Формы и их воздействие на человека. Путеводные знаки

ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ - эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского творчества.

О. в д. существенно отличается от аналогичного понятия в других видах искусства, поскольку дизайн, с одной стороны, гораздо теснее их привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой - внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества. Тем не менее выразительность и значимость О. в д. по ряду причин выдвигает его в ранг концептуально значимых явлений культуры.

Система О. в д. четко делится на три группы, отражающие природу их представления зрителю:

Цветографическую (сходную по средствам с живописью и рисунком в изобразительном искусстве);

Объемно-пластическую (аналогичную скульптурному творчеству);

Пространственную - воспроизводящую возможности архитектурной организации нашего окружения.

Соответственно усложнению палитры средств каждого последующего вида дизайна возрастает потенциал его образного восприятия.

Но при любом способе предъявления все дизайнерские образы имеют двойное происхождение:

Несут потребителю информацию о характере тех бытовых или трудовых процессов, для которых приспособлены их «носители»;

Обладают несвязанными с ними визуальными свойствами (яркостью, пластичностью, композиционным построением и т.п.), которые зритель воспринимает как самостоятельный эстетический знак, «изобразительную структуру», живущую независимой от функции жизнью.

Особенности восприятия (потребления) во многом определяют специфику свойств О. в д. Среди них:

Функциональная окрашенность конкретного образного решения, указывающая через утилитарные задачи потребления на его роль в образе жизни данного человека или слоя общества;

Всеобщая узнаваемость образных характеристик, вызванная, с одной стороны, стремлением к оригинальности, запоминаемости их решений, с другой - массовостью их тиражирования, которая знакомит буквально все срезы общества с соответствующими визуальными прототипами (мебель Тонета, «скандинавский» дизайн и т.д.);

Принадлежность наиболее ярких образных предложений в дизайне конкретной творческой личности, которая раскрывается через индивидуальные черты авторского «фирменного стиля» или другие признаки, присущие работам того или иного мастера или проектного сообщества («Браун» стиль, работы Э. Соттсасса, Ф. Хундертвас-сера и др.);

Непрерывная смена частных визуальных характеристик - динамика декоративных вариантов, принципов технологических решений - при устойчивости базового понимания функциональных задач данного типа произведений дизайна (пример - эволюция форм бытовых электроприборов: бритв, нагревателей и т.д.);

Принципиальная броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания потребителя, «рекламность» их облика, связанная с коммерческим характером распространения произведений дизайнерского искусства в обществе.

Фактически все многообразие художественных вариаций О. в д. можно разделить на два потока:

Произведения рядовые, как правило, анонимные, трактующие эстетику дизайн-объекта приближенно, на уровне «родового», собирательного образа (массовая продукция, обладающая гармоничной «типовой» формой, но лишенная ориентации на индивидуальное видение данного типа);

Изделия, комплексы и ансамбли «знаковые», определяющие линию развития той или иной сферы дизайна, приближающиеся к личностному ощущению образных характеристик, их индивидуальной трактовке и автором, и потребителем.

Эти и многие другие особенности образных решений (кратковременность, эфемерность существования большинства графических объектов, упаковки, динамичность приемов освещения городской среды, смена моды в одежде и т.д.) делают категорию О. в д. совершенно самостоятельным явлением в общей теории искусства, требующим разработки собственного исследовательского и понятийного аппарата (сравните, к примеру, категории «художественный образ» в традиционной эстетике и «художественный образ-тип» в дизайне).

Работа с образом в дизайне имеет разнообразные решения как в графике, так и в материале. При чем графика может быть как рукотворная, так и любая другая (включая фотографику, типографику, компьютерную графику и пр.). В выборе материала дизайнер руководствуется проектным замыслом. Поэтому применимы как традиционные решения, так и поисковые новаторские.

Знаки и знаковые системы. Требования к структуре организации знака. Виды графических форм знаков.

Понятие знаковой системы имеет отношение лишь к графическим формам знаков и не затрагивает область знаково-информационного функционирования иных классов искусственных систем. В теории знак рассматривался с точки зрения формальной структуры его внутренней организации как отношение: графический носитель - смысловое содержание. В зависимости от характера этого отношения знаки подразделялись на три вида: иконические знаки, знаки-индексы (так же подразделяются на геометрические и скульптурные) и знаки-символы (любой знак при этом может обладать характеристиками: статичный, динамичный и др.). На практике прорабатываются основные вопросы формальной организации в основном первых двух, так как знаки-символы проектируются иначе (из-за своей содержательной сложности и специфики проектных методов их формирования).

Изучением знаков и знаковых систем занимается наука СЕМИОТИКА.

Чтобы изображение точно соответствовало понятию знаковости, структура его организации должна строго отвечать четырем фундаментальным требованиям: автономности, различимости, запоминаемости и визуальной активности. Если данные требования описать на языке формальной композиции, то мы получим следующие их характеристики.

Автономность как отграниченность, независимость, полная самостоятельность и визуальная изолированность от внешнего окружения и всяческих посторонних влияний предполагает композиционную замкнутость графической структуры знака, "свернутость" силовых линий во внутреннем пространстве изображения, что является характерным для монтажного принципа композиционной организации с доминантой элемента. Свойство автономности знака обеспечивает константность его восприятия независимо от окружения, в котором он может оказаться. Здесь имеется в виду как физическое, так и смысловое окружение.

Свойство автономности знака должно дополняться не менее существенным для его строения и визуального функционирования свойством различимости , которое выделяет его среди других знаков и не дает возможности "затеряться", "раствориться" в их совокупности. Это свойство обеспечивается за счет внутренней индивидуализации строения графической структуры знака, наделения его отличительными признаками, выделяющими из ряда аналогичных знаковых форм.

Свойство запоминаемости характеризует форму организации графической структуры знака, ясность и четкость ее построения за счет предельной обобщенности, упорядоченности и цельности композиционной организации изобразительного материала, лаконичности и оптимальной сложности составляющих его элементов.

Визуальная активность знаковой формы предполагает подчиненность ее строения законам и принципам эмоционально-чувственного восприятия человека, обостренную реакцию на нее как на энергетически наполненный стимул, своего рода сигнал к интенсивной работе чувственного аппарата. Свойство визуальной активности знака реализуется при его формообразовании с помощью уже знакомого студентам по предыдущим заданиям арсенала средств формально-композиционной выразительности.

