Нидерланды во второй мировой войне. Нидерланды во второй мировой Нидерланды время второй мировой войны

План
Введение
1 Германское вторжение в Нидерланды
2 Японское вторжение в Нидерландскую Индию (Индонезию)
3 Нидерландские добровольцы в СС
4 Нидерландское сопротивление

Введение

Нидерланды оставались нейтральной страной после начала Второй мировой войны. 10 мая 1940 немецкие войска вторглись в Нидерланды, 15 мая 1940 нидерландские вооружённые силы капитулировали. Королевская семья уехала в Лондон, в стране было создано прогерманское правительство. Из голландских добровольцев были созданы две дивизии войск СС (23-я и 34-я). Нидерланды были освобождены войсками Союзников от немецкой оккупации 5 мая 1945.

1. Германское вторжение в Нидерланды

К началу немецкого вторжения в нидерландских сухопутных силах имелось 8 пехотных дивизий, 1 лёгкая дивизия, 3 смешанные бригады и несколько пограничных батальонов. Командование на случай войны планировало удержание лишь части территории страны (так называемая «Крепость Голландия», менее четверти территории Нидерландов) - западнее укреплённой линии «Греббе» и севернее реки Ваал (укреплённая линия «Пел»).

Германия выделила для захвата Нидерландов 18-ю армию - 9 пехотных, 1 танковая, 1 кавалерийская дивизии, командующий - генерал-полковник фон Кюхлер. В тылу нидерландских войск должны были высадиться 22-я пехотная (воздушно-посадочная) дивизия и 7-я авиадесантная дивизия.

10 мая 1940 немецкие войска практически без боя заняли северо-восточные провинции Нидерландов, в тот же день прорвали укреплённую линию «Пел». Укреплённая линия «Граббе» была прорвана 12 мая.

Высадка 22-й пехотной дивизии между Роттердамом и Лейденом прошла не вполне успешно для немцев, но несмотря на потери, эта дивизия сковала боями нидерландский 1-й армейский корпус. Более успешным был парашютный десант 7-й дивизии в районе Роттердама - немецкие десантники захватили несколько важных мостов и связали боями нидерландскую дивизию.

13 мая немецкая танковая дивизия по мосту, захваченному ранее десантниками, прошла в «Крепость Голландию» и взяла в плен практически всю нидерландскую дивизию, скованную парашютистами.

14 мая нидерландское командование, считая дальнейшее сопротивление немцам бессмысленным, начало переговоры о капитуляции и приказало нидерландским войскам прекратить огонь.

Японское вторжение в Нидерландскую Индию (Индонезию)

В конце декабря 1941 года Япония предложила нидерландским властям «во имя гуманности не сопротивляться японской оккупации Нидерландской Индии» (ныне - Индонезия). В начале января 1942 года японцы направили туда три морских каравана (из Французского Индокитая и Филиппин) с войсками вторжения под общим командованием генерал-лейтенанта Имамуры.

В это время нидерландские силы в колонии насчитывали около 35 тысяч (из них до 5 тысяч - нидерландские офицеры и сержанты, большинство солдат - уроженцы восточно-индонезийских островов, туземцы-христиане). Кроме того были территориальные части (около 30 тысяч нидерландских поселенцев).

10 января 1942 года японские транспортные суда с войсками подошли к порту Таракан на восточном берегу острова Борнео (ныне Калимантан). Командующий нидерландским гарнизоном (около 1300 человек) приказал разрушить нефтепромыслы и поджечь запасы нефти. В ночь на 11 января японцы высадили десант, и днём нидерландский гарнизон сдался.

В это же время другой японский караван с войсками подошёл к городу Манадо на острове Целебес (ныне Сулавеси). Нидерландские и американские самолёты, базировавшиеся на острове Амбон, совершили налёт на японские суда, но не смогли потопить ни одного. В Манадо японцы помимо морского десанта впервые в своей истории выбросили массированный воздушный десант - более 500 парашютистов. Нидерландцам удалось нанести существенные потери парашютистам, но затем у них подошли к концу боеприпасы и они отступили. Тех, кто сдавался в плен, японцы убивали на месте. Отступившие в джунгли нидерландцы несколько дней оказывали сопротивление японцам, но затем были все перебиты.

