Конспект в старшей группе "перелетные птицы". Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы Тема перелетные птицы старшая группа

Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .

  1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
  2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
  3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.

Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

Почему птиц называют перелетными?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Почему улетают птицы?

Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

3. Д / И «У кого кто или один много»

Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля - журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата

У утки - утенок – утята
У аиста - аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

5. Отгадывание загадок о птицах.

После отгадки на экране появляются изображения птиц.

Все ли птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются в нашем городе?

Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.

Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

(Клест.)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось? (Ответы детей)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009

Старшая группа

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: Октябрь.

Воспитатель : А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка»

Перелетная птичка

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель : Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Воспитатель:

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети : Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель : Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель : Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова?

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети : Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах. Задачи. Образовательные: - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; - развитие навыка словообразования; - совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные : - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы : загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. Оборудование : силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». Предварительная работа: - беседа о перелетных птицах; - чтение стихов о перелётных птицах; - наблюдение за птицами во время прогулок; - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; - подбор оборудования, необходимого для занятия.

Ход занятия.

I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). Л-д : Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы. Л-д : Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. Л-д : А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Л-д : Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки). Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. Это грач. Грачиное гнездо на дереве. Это кукушка. У кукушки нет гнезда.

Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.

II. Основная часть. Знакомство с темой : Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).

    Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает.

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).

(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).

III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей). По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.

Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): Л-д : А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок). (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). - Продолжение рассказов детей . Упражнение «Закончи предложение». (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). Л-д : Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт. - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) III . Подведение итогов занятия: Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

«Перелётные птицы»(старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах.

коррекционно -образовательные:

Активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;

Развитие навыка словообразования;

Совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;

Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

коррекционно -развивающие

Развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); .

коррекционно- воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Подготовили пальчики для массажа

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.

Лучиками повело и погладило, и погладило.

Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.

II. Основная часть. Знакомство с темой :

Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.. птицы, перелётные птицы.

Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….

А теперь загадка: Без рук без топора построена изба….. Что это?

Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Загадки

1Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет.

И птенчика не навещает. Кукушка 2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

3.Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у соловья-соловьята, у стрижа – стрижата, у скворца – скворчата.

4.Упражнение «Закончи предложение

Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

5.Физминутка

6.Составление описательного рассказа

А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. (Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану)

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми .

Рефлексия

Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!