Качественная специфика знаковой формы - отношение знака к другим формам изображения, ее видовые отличия - данный знак в соотношении с другими знаковыми структурами, особенности индивидуального строения - целостность внутренней морфологии знака и продуктивность функционирования - активность визуального восприятия).

25.Иконический знак, знак индекс и знак-символ. Характеристики и формообразование знаков. Графика и шрифт в знаке.

ИКОНИЧЕСКИЙ ЗНАК Для иконических знаков характерным является такое отношение графического носителя к смысловому содержанию, когда наблюдается их полное совпадение. Иными словами, графическая структура иконического знака содержит в себе и передает собственное смысловое содержание, и поэтому при его восприятии не требуется специальная перекодировка передаваемого знаком информационного сообщения. Графический носитель иконических знаков всегда строится на принципах изобразительности и что сами термины "иконический" и "изобразительный" по своему смыслу указывают на две неразрывно связанные между собой стороны знака - быть изображением как графической моделью чего-нибудь (иконичность) и быть равным, одинаковым, подобным (изо-) отображаемому, т.е. изобразительность как подобность по образу восприятия. Отсюда такая существенная характеристика иконических знаков как их высокая степень изоморфизма (сходства по форме) с отображаемым.

В то же время это не означает, что иконический знак по своей информационной емкости стремится к полному изоморфизму с отображаемым, как это наблюдается, например, в документальных фотографиях. Графический носитель в иконическом знаке хотя и сохраняет определенную изоморфность с отображаемым предметом, но при этом не является его полной копией. Он представляет собой существенно трансформированную модель предмета, которая выделяет, выявляет, образно представляет особую сторону смыслового содержания данного предмета. В связи с этим при формировании иконического знака всегда остро стоит проблема установления гармонического соответствия между формой организации графического носителя, смысловым содержанием и изначальной информационной избыточностью отображаемого предмета.

Иконические знаки и знаки-индексы - основные разновидности графических знаков вообще. В знаке-индексе графическая структура носителя никоим образом не связана с передаваемым ею смысловым содержанием, т.е. между ними нет, не только какого-либо сходства, но и вообще никакой формы зависимости. Их отношение задается чисто внешним искусственным путем. Как правило, оно устанавливается на основе коллективной договоренности субъектов коммуникативного процесса, конвенциально учреждается "в принудительном порядке", волевым актом. Прямыми аналогами знаков-индексов являются буквы алфавита любого современного языка.

Поскольку знак-индекс по своей природе несет не принадлежащее его собственной графической структуре смысловое содержание, то к его формообразованию предъявляются особенно жесткие требования. Прежде всего, это касается формально-композиционной "чистоты" строения графической структуры знака, в которой не должно быть даже малейших признаков, способных вызвать какие-либо предметные ассоциации при ее восприятии. Это сразу повлекло бы за собой искажение (в плоть до полной подмены) конвенциально установленного его смыслового содержания. Поэтому формирование графической структуры знака-индекса подчиняется исключительно законам формальной композиции и тем четырем требованиям, которые выполняют роль системообразующих факторов при построении знаковой формы в целом.

Построение знака-индекса начинается с поиска базовой структурной схемы, выполняющей роль морфологического "каркаса" будущей знаковой формы. На этом этапе работы ведущую роль играют требования различимости и запоминаемости, которые должны обеспечивать соразмерность элементов внутреннего строения знака-индекса. Дальнейшая работа ведется в направлении наполнения внутренней структуры знака свойствами и признаками автономности и визуальной активности. Таким образом, графический носитель знака-индекса последовательно выполняется как формально композиционное воплощение меры знаковости как таковой, содержательно заданной в виде четырех требований к ее визуальным характеристикам.

Знаки-индексы имеют два основных типа пластики: геометрическую и скульптурную .

Еще одна творческая задача - перенесение образно-доминирующих свойств каждого знаков на шрифтовую группу. Основная задача состоит в том, чтобы наделить каждый элемент шрифтовой группы образной характеристикой, соответствующей графической стилистике сформированных знаков. Перенос доминирующего свойства знака на элементы шрифтовой группы (т.е. буквы) требует учета специфики их собственного структурного построения, что задает критерий установления меры всех возможных их трансформаций. Эта мера устанавливается в соотношениях между степенью узнаваемости (т.е. сохранения) принципа структурного построения буквенного знака и привносимой образной характеристикой.

Знаки-символы устанавливают с символизируемым объектом сложную и неоднозначную связь. Прочтение знаков этого рода настолько зависит от их контекста, что вне своего смыслового окружения они не могут быть рассмотрены. Символ неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Хотя слово «символ» произошло от греческого «знак» (symbolon), «опознавательная примета», но смысл, вкладываемый сегодня в это понятие, куда более сложен. Правильное понимание знака-символа требует погружения воспринимающего сознания в контекст породившей его культуры. Способность адекватно воспринимать сообщения, составленные на символическом языке, предполагает наличие конвенции (соглашения) внутри культуры по поводу их значения. Но в отличие от знаков-индексов, употребление которых при расплывчатости значения утрачивает смысл, - символы наделены всей органичностью и неисчерпаемостью художественных образов.

Не всякий знак способен стать символом. Лингвист XIX века Фердинанд де Соссюр предложил следующий пример: весы - знак, содержащий идею равновесия, а телега ее не содержит, поэтому весы могут быть символом справедливости, а телега - нет.

В культурном опыте каждого региона складывается интуитивно данный подход к истолкованию значимых для нее символов.

Один из самых очевидных примеров: черный цвет в европейской культуре - цвет траура, «черные дела» - это плохие дела и т. д. Но в китайской традиции цвет горя и траура - белый, который в привычных для нас представлениях имеет смысл чистоты и невинности, это - цвет подвенечного наряда.

Единство основного набора доминирующих символов определяет национальные и ареальные границы культуры.

Символы не принадлежат определенному историческому срезу, а пронизывают этот срез по вертикали из прошлого в будущее. В разные эпохи символ реализуется в вариантах, но сам он инвариантен и узнаваем во все времена. Через посредство символов осуществляется механизм единства и преемственности культуры. Под символом понимается знак, который обозначает такую обширную область значений, что употребление его включает некоторый культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область Смысл символа колеблется между вещественным и собственно символическим значением. Он не обозначает некое определенное содержание, а указывает на смысловое поле, определенную культурную традицию, область общей памяти. Символы - это сигналы общей памяти.