20 января 1942 года японский караван с войсками вышел из Таракана курсом на Баликпапан - крупный центр нефтедобычи на юге острова Борнео. Японцы по радио обратились к нидерландскому начальнику гарнизона с требованием не разрушать нефтепромыслы, угрожая репрессиями против пленных. Однако нидерландский комендант приказал уничтожить нефтепромыслы. Кроме того, после ультиматума японцев нидерландское командование направило к месту высадки японцев авиацию и флот. Самолёты и подлодки потопили два японских транспорта, а эсминцы стали расстреливать остальные суда каравана, но японцы всё-таки высадили десант.

Третий японский караван с войсками, направлявшийся к южному берегу острова Суматра, сопровождали крейсер, авианосец и несколько эсминцев. Однако караван задержался в пути, поскольку встретил в проливе Банка множество пароходов и джонок с беженцами из Сингапура. Японцы задержались, чтобы заняться ими, и принялись методично уничтожать суда с беженцами, потопив более 40 пароходов и множество джонок. Экипажи японских боевых кораблей и самолётов убили несколько тысяч беженцев, не понеся никаких потерь (кроме расхода боеприпасов).

После задержки из-за беженцев, японский караван продолжил путь к южной Суматре. Чтобы захватить нефтепромыслы в Палембанге, японцы вновь применили воздушный десант - 14 февраля 1942 самолёты высадили 400 десантников. Они смогли предотвратить взрыв нефтеперерабатывающего завода, однако почти все были уничтожены в боях нидерландцами. Однако нидерландский командующий приказал войскам отступать на юго-восточную оконечность Суматры, чтобы затем переправиться на остров Ява.

В конце февраля 1942 года нидерландские силы на Яве составляли около 25 тысяч человек, в основном в районах Батавии (ныне Джакарта) и Сурабаи. Японцы выделили для захвата Явы значительные силы - западную группу в составе 2-й пехотной дивизии и 1 полка 38-дивизии, и восточную, 48-ю пехотную дивизию. Эти группы поддерживал 2-й японский флот в составе 2 линкоров, 4 авианосцев и нескольких крейсеров.

Для защиты Явы была выделена Союзная эскадра под командованием нидерландского адмирала Доормана - 5 крейсеров и несколько эсминцев. 27 февраля эскадра наткнулась на японский флот. Японцы повредили британский крейсер и потопили нидерландский эсминец. Через несколько часов японцы потопили 2 нидерландских крейсера, погиб и адмирал Доорман. Остатки эскадры вернулись в Батавию, заправились и на следующий день попытались уйти в Индийский океан. Однако они наткнулись на караван транспортных судов японской западной группы высадки. Последние два крейсера союзной эскадры (британский и австралийский) открыли огонь по японцам, потопили 2 транспорта, повредили ещё несколько, но затем были потоплены японской эскадрой прикрытия каравана.

1 марта 1942 года японские войска высадились на побережье Явы, а утром 8 марта командующий нидерландскими войсками генерал Поортен по радио отдал приказ о капитуляции.

Оккупировав Нидерландскую Индию (Индонезию), японцы собрали всех лиц европейского и смешанного европейско-индонезийского происхождения в лагерях, и использовали их на тяжёлых работах.

3. Нидерландские добровольцы в СС

В июле 1941 был сформирован нидерландский добровольческий легион, в январе 1942 он был отправлен на северный участок немецко-советского фронта, в район озера Ильмень, затем под Ленинград. В мае 1943 легион «Недерланд» был переформирован в панцер-гренадерскую бригаду СС «Недерланд», вновь воевавшую на Ленинградском фронте. В декабре 1944 бригада переформирована в 23-ю добровольческую панцер-гренадерскую дивизию СС «Недерланд», с февраля 1945 воевала против советских войск в Померании. 4 нидерландца, воевавших в составе этой дивизии, были награждены Рыцарским крестом.

В марте 1943 была создана бригада «Ландшторм Недерланд», дислоцировавшаяся в Нидерландах. С осени 1944 воевала против войск Союзников в Бельгии. В феврале 1945 переформирована в 34-ю добровольческую гренадерскую дивизию СС «Ландшторм Недерланд», воевала против войск Союзников в Нидерландах.

