонахождению: подводные, наземные, подледниковые и некоторые другие.

Исследователи-учёные считают действующим вулканом тот, который извергался в давний исторический период того времени или в голоцене, то есть оледенении, относящегося к эпохе четвертичного периода, которая длится на протяжении последних 12 000 лет вплоть до настоящего времени. Однако, понятие «активный» вулкан достаточно неточное, поскольку сам вулкан, который имеет действующие фумаролы, часть учёных относит к потухшим, а некоторые учёные – к активным. Спящими вулканами принято считать ныне недействующие вулканы, на которых, всё же возможны небольшие извержения, а потухшими вулканами считаются те вулканы, на которых извержения маловероятны. Наряду с этим, среди учёных вулканологов до сих пор не имеется конкретного понятия, о том как определить активный вулкан, поскольку период активности вулкана может длиться от нескольких месяцев и даже до нескольких миллионов лет. Примечательно, что многие вулканы проявляли свою активность 10 000 лет тому назад, однако, в наше время они не считаются действующими.

Районы вулканической активности. Красный цвет на карте.

На сегодняшний день основными регионами вулканической активности являются следующие: Центральная Америка, Южная Америка, Меланезия, Ява, Японские острова, Полуостров Камчатка, Курильские острова, северо-западная часть США, Гавайские острова, Аляска, Алеутские острова, Атлантический океан, Исландия.

Извержения вулканов иногда бывают очень катастрофическими. Так, например, в январе 1951 года в результате извержения вулкан Ламингтон, расположенного на территории государства Новая Гвинея, погибло почти 3 000 человек.

Интересным фактом является то, что вулканы представляют собой возвышенность часто значительной высоты, например, вулкан Мауна-Лоа, достигает отметки примерно 4170 метров. А вулкан Руапеху, расположенный на территории государства Новая Зеландия, достигает отметки высоты 2796 метров.

Наука, которая изучает вулканы, называется вулканология или геоморфология.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Ленинского района Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Отдел образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 .

Что такое вулкан?

Исследовательская работа

Ученика 4 класса «Д»

Туркина Сергея

Руководитель:

Чеснокова М . А .

Екатеринбург

2014

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Что такое вулкан…………………………………………………………………. 3

1.1. Мифы и легенды о вулканах ………………………………………………… 4

Глава 2. Научные объяснения…………………………………………………………… 6

Глава 3. Классификация вулканов…………………………………………………... 8

3.1. Типы вулканов……………………………………………………………………..8

3.2. Типы извержений вулканов………………………………………………..9

3.3. Подводные вулканы…………………………………………………………….9

3.4. Грязевые вулканы……………………………………………………………...10

Глава 4. Расположение вулканов на Земле…………………………….……...12

Глава 5. Последствия извержения вулканов………………………….……….14

Глава 6. Интересные факты…………………………………………………….……….16

Глава 7. Вулканы на других планетах……………………………….……………..18

Глава 8. Исследовательская работа………………………………….……………..20

Заключение… …………………………………………………………………………………………..22

Список приложений………………………………………………………………….. .23

Список литературы ………………………………………………………………………………..24

Приложения… …………………………………………………………………………………………25

Введение.

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами,не замечая как губительно мы относимся к природе(вырубка лесов, модернизация промышленности, создание мегаполисов, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катаклизмами:

Землетрясения

Наводнения

Извержение вулканов

Смерчи

Особенно меня заинтересовало извержение вулканов. Много раз видел по телевизору в новостях и кинофильмах о извержении вулканов. И я решил подробнее изучить этот вопрос.

Поставил перед собой цель: Изучить жизнь вулканов.

Для решения цели были поставлены задачи

1.Выяснить происхождение вулканов.

2.Узнать легенды и мифы разных народов.

3.Изучить строение и разновидности вулканов.

4.Определить местонахождение вулканов.

5.Попробовать сделать действующую модель вулкана.

Выдвинута гипотеза: получить извержение вулкана в домашних условиях.

Методы исследования

1.Изучение книг и сайтов Интернета.

2.Проведение опыта, показывающего, как извергается вулканы.