Символы различаются:

На простые - элементарные геометрические формы, имеющие графическую природу; основные цветовые оппозиции;

сложные - изображения, составленные из графически усложненных форм.

Простые символы имеют глубоко архаичную природу, хотя всегда сохраняют свою культурную активность. Они обладают сложной многоплановостью и многозначностью содержания. Чем создаваемый образ более универсален, тем ближе к нему простые символы и их сочетания.

Известный ученый и религиозный мыслитель Отец Павел Флоренский выделил восемнадцать элементарных символов: точка, вертикальная линия, наклонная линия, горизонтальная линия, их пересечение, угол, треугольник, четырехугольник, крест, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, круг (окружность), диск (поверхность круга), сфера, яйцо, валюта.

Сложные символы имеют более определенное, фиксированное и однолинейное значение. Чем более частный, локальный характер несет создаваемый образ, тем ближе к нему сложные символы («лавровый венок», «Медный всадник» и т. п.). К знакам-символам так же относятся:

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ ПО УХОДУ

(соблюдение правил при использовании некоторых не­продовольственных товаров) в том числе международные символы.

МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ (изображения, указывающие на способы обращения с грузом).

Астральные символы используемые в знаках и др.

УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА

Аннотация:

Центральной проблемой статьи является рассмотрение языка дизайна в качестве социокультурного феномена, что обусловливает необходимость выявления специфики природы языка дизайна, понимаемого в качестве искусственного языка, насыщенного различными знакообразовани-ями. Доказано, что сигналы, знаки и их системы, символы заполняют смысловое поле языка дизайна. Исследуется цветовая символика, используемая в дизайнерском творчестве. Показано, что символическая природа языка дизайна реализует возможность полифонизации художественного образа дизайнерского искусства, понимаемого в качестве всеобщей категории художественного творчества и рассматриваемого как способ и результат воспроизведения реалий жизни в искусстве.

Ключевые слова:

дизайн, язык дизайна, цвет, искусство, символика, символизация, культура.

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

COLOUR SYMBOLISM IN DESIGN LANGUAGE

The article focuses on consideration of the language of design as a sociocultural phenomenon, which determines the study of specific nature of the design language interpreted as an artificial language filled with various families of signs. It is proved that signals, signs and their systems, symbols fill a semantic field of the language of design. The colour symbolism used in design works is investigated. It is shown that the symbolical nature of the design language fulfill the possibility to bring multidimensional content to an art image of the design art understood as a general category of art creativity and as a way and result of reproduction of life in the art.

design, design language, colour, art, symbolism, sym-bolization, culture.

Символичность языка дизайна порождает множественность прочтения смыслообразов дизайнерского искусства, направленного на гармонизацию эстетического и утилитарного принципов, что вызывает интерес широкого круга исследователей современной философии дизайна. Проблема изучения дизайна и его языка требует осмысления, так как дизайн через образную систему, насыщенную разнообразной символикой, в частности символами цвета, активно воздействует на становление идеологических установок человека (общества), не только отражая происходящие изменения в социокультурной сфере, но и воспитывая художественный вкус и формируя мир ценностных ориентаций.

В наши дни вопросы поиска специфики языковых средств дизайна находятся в центре интереса отечественных исследователей (Е.Г. Бердичевский, Н.П. Бесчастнов, М.С. Кухта, Р.М. Ло-бацкая, В.А. Ляшенко, М.В. Панькина, Г.И. Петрова) , применяющих различные методы для изучения и дальнейшего обоснования механизмов символотворчества: диалектический способ рассмотрения языка дизайна в единстве и многообразии его свойств; сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять соотношение динамики и статики в его развитии, обусловленных сменой стилистических приемов конкретной исторической эпохи, происходящего в дизайнерском творчестве.

Использование семиотического подхода в отношении языковых средств дизайна представляется перспективным, так как позволяет рассматривать дизайн как особый искусственный язык, где бытийствуют системы знаков (символов).

Основная цель данной статьи заключается в выявлении специфики природы языка дизайна, что вызывает потребность в анализе мира символов, используемых в дизайнерской деятельности.

Особый интерес для исследования представляет цветовая символизация, под которой понимается процесс наделения переносным значением цветовых феноменов, функционирующих в дизайнерском творчестве. Следует отметить, что цвет обладает дополнительным значением лишь в контексте определенной знаковой ситуации. К тому же чем выше культура восприятия и степень образованности субъекта дизайнерского творчества, тем большими значениями «обрастает» дизайнерский образ.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дизайн как особая деятельность по производству культурных объектов направлен на сочетание практической целесообразности и эстетичности. В процессе своего исторического развития дизайн формирует систему художественных средств, за которыми в процессе их функционирования закрепляется символическое значение, то есть дизайн становится особым языком, элементами которого являются точка, линия, пятно, форма и другие средства выразительности.

Таким образом, язык дизайна представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития дизайна систему художественных средств, среди выразительных (изобразительных) средств которой цвету, понимаемому в данной работе как определенное свойство тел вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого (излучаемого) ими света, обладающему следующими характеристиками: цветовой тон, то есть различные оттенки цвета; насыщенность, другими словами, степень яркости цвета; светлота - отражающая способность цветовой поверхности, принадлежит ведущая роль в формировании дизайнерских образов.

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на то что в дизайнерском творчестве используется все многообразие символики, созданной в результате длительного процесса развития мира культуры, особое значение в дизайнерской практике придается символике цвета.

В ходе выявления социокультурных предпочтений культуры современные исследователи, в частности Г.Ю. Османкина, указывают на то, что «...синтез линий и цвета... наиболее ярко отражает художественный процесс любого произведения и определяет его историческое значение в художественной культуре» . Чем обусловлена ситуация, сложившаяся в истории искусства вообще и декоративно-прикладного в частности?

Констатируем тот факт, что различные цвета наделялись символическим значением еще в древнем искусстве (Египет, Индия, Китай и Греция), олицетворяя природные стихии (огонь, землю, воду и воздух); нередко выступая знаком творения всего сущего; выражая по преимуществу наилучшие человеческие качества, к примеру, активность, мужество, невинность, скромность; выступая знаком идеальных образований, например, истины, добра и красоты; олицетворяя богатство и власть. Современные исследования отмечают, что «древние народы делают попытку постичь законы мироздания, найти организующее место в мире» , и в этом им помогает цветовая система, где «.символы становятся средством, которое позволяет "визуализировать" и конкретизировать невидимое, божественное.» .