4. Нидерландское сопротивление

Подпольные ячейки нидерландского сопротивления занимались изготовлением фальшивых продуктовых карточек и денег, печатанием пропагандистских листовок, похищениями продовольствия и бытовой продукции со складов. Также подпольщики дали укрытие нескольким сбитым над Нидерландами лётчикам Союзной авиации.

Самой крупной акцией нидерландского сопротивления стало убийство в феврале 1943 нидерландского генерал-лейтенанта Сейфарда, руководившего набором нидерландских добровольцев в войска СС.

Одержал 3 воздушные победы против японских истребителей.

Камуфляж Lt. Deibel’s Brewster Buffalo, автор Synthex4060 | скачать

Во Второй мировой войне голландские пилоты сражались на двух фронтах. После оккупации Нидерландов Германией война для Голландии не закончилась. Голландская ост-индская армия продолжила войну с Японией на Востоке, а на Западе, несмотря на то, что их родные базы были захвачены, голландские пилоты бились с врагом в рядах ВВС Великобритании.

Когда 10 мая 1940 года началась Голландская операция, голландские летчики столкнулись с подавляющим численным перевесом Люфтваффе. Они доблестно сражались, но голландские истребители «Фокер» моделей D.XXI и G.I были мгновенно сметены. Сдержать бесчисленные орды противника было невозможно. Хотя вторжение и оказалось успешным, оно обернулось катастрофой для немецкой транспортной авиации, так как во время операции было уничтожено более 200 транспортников «Юнкерс» Ju 52. Потеря почти половины транспортного флота еще долгие годы создавала трудности Германии при ведении войны.

После того, как силы Люфтваффе сравняли с землей Роттердам, 15 мая Голландия, не желая дальнейших жертв, капитулировала. Однако для многих голландских пилотов война только начиналась. Они бежали через Ла-Манш и вступали в ряды ВВС Великобритании.

Несмотря на захват Нидерландов, голландские колонии не вышли из войны. После нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года голландское правительство в изгнании объявило Японии войну.

Королевская голландская ост-индская армия продолжала сражаться в регионе современной Индонезии, несмотря на подавляющее превосходство японских сил. Авиационные соединения голландцев были оснащены очень плохо, но тем не менее оказывали активное сопротивление Императорскому флоту Японии.

На истребителях Брюстер F2А «Буффало» экспортного образца голландцам удавалось достойно сражаться и побеждать. Одним из наиболее ярких примеров является сражение за Семплак, в ходе которого 19 января 1942 года голландскую авиабазу атаковали 35 японских самолетов, 20 из которых были истребителями A6M «Зеро». Им на перехват вышли 8 голландских «Буффало». После боя на земле нашли обломки 11 японских машин, тогда как голландцы потеряли всего 4 самолета. Но вместе с тем еще 5 голландских самолетов были уничтожены на земле. Наиболее выдающимся среди голландцев, пилотирующих «Буффало», был лейтенант Август Дейбель из эскадрильи 2-VLG-V, который за время операции сбил два истребителя Ki-27 и один Ki-43. Дейбель был дважды ранен, но прошел всю войну и погиб в результате аварии в 1951 году, пилотируя истребитель «Глостер Метеор».

В конечном итоге у голландцев закончились самолеты, и 8 марта 1942 года Королевская голландская ост-индская армия была вынуждена сдаться японцам. Но и это не остановило голландских пилотов. Часть летчиков, которым удалось бежать в Австралию, вступила во вновь созданные Королевскими австралийскими ВВС три объединенные эскадрильи и продолжила сражаться. Две эскадрильи были оснащены бомбардировщиками B-25, а третья летала на истребителях P-40 «Киттихаук». В конечном счете, именно их помощь позволила отбить острова у японцев.

Голландские летчики также сформировали три эскадрильи в составе ВВС Великобритании. Эскадрильи № 320 и № 321 летали на бомбардировщиках, а основанная в 1943 году эскадрилья №322 на истребителях. Истребительная эскадрилья прославилась участием в перехвате крылатых ракет «Фау-1» летом 1944 года. Наиболее выдающимся асом этой эскадрильи был Рудольф Бургвал, который на «Спитфайре XIV» с двигателем «Гриффон» сбил более 20 «Фау-1». Руди Бургвал пропал без вести после того, как его «Спитфайр» был сбит в августе 1944 года над Францией, выполняя боевую задачу в группе сопровождения.