ЧТО ТАКОЕ ВУЛКАН

Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент, Пангея, с одним океаном (Панталасса). Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части пазла, называемые тектоническими плитами. Состоящие из земной коры и части мантии, называемой литосферой, они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Например, на южноамериканской плите находится Южная Америка и часть Атлантического океана.

Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметным. Но это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы отмечены в истории своей разрушительной силой. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся, несмотря на разрушительную мощь.

Мифы и легенды о вулканах .

Еще в глубокой древности извержения вулканов повергали человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге. Что несет в себе эта аллегория? Описание извержения? По всей видимости, да.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Однажды молодой вождь спускался с холма на санях с костяными полозьями (полинезийцы не знали колеса). Старая женщина, встретившаяся на его пути, попросила одолжить ей сани и получила грубый отказ. Вождь был бы, наверное, более осмотрителен, если бы знал, что встретился с богиней вулканов.

Пеле в ярости топнула ногой. Немедленно Земля разверзлась, и раскаленные камни полетели вверх. Вождь, спасая свою жизнь, бросился к морю, а Пеле кидала ему вслед обломки горячей лавы. Даже в наши дни можно получить «подтверждение» этой истории, так как на побережье острова Гавайи действительно есть холм, на склоне которого виден длинный ряд небольших конусов, сложенных из камней, которые разъяренная Пеле бросала вслед невоспитанному вождю.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

В первом веке до нашей эры римский поэт Виргилий приписал причину извержения Этны телодвижениям титана Энцелада, который был ввергнут в недра горы Юпитером.

По-видимому, первым предложил наиболее правдоподобное объяснение вулканизма Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли. Под поверхностью Земли, утверждал он, есть огромная огненная река Пирифлегетон, из которой наружу через вулканические каналы изливаются огненные струи.

Греческий географ и путешественник Страбон, живший во II веке до нашей эры, описал извержение вулкана в Средиземном море. В результате этого извержения возник новый остров. Страбон высказал очень интересную мысль о том, что вулканы - своего рода клапаны, через которые выделяются подземные газы, и чем чаще мелкие извержения, тем меньше вероятность крупных. Это положение остается в силе и сегодня.

В I веке нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии. Современник Сенеки, Плиний Старший оставил потомству уникальные описания извержений. Сам он погиб в 79 году нашей эры во время катастрофического извержения Везувия, названного впоследствии в его честь плинианским. Все исторические справки об этом знаменитом извержении составлены племянником Плиния Старшего Плинием Младшим в письмах к Тациту.

Средние века можно считать шагом назад в познании вулканических процессов, так как в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения вулканы были воротами в ад, а звуки, которые издавал вулкан, - стонами грешников.

Первое no-настоящему научное описание вулканической деятельности было составлено английским послом при дворе Наполеона сэром У. Гамильтоном. Его письма президенту Королевского общества в Лондоне, в которых рассказывается о Везувии и его извержении, были опубликованы с богатыми иллюстрациями в 1774 году.

НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Общие сведения о вулканах. Современные ученые объясняют, что такое вулкан так:это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты,где магма выходит на поверхность,образуя лаву,вулканические газы.

В озникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение

Верхний слой - земная кора - имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70-90 километров, а в океанических областях заметно сужается до 7-10 километров. Основные породы, из которых состоит земная кора, - это окислы кремния, алюминия, железа, щелочных металлов. Под корой находится мантия. Она занимает около 82% всего объема Земли. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой мантии вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли и называется литосферой. Под литосферой находится астеносфера, в состав которой входят породы, находящиеся в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой представляет собой потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой также состоит из железоникелевого сплава, который, несмотря на высокую температуру, находится в твердом состоянии, что объясняется огромным давлением в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Масса расплавленной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Очаги магмы располагаются под земной корой, в верхней части мантии, на глубине не менее 50 км. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится вырваться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км.

На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия.

Классификация вулканов.

Изучив множество литературы мы установили,что вулканы классифицируются:

    Чилийские Анды

    6893

    Южная Америка

    Чилийские Анды

    6725

    Южная Америка

    Центральные Анды

    6159

    Южная Америка

    Экваториальные Анды

    5897

    Южная Америка

    Плоскогорье Масаи

    5895

    Африка

    Центральные Анды

    5821

    Южная Америка

    Мексиканское нагорье

    5700

    Северная и Центральная Америка