Отметим, что в мире искусства христианского Средневековья и последующей за ним бунтарской эпохи Возрождения в результате смены художественной парадигмы цвет рассматривался как проявление метафизического света, который находит воплощение в природе, что влияет на продолжающееся формирование цветовых канонов изобразительного искусства.

Теоретическое осмысление цвета наиболее глубоко происходит в философии Нового времени в творчестве Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма, что проявит себя в дальнейшей разработке методологии дизайна.

Х1Х-ХХ века отмечены экспериментами художников-дизайнеров в области цветовосприя-тия, что отразилось в области разработки методологии художественного творчества.

В наши дни возрастает интерес к цветовой символике ввиду увеличения внимания к семиотическим проблемам языковых феноменов. Семиотика как наука о знаках и их системах все чаще проявляет интерес к феноменам художественного творчества , а также активизируется работа по составлению специальных словарей знаков и символов, используемых в науке и искусстве .

Проведенное исследование дизайна и его языка свидетельствует, что процесс символизации в дизайнерском творчестве направлен на сочетание канона, проявляющегося в использовании специфических художественных приемов построения композиции, в частности цветовой символики, сохраняющей культурные традиции, и процесса модернизации, предлагающей новейшие методы работы с материалом художественной композиции. Но следует помнить, что базовой идеей в создании произведений дизайнерского творчества выступает триединство красоты, пользы и необходимости, отражающее непримиримую борьбу «старого» и «нового» в современном искусстве, сочетающем приемы новации и инновации. Динамика изменений языка дизайна свидетельствует о пополнении системы его выразительных элементов, но незыблемой остается верность художника-дизайнера принципу символизма.

Таким образом, язык дизайна - культурный феномен, он представляет продукт символической деятельности людей. Художественные образы, создаваемые посредством языка дизайна, содержат особый мир знаков и символов. В языке дизайна функционирует развитая система символических образований, где символике цвета принадлежит особая роль в формировании смыслов дизайнерского творчества. Цветовая символика отражает смену мировоззренческих ориентиров конкретной исторической эпохи, меняя образную систему дизайна.

1. См.: Бердичевский Е.Г. Инновационный дизайн ювелирных изделий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 13. С. 1-10 ; Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с. ; Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 12. С. 1-8 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений // Там же. 2012. № 12. С. 9-30 ; Ляшенко В.А. Дизайн как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2008. № 9 (91). С. 21-25 ; Панькина М.В. Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 50-55.

2. Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 223-226.

3. Шалимова Л.А. Социокультурные категории цветовой символики // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 385-388.

4. Там же. С. 386.

5. Ким В.В. Семиотика и научное познание: Философско-методологический анализ. Екатеринбург, 2008. 416 с.

6. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999. 704 с.

7. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

Лекция 1: Чувства. Как дизайн влияет на чувства человека. Почему дизайнер задумывается о чувствах пользователя прежде всего. (39:26)

Лекция 2: Структура-хаос. Как дизайн стал инструментом порядка в мире хаоса. Восприятие структур, впечатление от хаоса. Почему дизайнер проектирует закономерности, которые говорят о принадлежности объекта порядку, логике, а, значит, разумны и близки. (42:44)

Лекция 3: Функция. Приспособление к среде, комфортность работы и эффективность результатов — основные критерии хорошего дизайна. Дизайнер размышляет над тем, как будет работать проектируемое. Зачастую именно функциональность определяет внешний вид и привлекательность продукта. (46:59)

Лекция 4: Идентичность. Как дизайн создает связи, как объединяет между собой различные объекты, формирует идентичность восприятия, так популярную в маркетинге и брендинге. Дизайнер создает правила, способы организовывать системы идентификации, единство стиля, целостность визуальных атрибутов. (39:32)

Лекция 5: Скрытое. Что скрывает дизайн? Какие процессы и решения остаются за пределами потребительского внимания. Как смотреть на дизайн, подмечая детали, которые отличают мастерство от кустарной поделки. (1:08:22)

Лекция 6. Упражнения. (20:01)

Логотип – это гораздо больше, чем просто слова, иконка, цвет. Хороший логотип рассказывает историю о вашей компании: кто вы, чем вы занимаетесь и на чем стоите.

Создать логотип – дело не из легких: есть много нюансов, которые нужно учесть при его разработке. К счастью, вам не придется делать это в одиночку. С помощью этой пошаговой инструкции , вы сможете сделать это легко и просто. Но довольно слов, давайте начнем!











Что такое логотип и для чего он нужен?

Но перед тем, как мы непосредственно перейдем к рекомендациям, хотим посоветовать вам онлайн сервис от Турболого , который может создать для вас логотип все за несколько минут. Просто введите название компании и сайт создаст вам несколько логотипов!
Теперь перейдем к статье:)

Каждый день мы постоянно сталкиваемся с логотипами.

Например, средний житель США за день видит 16 000 рекламных объявлений, логотипов и этикеток. Если вы оглядитесь, наверняка также заметите несколько десятков логотипов вокруг вас.

Почему их так много и зачем многие компании тратят тысячи, сотни, а то и миллионы долларов на создание этого маленького элемента?

Что мы, прежде всего, понимаем под словом “логотип”?

Логотип является символом или эмблемой, которая используется
для идентификации услуг, продукта и самой компании.

Как выбрать цвет для логотипа?

Цвет, цвет и еще раз цвет! Это первая точка взаимодействия и самый запоминающимся объект, – говорит Лесли Харрингтон, исполнительный директор компании The Color Association.

Понимание того, как цвет влияет на человеческое восприятие очень важно при создании качественного логотипа, – утверждает Мартин Кристи из Logo Design London.

Цвет может помочь вам усилить нужные чувства и создать прочную эмоциональную связь. Используйте инфографику (большой размер ), чтобы выбрать нужный цвет для логотипа.

Как выбрать нужный цвет логотипа?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, вам следует задать себе 3 вопроса:

Какой цвет подчеркивает индивидуальность вашего бренда?
Какие цвета характеризуют ваши продукты/услуги?
Какой цвет использует ваш конкурент?