В знак памяти боевых заслуг эскадрилья №322 неизменно остается частью ВВС Голландии. Эскадрилья сохранила и свою изначальную эмблему и талисман – африканского серого попугая по кличке «Полли Грэй». Прежде чем вступить в состав эскадрильи № 322, каждый новичок должен познакомиться с попугаем.

Опознавательный знак ВВС Голландии будет доступен игрокам в очередном контентом обновлении!

Нидерланды во Второй мировой войне

План
Введение
2 Японское вторжение в Нидерландскую Индию (Индонезию)
4 Нидерландское сопротивление

Введение

Нидерланды оставались нейтральной страной после начала Второй мировой войны. 10 мая 1940 немецкие войска вторглись в Нидерланды, 15 мая 1940 нидерландские вооружённые силы капитулировали. Королевская семья уехала в Лондон, в стране было создано прогерманское правительство. Из голландских добровольцев были созданы две дивизии войск СС (23-я и 34-я). Нидерланды были освобождены войсками Союзников от немецкой оккупации 5 мая 1945.

К началу немецкого вторжения в нидерландских сухопутных силах имелось 8 пехотных дивизий, 1 лёгкая дивизия, 3 смешанные бригады и несколько пограничных батальонов. Командование на случай войны планировало удержание лишь части территории страны (так называемая «Крепость Голландия», менее четверти территории Нидерландов) - западнее укреплённой линии «Греббе» и севернее реки Ваал (укреплённая линия «Пел»).

Германия выделила для захвата Нидерландов 18-ю армию - 9 пехотных, 1 танковая, 1 кавалерийская дивизии, командующий - генерал-полковник фон Кюхлер. В тылу нидерландских войск должны были высадиться 22-я пехотная (воздушно-посадочная) дивизия и 7-я авиадесантная дивизия.

10 мая 1940 немецкие войска практически без боя заняли северо-восточные провинции Нидерландов, в тот же день прорвали укреплённую линию «Пел». Укреплённая линия «Граббе» была прорвана 12 мая.

десант 7-й дивизии в районе Роттердама - немецкие десантники захватили несколько важных мостов и связали боями нидерландскую дивизию.

13 мая немецкая танковая дивизия по мосту, захваченному ранее десантниками, прошла в «Крепость Голландию» и взяла в плен практически всю нидерландскую дивизию, скованную парашютистами.

14 мая нидерландское командование, считая дальнейшее сопротивление немцам бессмысленным, начало переговоры о капитуляции и приказало нидерландским войскам прекратить огонь.

Японское вторжение в Нидерландскую Индию (Индонезию)

В конце декабря 1941 года Япония предложила нидерландским властям «во имя гуманности не сопротивляться японской оккупации Нидерландской Индии» (ныне - Индонезия). В начале января 1942 года японцы направили туда три морских каравана (из Французского Индокитая и Филиппин) с войсками вторжения под общим командованием генерал-лейтенанта Имамуры.

В это время нидерландские силы в колонии насчитывали около 35 тысяч (из них до 5 тысяч - нидерландские офицеры и сержанты, большинство солдат - уроженцы восточно-индонезийских островов, туземцы-христиане). Кроме того были территориальные части (около 30 тысяч нидерландских поселенцев).

10 января 1942 года японские транспортные суда с войсками подошли к порту Таракан на восточном берегу острова Борнео (ныне Калимантан). Командующий нидерландским гарнизоном (около 1300 человек) приказал разрушить нефтепромыслы и поджечь запасы нефти. В ночь на 11 января японцы высадили десант, и днём нидерландский гарнизон сдался.

В это же время другой японский караван с войсками подошёл к городу Манадо на острове Целебес (ныне Сулавеси). Нидерландские и американские самолёты, базировавшиеся на острове Амбон, совершили налёт на японские суда, но не смогли потопить ни одного. В Манадо японцы помимо морского десанта впервые в своей истории выбросили массированный воздушный десант - более 500 парашютистов. Нидерландцам удалось нанести существенные потери парашютистам, но затем у них подошли к концу боеприпасы и они отступили. Тех, кто сдавался в плен, японцы убивали на месте. Отступившие в джунгли нидерландцы несколько дней оказывали сопротивление японцам, но затем были все перебиты.

