Конспект в старшей группе "перелетные птицы". Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы Тема перелетные птицы старшая группа
Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"
Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .
- Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
- Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
- Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.
1. Организационный момент.
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)
Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)
2. Беседа о перелетных птицах.
На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.
Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)
Почему птиц называют перелетными?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Почему улетают птицы?
Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?
Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.
Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?
(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)
3. Д / И «У кого кто или один много»
Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.
У журавля - журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата
У утки - утенок – утята
У аиста - аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята
4. Физкультминутка:
Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,
Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Вот и южные края,
Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)
5. Отгадывание загадок о птицах.
После отгадки на экране появляются изображения птиц.
Все ли птицы улетают в теплые края?
Какие птицы остаются в нашем городе?
Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)
Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)
Отгадайте загадки о птицах.
Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.
Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.
(Грач.)
Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.
(Трясогузка.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синичка.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клест.)
6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.
Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль.
Выигрывает тот, у кого больше жетонов.
7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
(И. Токмакова.)
8. Рефлексия.
О каких птицах мы беседовали?
Что нового вы узнали о перелетных птицах?
В какие игры играли?
Что понравилось? (Ответы детей)
Литература
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
- Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009
Старшая группа
Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».
Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.
«Художественно – эстетическое развитие».
Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.
Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие двигательной активности.
Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?
Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?
Дети: Октябрь.
Воспитатель : А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?
Дети: Да.
Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка»
Перелетная птичка
Бор дремучий шумит и гудит,
Ветер листья с деревьев крутит,
Частым дождичком сеет в окно;
Хоть и день, а в избе уж темно.
Собирается птичка в отлет;
Вот в лесу она кличет, зовет:
«Эй, скорей, перелетные, в круг!
Порешим, как уйти нам на юг
От осенних туманов и тьмы,
От холодной, голодной зимы,
Кто нам будет вожатым в пути,
Где ночлег нам в дороге найти?
Сладок будет под солнцем приют
В теплых рощах, что вечно цветут.
Здесь все вянет! Живые в поход!..
Вы, бывалые птицы, вперед!»
Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?
Дети: О перелетных птицах.
Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?
Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.
Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?
Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите какие.
Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.
Воспитатель : Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?
Дети: Возвращаются к нам весной.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.
Воспитатель:
Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы
В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.
Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)
Ребята как нужно относиться к птицам?
Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)
Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?
Дети : Гусь.
Воспитатель: Гусь это какая птица?
Дети: Перелетная.
Воспитатель : Из каких геометрических фигур сделана птица?
Дети: Треугольники, квадраты.
Воспитатель: А из каких цветов?
Дети: Красный, желтый.
Воспитатель : Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?
Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!
(Показывает перо водоплавающей птицы.)
Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.
Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?
Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)
Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.
Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?
Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.
Воспитатель: Какие из них перелетные?
Дети: Уточки.
Воспитатель : Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.
Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова?
Дети: Антонимы.
Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.
Аист большой, а соловей …. (маленький)
У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)
У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.
Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /
Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?
Дети: Лебеди, гуси, утки.
Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?
Дети: Красивые, величественные, гордые?
Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?
Дети : Белые и черные.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.
Но сначала разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
(Показ воспитателя.)
Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)
Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?
Дети : Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.
Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.
Д/и «Четвертый лишний»
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
Воспитатель:
Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)
Ребята, что сегодня на занятии понравилось?
Что запомнили?
Спасибо, с вами было приятно заниматься.
Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).
Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах. Задачи. Образовательные: - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; - развитие навыка словообразования; - совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные : - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы : загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. Оборудование : силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». Предварительная работа: - беседа о перелетных птицах; - чтение стихов о перелётных птицах; - наблюдение за птицами во время прогулок; - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; - подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). Л-д : Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы. Л-д : Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. Л-д : А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Л-д : Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки). Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. Это грач. Грачиное гнездо на дереве. Это кукушка. У кукушки нет гнезда.
Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
II. Основная часть. Знакомство с темой : Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).
Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает.
Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?
2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.
3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.
5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.
Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).
(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).
III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей). По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): Л-д : А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок). (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). - Продолжение рассказов детей . Упражнение «Закончи предложение». (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). Л-д : Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт. - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) III . Подведение итогов занятия: Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?
«Перелётные птицы»(старшая группа).
Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах.
коррекционно -образовательные:
Активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;
Развитие навыка словообразования;
Совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;
Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.
коррекционно -развивающие
Развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);
Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); .
коррекционно- воспитательные
Воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .
Ход занятия.
I.Организационный момент:
– Подготовили пальчики для массажа
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.
Лучиками повело и погладило, и погладило.
Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.
II. Основная часть. Знакомство с темой :
Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.. птицы, перелётные птицы.
Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….
А теперь загадка: Без рук без топора построена изба….. Что это?
Где птицы вьют свои гнезда?
Ответы – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
Загадки
1Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет.
И птенчика не навещает. Кукушка 2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.
3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.
5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.
3.Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у соловья-соловьята, у стрижа – стрижата, у скворца – скворчата.
4.Упражнение «Закончи предложение
Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.
Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)
5.Физминутка
6.Составление описательного рассказа
А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. (Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану)
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми .
Рефлексия
Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?
Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "
Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .
2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.
Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)
2) Привела нас тропинка в лес.
Садимся на пеньки. Тихо.
Не слышно птиц . Почему?
Улетели в теплые края.
Чем питались птицы летом ?
Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,
где тепло и сытно.
Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
Это какие птицы ?
Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .
После ласточек и стрижей улетают те птицы ,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас пока не замерзнут реки.
Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?
Еще каких перелетных птиц вы знаете ?
Лебеди, скворцы, кукушки.
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
Журавли клином (ставлю картинку клином)
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
2. Основная часть.
А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Игра "У кого какое тело?"
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
Физминутка "Скворечник".
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет .
5. Всякая птичка сети боится.
Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)
Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".
Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.
В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица
Игра «Кто лишний»
Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .
Ребята, назовите птиц , которые зимуют?
Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
Как мы их называем?
Физминутка. «Снегирек»
Отгадайте загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Ведь это – снегири!
Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
Загадки :
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный.
(Грач) .
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.
(Ласточка) .
Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый.
(Скворец) .
3. Итог занятия .
Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
Берегите птиц
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц !
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!