Цвета не привязаны к какой-либо конкретной отрасли, но отдельные цвета лучше подходят для некоторых услуг / продуктов, чем другие.
Вы должны стремиться выбрать цвет, который подчеркнет индивидуальность вашей компании. Цвет должен производить правильное впечатление на клиентов, которые в первый раз видят ваш лого.

Что делать, когда вы выяснили цвета конкурентов?

Один из вариантов это использовать цвет противоположный цвету логотипа основного конкурента. Это поможет вам выделиться. Но стоить учесть цвета вашей отрасли, чтобы противоположный цвет соответствовал отрасли. Например, розовый цвет для логотипа банка или юридической компании выглядит неуместно и нелепо.

Учтите особенности цвета в различных культурах. Например, в Западном мире белый считается цветом чистоты и мира, а в некоторых странах Азии он является цветом смерти.

Один цвет или несколько?

Чтобы максимально передать нужные чувства и эмоции, обычно используются один цвет при создании дизайна логотипа. Тем не менее, есть много успешных логотипов с нескольким цветами – Google, eBay.

Поэтому смело можно использовать как один цвет, так и несколько. Главное – чтобы они сочетались! Но, конечно, не стоит переусердствовать и использовать большое количество цветов.

Я рекомендую выбирать два основных цвета. Это облегчает коммуникацию вашего бренда с клиентами. Многие компании, от спортивных команд до корпораций, используют только два цвета в течение многих лет.

– Памела Уилсон.

Как подобрать несколько цветов для логотипа?

Простейший способ подобрать нужные цвета для логотипа – использовать цветовые схемы.
Есть много онлайн сервисов по подбору отличных цветовых схем. В этой вы можете найти несколько.

Например Adobe Kuler или русскоязычный сервис Colorscheme.

Дизайнеры часто используют привило 60-30-10. Оно заключается в том, что вы выбираете 3 разных цвета и используете их в соотношении 60%, 30% и 10%. Это правило обеспечивает простой способ создания профессиональной цветовой схемы для вашего бренда.

– Джаред Кристоферсон, Yellowhammer

Где найти вдохновение для логотипа?

Часто очень трудно сделать первый шаг, когда мы имеем дело с чем-то незнакомым. Например, с созданием логотипов. Можно провести сутки, а то й недели, раздумывая и делая чертежи логотипа, что очень выматывает.

К счастью, есть неплохой способ как можно скорее избавиться от ступора и сделать первый шаг менее болезненным. Например, набраться вдохновения от других логотипов и работ дизайнеров.
Для этого мы отобрали 10 лучших сайтов , где вы можете подсмотреть идеи для своего логотипа.

Logo Pond

Logo Moose

Сообществом этого сайта собраны самые лучшие логотипы профессиональных дизайнеров логотипа со всего мира.

Logofi был создан, чтобы вдохновить дизайнеров и других творческих людей. На этом сайте вы можете увидеть роботы не только профессиональных дизайнеров, но и простых посетителей, которые загрузили свой логотип.

Logo Gala

LogoGala один из наиболее выдающихся ресурсов для поиска вдохновения. На сайте можно выбрать фильтр логотипов по цвету.

Logospire – это галерея логотипов. Но основное отличие этого сайта от других в том, что вы можете увидеть самые лучшие логотипы дизайнеров. На сайте есть рейтинговая система и каждый месяц составляется список самых лучших логотипов.

Logo Heroes

Здесь собраны лучшие логотипы в Интернете.

Logo Fury

Еще одна галерея логотипов, которая регулярно пополняется свежими работами. На сайте есть удобный поиск по тегам, поэтому найти логотип на нужную тематику очень удобно.

Logo Faves

Один из наиболее популярных сайтов. На сайте собраны логотипы многих знаменитых дизайнеров. Есть поиск по тегам, чтобы найти нужный логотип.

Ошибки при создании логотипа

Чтобы логотип получился действительно хорошим, нужно избегать определенных ошибок.
Ниже мы собрали наиболее популярные из них.

Ошибка 1. Использование растрового изображения

Использование растровых изображений в логотипах нежелательно, потому что может привести к проблемам при воспроизведении логотипа. При значительном увеличении растрового изображения оно будет выглядеть мозаичным, что сделает его непригодным к использованию.

Поэтому стандартной практикой при разработке логотипа является использование программ, работающих с векторной графикой – Adobe Illustrator или Corel Draw. Векторная графика состоит из точек, рассчитанных с математической точностью, что обеспечивает единообразие визуального восприятия, независимо от размера изображения.

Основные преимущества использования векторной графики при разработке дизайна логотипа:

1. Логотип можно масштабировать до любого размера без потери качества.
2. Значительно облегчается последующее редактирование логотипа.
3. Векторное изображение легче подстроить под другие носители, чем растровое.

Ошибка 2. Следование трендам

Тренды приходят и уходят. В конце концов, они превращаются в клише. Хорошо разработанный логотип должен быть долговечным. Этого можно достичь, если не полагаться на новомодные уловки и приемы.

Чтобы создать уникальную идентичность для своей компании, лучше полностью игнорировать тренды в создании логотипов.

На сайте Logo Online Pros есть огромный раздел, где ежегодно обновляются текущие тренды дизайна логотипов. Важно, чтобы вы знали о последних причудах и любой ценой избегали их. – Smashingmagazine

Ошибка 3. Чрезмерная сложность

Изображение, содержащее слишком много деталей, плохо воспринимается в печатном виде или при визуальном просмотре уменьшенной версии.
Детали сложного дизайна будут утеряны, а в некоторых случаях он будет выглядеть грязным или, что еще хуже, восприниматься неправильно.

Например, рисунок отпечатка пальца на выдуманном логотипе Smashing можно увидеть только при очень близком рассмотрении. При уменьшении детали теряются.

Посмотрите на корпоративные знаки Nike, McDonald’s и Apple. Каждая из этих компаний имеет очень простое изображение, которое легко можно воспроизвести в любом размере.

Ошибка 4. Зависимость от цветовых эффектов

Без цвета ваш великолепный логотип может утратить свою идентичность. Верно?

Нет! Это очень распространенная ошибка. Дизайнерам не терпится добавить несколько любимых цветов, многие даже полностью полагаются на него.

Выбор цвета должен быть последним из ваших решений, поэтому лучше всего начинать разработку с черно-белого варианта.

Ошибка 5. Плохой выбор шрифта

Когда речь идет о создании логотипа, выбор правильного шрифта – это самое важное решение, которое вы должны принять. Из-за неудачного выбора шрифта логотип, чаще всего, проигрывает (в нашем примере показан печально известный Comic Sans).