20 января 1942 года японский караван с войсками вышел из Таракана курсом на Баликпапан - крупный центр нефтедобычи на юге острова Борнео. Японцы по радио обратились к нидерландскому начальнику гарнизона с требованием не разрушать нефтепромыслы, угрожая репрессиями против пленных. Однако нидерландский комендант приказал уничтожить нефтепромыслы. Кроме того, после ультиматума японцев нидерландское командование направило к месту высадки японцев авиацию и флот. Самолёты и подлодки потопили два японских транспорта, а эсминцы стали расстреливать остальные суда каравана, но японцы всё-таки высадили десант.

Третий японский караван с войсками, направлявшийся к южному берегу острова Суматра, сопровождали крейсер, авианосец и несколько эсминцев. Однако караван задержался в пути, поскольку встретил в проливе Банка множество пароходов и джонок с беженцами из Сингапура. Японцы задержались, чтобы заняться ими, и принялись методично уничтожать суда с беженцами, потопив более 40 пароходов и множество джонок. Экипажи японских боевых кораблей и самолётов убили несколько тысяч беженцев, не понеся никаких потерь (кроме расхода боеприпасов).

После задержки из-за беженцев, японский караван продолжил путь к южной Суматре. Чтобы захватить нефтепромыслы в Палембанге, японцы вновь применили воздушный десант - 14 февраля 1942 самолёты высадили 400 десантников. Они смогли предотвратить взрыв нефтеперерабатывающего завода, однако почти все были уничтожены в боях нидерландцами. Однако нидерландский командующий приказал войскам отступать на юго-восточную оконечность Суматры, чтобы затем переправиться на остров Ява.

В конце февраля 1942 года нидерландские силы на Яве составляли около 25 тысяч человек, в основном в районах Батавии (ныне Джакарта) и Сурабаи. Японцы выделили для захвата Явы значительные силы - западную группу в составе 2-й пехотной дивизии и 1 полка 38-дивизии, и восточную, 48-ю пехотную дивизию. Эти группы поддерживал 2-й японский флот в составе 2 линкоров, 4 авианосцев и нескольких крейсеров.

Для защиты Явы была выделена Союзная эскадра под командованием нидерландского адмирала Доормана - 5 крейсеров и несколько эсминцев. 27 февраля эскадра наткнулась на японский флот. Японцы повредили британский крейсер и потопили нидерландский эсминец. Через несколько часов японцы потопили 2 нидерландских крейсера, погиб и адмирал Доорман. Остатки эскадры вернулись в Батавию, заправились и на следующий день попытались уйти в Индийский океан. Однако они наткнулись на караван транспортных судов японской западной группы высадки. Последние два крейсера союзной эскадры (британский и австралийский) открыли огонь по японцам, потопили 2 транспорта, повредили ещё несколько, но затем были потоплены японской эскадрой прикрытия каравана.

1 марта 1942 года японские войска высадились на побережье Явы, а утром 8 марта командующий нидерландскими войсками генерал Поортен по радио отдал приказ о капитуляции.

3. Нидерландские добровольцы в СС

В июле 1941 был сформирован нидерландский добровольческий легион, в январе 1942 он был отправлен на северный участок немецко-советского фронта, в район озера Ильмень, затем под Ленинград. В мае 1943 легион «Недерланд» был переформирован в панцер-гренадерскую бригаду СС «Недерланд», вновь воевавшую на Ленинградском фронте. В декабре 1944 бригада переформирована в 23-ю добровольческую панцер-гренадерскую дивизию СС «Недерланд», с февраля 1945 воевала против советских войск в Померании. 4 нидерландца, воевавших в составе этой дивизии, были награждены Рыцарским крестом.

дивизию СС «Ландшторм Недерланд», воевала против войск Союзников в Нидерландах.

4. Нидерландское сопротивление

Также подпольщики дали укрытие нескольким сбитым над Нидерландами лётчикам Союзной авиации.