Подбор идеального шрифта для вашего логотипа заключается в том, чтобы шрифт соответствовал стилю изображения. Но здесь могут быть хитрости. Если соответствие слишком близкое, изображение и шрифт будут конкурировать друг с другом за внимание зрителя. Если наоборот, то зритель не поймет, на чем сосредоточить внимание. Главное – найти правильный баланс.
Весь посыл бренда окажется холостым выстрелом, если выбранный шрифт не отображает характеристики изображения.

Ошибка 6. Разработка логотипа для себя, а не для клиентов

Часто, создавая логотип, возникает желание использовать свой любимый шрифт, цвет и т.д. Не делайте этого!

Спросите себя, действительно ли этот шрифт и цвет подходит для моего бизнеса?

Например, великолепный современный типографский шрифт, который вам так нравится, вряд ли подойдет для такого серьезного клиента, как юридическая компания.

Ошибка 7. Типографический хаос

Типография может вознести или погубить логотип, поэтому жизненно важно знать основы типографского дела. Логотип должен оставаться как можно более простым, но, в то же время, передавать заданный посыл. Чтобы этого добиться, нужно учитывать все типографические аспекты дизайна.

Не используйте слишком много шрифтов или вариантов толщины (максимум – два). Не используйте предсказуемые, вычурные или слишком тонкие шрифты. Внимательно следите за кернингом, интервалом и размером. А самое главное – убедитесь, что выбрали правильный шрифт(ы) для данного проекта.

Ошибка 8. Создание монограммы

Одной из наиболее распространенных ошибок непрофессионального создания логотипов является попытка создать монограмму из начальных букв названия предприятия (например, B & H для компании Bob’s Hardware). Хотя на первый взгляд это выглядит изобретательно, но с помощью инициалов компании трудно добиться убедительности или передать необходимый посыл. Вы, конечно же, можете попробовать, но не останавливайтесь на этом, если есть другие варианты дизайна логотипа.

Постарайтесь также не превращать название предприятия в аббревиатуру, если она не стала общеупотребительной, и это не соответствует поставленным целям.

HP, FedEx, IBM и GM не начинали свой путь с аббревиатур; таковыми они стали через много лет после обретения высококлассной репутации.

Ошибка 9. Использование визуальных штампов

Лампочка как символ идеи, облачко с текстом – дискуссия, штрихи – динамизм и т.п. Эти идеи первыми приходят в голову при мозговом штурме, и по этой же причине от них первых нужно отказаться.

Как может ваш дизайн быть уникальным, если во многих других логотипах присутствует та же идея? Не допускайте визуальных штампов и предложите оригинальную идею и дизайн.

Ошибка 10. Копирование, кража или заимствование дизайна

Грустно, что приходится говорить об этом, но в наши дни такая практика является распространенной. Разработчик логотипа видит идею, которая ему нравится, немного преобразует ее, меняет цвета или слова, и выдает эту идею за собственную. Это неэтично, незаконно, глупо и вы будете пойманы на этом рано или поздно.

Как создать логотип – пошаговое руководство

Почти все, что вам нужно знать о создании логотипа, мы уже рассказали.

Теперь осталось разложить полученную информацию по полочками.

Взгляните еще раз на:



Шаг 1. Создайте несколько черновиков

На ранней стадии создания логотипа, у вас может появиться несколько идей, которые вы хотите выразить в логотипе. Не стоит ими пренебрегать, лучше записать, возможно, некоторые вам пригодятся при создании окончательного варианта логотипа.

Шаг 2. Нарисуйте набросок дизайна логотипа

Эскиз представляет собой быстрый и простой способ реализации идей на бумаге, где вы можете оценить их более легко.
Не стирайте и не выбрасывайте эскизы. Проектирование не линейный процесс. Все идеи могут быть ценными, даже если вы не думаете так сразу.


Если вы не умеете рисовать, не огорчайтесь. Вы можете попробовать создать набросок логотипа с помощью скриншотов. Зайдите на сайты несколько онлайн генераторов, галереи иконок и т.д. Попробуйте найти нужные изображения, которые вам нравятся, и сохраните их. Затем вы сможете их использовать при создании вашего уникального логотипа.

Шаг 3. Выберите инструменты для создания логотипа

Создать логотип можно с помощью:

– графических программ – Adobe Illustrator, Inkscape, Photoshop;
– платформ по заказу логотипов – 99Designs:
– онлайн сервисов и конструкторов – , Турболого . Очень полезный сервис, советую!

Если вы уверенно работаете с графическими программами, без сомнения используйте их для создания логотипа.
Но не следует пренебрегать и онлайн сервисами. Их можно использовать для поиска вдохновения или тестирование идей.

Шаг 4. Создайте логотип

Шаг 5. Тестируйте логотип

Вы создали логотип и решили, что он идеален? Возможно, это не так. Эффективнее будет показать логотип коллегам, друзьям, некоторым клиентам и получить обратную связь. Задайте им несколько вопросов: что они думают о логотипе, нравится ли он им? Если ответы вас устраивают, значит, вы все сделали правильно.
Однако осторожны с отзывами друзей и родственников. Если они не профессиональные дизайнеры, их советы могут быть для вас не совсем полезны или даже ложными.

Шаг 6. Проверьте масштабируемость логотипа

Проверьте изображение логотипа в различных вариантах – в газетных объявлениях, на визитке, на своем сайте. Логотип должен хорошо смотреться, независимо от того воспроизводится ли он в большом или малом формате.

Несколько советов:
– Если логотип имеет много деталей или линий, которые являются тонкими, то логотип может выглядеть слишком суетливым при малых размерах.
– Если логотип создается для визитки или сайта, то он будет, как правило, выглядеть неуклюжим при больших размерах.
– Используйте графические программы, такие как Adobe Illustrator или Inkscape, они позволяют вам проверить масштабируемость вашего лого.

Шаг 7. Создайте несколько форматов логотипа

Возможно, вы с самого начала создавали логотип в графической программе, например, Adobe Illustrator. Если это не так, вам нужно перенести эскиз логотипа с бумажного в электронный вид.

Несколько советов:
– Сохраняйте логотип не только в .
Последний позволит с легкость масштабировать ваш логотип без потери качества. Если у вас уже есть логотип в растровом формате, можете конвертировать его в векторный с помощью сайта vectormagic.com.
– Используйте логотип в формате PNG, JPEG для интернета и в PDF, EPS, SVG для печати.
– Сохраните вариант логотипа в черно-белом варианте для печати логотипа, например, на пакетах, ручках, канцелярских изделиях.

Шаг 8. Продолжайте получать обратную связь

Даже после того, как вы создали логотип, все равно нужно оставаться открытым для обратной связи. Используйте различные инструменты, такие как социальные сети, комментарии клиентов, мнения экспертов, чтобы убедиться, что ваш логотип идеально смотрится.

Шаг 9. Делайте редизайн

Ничто не вечно, и логотип не исключение. Если ваш логотип перестал со временем быть актуальным, лучше перерисовать его. Стоит сделать небольшие правки, оставляя место для ключевой идеи в логотипе, ведь радикальные изменения вряд ли будут уместны.


Действительно ли ваш логотип отличный? [Чек лист]

И так, наверное, вы уже создали логотип. Поздравляем!

Но действительно он хороший? Будет ли он отлично смотреться в различных размерах? Что ж, давайте проверим эффективность вашего логотипа с помощью нашего чек-листа.
Пройдитесь по каждому вопросу и ответьте “да” или “нет”.

1. Логотип выглядит привлекательным хотя бы для трех человек
2. Логотип хорошо смотрится в черно-белом исполнении
3. Логотип узнаваем в перевернутом положении (виде)
4. Логотип узнаваем, если изменен его размер
5. Отсутствуют сложные детали
6. Логотип визуально уравновешен – иконка, шрифт, цвет гармонично смотрятся вместе
7. Не используется слишком много шрифтов, цветов, эффектов
8. Логотип заметный среди других логотипов

Как мы уже писали, очень важно выделиться на фоне других компаний, тем более конкурентов.
Соберите логотипы ваших конкурентов и разместите ваш где-то между ними.
Он заметен? Заметный на фоне других? Если да, все отлично!

9. Логотип адаптивный

Адаптивность означает, что логотип будет отлично смотреться на любом объекте или поверхности – футболке, сайте, дорожном знаке, и т.д.

10. Логотип запоминаемый

Покажите ваш логотип друзьям или любому человеку и попросите нарисовать его изображение через несколько часов или дней. Если он может приблизительно точно схематично нарисовать ваш логотип, значит все хорошо и ваш логотип будет запоминаемым.

11. Логотип универсальный

Универсальность логотипа означает, что он воспринимается одинаково для широкого круга людей. Все люди разные и главное, чтобы логотип сохранял единый смысл для всех его зрителей.

12. Логотип легко читается

Представьте, что ваш логотип размещен на баннере, а вы едете на машине со скоростью 70-80 км в час. Вы смогли бы прочитать текст вашего логотипа? Если да, все в порядке. Если нет, возможно, стоит поработать над шрифтами.

13. У вас есть векторные форматы логотипа

Очень важно иметь файлы логотипа в векторе (AI, EPS, SVG, PDF). Это позволит вам печатать логотип в любом масштабе без потери качества, а также редактировать его. Например, сделать логотип другого цвета.

Надеемся, наши советы будут вам полезны и вы сможете отличный логотип!

Всем привет!

В преддверие скорого выхода нашего нового тренинга «40-дневная школа айдентики» предлагаю вашему вниманию статью , автора и ведущего предстоящего курса.

Алексей Ромашин:

Более 20 лет я занимаюсь фирменными стилями, разработал их больше сотни, некоторые из которых стали «классическими».

Мои знаки и логотипы вошли в различные анналы российские и европейские, но речь не об этом… Речь о том, что параллельно с проектной работой, я преподаю основы графического дизайна и преподаю именно с упором на айдентику . Почему именно на неё, а не на типографику, плакат, или, скажем, каллиграфию?

По двум причинам. Первая, приземлённая, это - монетизация навыков, ведь именно айдентика на сегодняшний день является наиболее востребованной рынком специализацией в графическом дизайне.

Вторая причина более глубинная. Дело в том, что в айдентике содержится главный ген профессии, навык извлекать знак-символ, умение переводить сообщение, выраженное словами, вербально, на изобразительный язык.

Почему этот навык столь важен для современного дизайнера? А потому что, миссия дизайнера-графика, в первую очередь – это «упаковка» и передача информации , а не украшение поверхностей.

Вообще, согласно современной модели профессии, всё ­­­­­­­­­­­­произведённое дизайнером, является знаками, или «визуальными текстами». Язык знака – это язык культуры постиндустриальной эпохи, то есть нашей с вами. Им пользуется и кинематограф, и театр, и литература, и мода, я не говорю уже про дисциплины, где задача передачи информации является магистральной, скажем Web.

Помимо того, что знак является средством передачи информации, он еще является и средством установления непрерывного соединения, «коннекта с брендом», средством поддержания непрерывности коммуникации производителя и потребителя, через которую актуализируется причастность потребителя к той или иной торговой марке, к той или иной модели потребления. Множество окружающих нас знаков образовывают новую параллельную реальность - символическую сферу, называемую знакосферой .

Я позволю себе циничную мысль, что в обществе потребления, в котором мы живём, среднестатистический человек представляет собой сумму брендов, которым он симпатизирует. И на вершине всей этой пирамиды ценностей торчит знак, как звезда на вершине рождественской ёлки.


Немного истории


История знака древняя и покрытая мхом. Не буду рассказывать легенды про шумерских скотоводов, которые клеймили своих коров индивидуальными клеймами уже в IV тысячелетии до н. э. – это к нам не имеет никакого отношение.

Но то, что уже в XVI веке в Европе начали возникать правительственные учреждения, чтобы регистрировать и защищать знаки, используемые различными ремесленными гильдиями – это уже ближе к теме.

Позже, во время Промышленной революции XVIII-XIX веков знаки из простого идентификатора стали превращаться в носители ценностей, в первую очередь корпоративных, то есть начали превращаться из просто указателя в коммуникативный объект.

Айдентику 19 века отличала повышенная декоративность и символизм, порой не понятный современному зрителю. Декоративный характер был присущ ей в первую очередь в силу того, что одной из их важных задач было декорирование изделия, на которое наносились знаки или логотипы.

Айдентика XIX века изобиловала изображениями
мифологических животных – химер, грифонов, единорогов. Её концентрированный символизм, как я думаю, был связан в первую очередь с тем, что «дизайнеры» того времени черпали вдохновение в геральдике - науке о составлении, описании и расшифровке гербов.

Считается, что одним из первых негеральдических товарных знаков, было изображение собаки по имени Ниппер, слушающей фонограф компании Gramophone. Этот факт сопровождает следующая история:


Хозяин собаки Марк Барро умер в 1887 и оставил пса своим братьям Фрэнсису и Филиппу. Братья обратили внимание на то, как внимательно Ниппер слушает фонограф. Есть версия, что он слушал голос своего умершего хозяина. Тронутый этой сценой, брат Фрэнцис написал живописное полотно “Собака слушающая фонограф”, и украсил им стену в гостиной.

Впоследствии картина была подарена и украшала офис фирмы Gramophone. Когда возникла потребность в брендирование продукции - граммофонных пластинок, из-за отсутствия идей, было принято решение использовать именно это изображение. Кстати, в сильно стилизованном виде оно используется и по сей день.

В 20 года, бурный рост промышленности стимулирует развитие айдентики. Впервые знак перестаёт выполнять функцию украшения предмета и становится элементом коммуникации . Знаки расстаются со своей повышенной декоративность, упрощаются, начинают тяготеть к обобщённому пятновому решению.

Окончательное формирование айдентики как отдельной проектной дисциплины, произошло сразу после II мировой войны. Европа бурно развивалась, осваивая американские инвестиции и отстраиваясь. Рынку было нужно много «быстрого и недорогого дизайна».

Интернациональный типографический стиль, известный как родился в Швейцарии в 1950-60 х гг. первым дал ответы на запросы глобального рынка. Отличительными признаками швейцарской школы стали минимализм художественных средств, сетка, использование гротескных шрифтов, в первую очередь Гельветики и глубокий символизм.


В 60-70-е годы «брызги швейцарской школы дизайна стали перелетать через железный занавес». В основном благодаря монографии Йозефа Мюллера-Брокмана «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков и типографов» , которое было контрабандой привезено в СССР и переведено энтузиастами дизайна на русский.

С тех пор, метод швейцарского минимализма и осмысленное использование его приёмов стало синонимом мастерства в профессии советского да и постсоветского дизайнера-графика.


Оторвитесь от этого текста на секунду, зажмурьтесь и постарайтесь вспомнить, как выглядят знакомые вам знаки. Что вы вспомнили в первую очередь? Apple, Мерседес, Peugeot, Burberry, Coca-Cola, Mcdonald’s, Единая Россия, Camel?

Согласитесь, образы брендов прошиты в нашей памяти намертво, несмотря на то, что мы не прилагали к запоминанию никаких усилий. Мы, возможно, не сможем их нарисовать, но помним их во всех мельчайших деталях и даже в цвете.

Существует целый арсенал профессиональных приёмов, как сделать так, чтобы знак «ввинчивался» в наше сознание и там надолго оставался. Для получения эффекта запоминаемости и узнаваемости профессионалы пользуются разными приёмами означения . Вот появилось новое, и не всем понятное слово.

«Означение» - это процесс перевода актуально-значимой информации, смысла, в конкретную знаковую форму.

Я обязательно расскажу о способах и алгоритмах означения в следующих постах, а пока хочу закончить с типологией знака.


Типология знака


Классический, или шрифтовой знак появился еще в середине XIX века в британском книгопечатном искусстве. Основой уникального знака становился какой-либо шрифт. Создание такого знака предполагает ручную прорисовку отдельных букв создаваемого оригинального шрифта, эта технология и по сию называется леттерингом.


Символьный знак появился в начале ХVIII века в Голландии, когда случился бум производства луковичных растений и каждый фермер, маркировал свою продукцию рисунком цветка, на котором он специализировался.

На данный момент существует 2 вида символьных знаков - это конкретный и абстрактный типы. Символьные знаки ­ могут содержать в своей основе либо реальное изображение кого-то или чего-то, либо быть совершенно абстрактными, не отсылать к какому-то конкретному образу, предмету, или живому существу.

Исходя из степени абстрактности они разделяются на знаки конкретного и абстрактного типа. Пример: крокодильчик Lacoste - конкретный, а «сабля» Nike – абстрактная.


Синтетический знак появился в начале ХХ века в Германии и связан он с ростом производства военной техники. Считается, что именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе. Это наиболее распространенный способ формирования логотипа в дизайнерской практике. Изображение сливается с логотипом, составляя с ним неразрывную композицию.


Формообразование в айдентике


Знак в первую очередь - это форма. Форма - это то, что мы оцениваем сначала, погружение в содержание знака происходит спустя некоторое время. С точки зрения формообразования и согласно классификации профессора С.И. Серова знаки бывают:

  • Плоскостные не расчленённые
  • Линейные равнонажимные
  • Линейные разнонажимные
  • Псевдообъёмные

Зачем дизайнеру все эти мудрёные классификации? Скорее всего незачем, однако…

Недавно я, с целью донести информацию до студентов в наиболее усвояемом виде, сделал простенькую таблицу, где по оси «Х» располагались типы знаков – шрифтовой, символьный, синтетический, а по оси «Y» способы их формообразования – плоскостной, линейный, псевдообъёмный и т.д.

Так вот, все «качественные» знаки из моей коллекции, собираемые годами, относящиеся к разным временам и школам, абсолютно вписывались в эту таблицу, их можно было описать посредством комбинации 3 типов и 4 способов формообразования.

Некоторое количество знаков, которые у меня хранились в папочке «странное», как примеры экстравагантных постмодернистских экспериментов, подлежавших анализу и осмыслению, в данную таблицу не вошли, их невозможно было описать через вышеприведённые характеристики, они попали в столбец «зона творческого эксперимента».

По завершении процедуры, я сделал вывод, что, скорее всего, «странные» знаки из моей коллекции с маркетинговой точки зрения знаками не являются, и с облегчением снёс их за ненадобностью в корзину.

Прошу не заподозрить меня в ханжестве и отсутствии толерантности к новому и экспериментальному. Маркетинг, ничего личного.

О способах означения, о содержательной стороне айдентики, о том, как расшифровывать месседж, как сделать знак «умным» и где для этого брать вдохновение и жизненные силы, я расскажу в следующих постах.

Желаю вам творческих успехов!