"Франция была разбита за два месяца, Норвегия- за полтора, Голландия - за пять дней, Дания - за один..." Любят у нас повторять это перечень, сравнивая с ожесточёнными сражениями на Восточном фронте, разумеется. Странно что Люксембург почему-то забыли.
Глупо, конечно, упрекать малые страны Европы (Франция не в счёт), что они мол, не разбили Гитлера ещё в 1940 г.. А уж тем более "не замечать" разницу военных потенциалов "бенелюкса" и СССР.
Итак, май 1940 г., сражение за Голландию.


Голландский бронеавтомобиль Ландсверк М38


Голланские пехотинцы на марше

Голландия была нейтральной страной и до последнего надеялась избежать участия в войне. Поэтому вооружённые силы страны были сформированы и оснащены по принципу "и так сойдёт". Когда ситуация в Европе стала тревожной и дело пошло к серьёзной драке, были всё же приняты меры для укрепления обороноспособности.
В итоге, к маю 1940 г., вооружённые силы Голландии выглядели так.
Армия,- 1500 офицеров и 6500 кадровых солдат, после мобилизации резервистов армия достигала 115 000 штыков. Оснащение было слабым. Нехватало современного вооружения, средств связи и всего прочего. Танков не было. Их заменяли бронеавтомобили, сведённые в отдельные эскадроны. Артиллерия была безнадёжно устаревшей.
ВВС имели около 150 боеготовых самолёта (многие современные и обладающие хорошими боевыми качествами), плюс 44 гидроплана авиации ВМС.
ВМС состояли из 4-х крейсеров, 8-ми эсминцев, 23-х подводных лодок, 28-ми минных тральщиков, 5-ти торпедных катеров.
Немалый флот для такой небольшой страны. Что не удивительно, впрочем, учитывая обширные заокеанские владения. Большинство кораблей и находились в колониях.
Вот и всё. Такую вот "мощь" предстояло сокрушить вермахту.

В целом, голландский генштаб трезво оценивал ситуацию и выбрал единственно верный план обороны. Понимая невозможность защитить всю территорию страны, было решено встретить врага на подготовленных и укреплённых позициях "Крепости Голландия", - обширного укрепрайона на севере страны. К маю сорокового года там были сосредоточены основные силы армии.


Голландские артиллеристы на учениях. февраль 1940 г.




Голландские укрепления после окончания боёв, 1940 г.

10 мая 1940 г., Германия атаковала Голландию. Вторжение осуществляла мощная группировка немецких войск под командованием фельмаршала фон Бока. Соотношение сил было подавляющим, - 22 дивизии вермахта против 9 голландских.
Но главным сюрпризом для голландцев, стало массовое применение немцами воздушных десантов. На 7-ю и 22-ю десантные дивизии Люфтваффе возлагались задачи стратегического масштаба. Они должны были не только стремительно захватить важнейшие мосты, аэродромы и узлы дорог, но и уничтожить командование голландской армии в Гааге.
Пока вермахт ещё только переходил границы, парашютисты Люфтвафе посыпались с неба в районах Додрехта, Мурдека и Роттердама. В начале операции десантники смогли успешно захватить ряд важных мостов, но дальше встретили ожесточённое сопротивление опомнившихся голландцев. Защитники аэродромов и мостов начали контратаковать. Сдаваться просто так они явно не собирались. Бои были тяжёлыми и местами немцам пришлось туго.

Выручало парашютистов полное превосходство Люфтваффе в воздухе, позволяющее бесперебойно подбрасывать подкрепления и подавлять голландцев бомбовыми ударами. Так же сказалась отличная подготовка и боевые качества самих парашютистов. Тем не менее упорное сопротивление противника, не позволило немецким десантникам выполнить все задачи. В частности они не смогли атаковать главный штаб голландской армии.
Тем временем вермахт стремительно продвигался в глубь страны. 13 мая начался штурм "Крепости Голландия". Здесь тоже бои носили ожесточённый характер. Атаки немцев сменялись контратаками голланцев. Бои были скоротечными, но тяжёлыми. Естественно, в сложившейся ситуации голландские войска не могли продержаться долго. Слишком не равные силы, террористические бомбардировки немецкой авиации, которой нечего было противопоставить (хотя несколько самолётов Люфтваффе голландские лётчики сбили), а ещё понимание безнадёжности своего положения, всё это сыграло свою роль. 14 мая Голландия капитулировала.
Тем не менее, большая часть флота, часть авиации и несколько тысяч солдат сумели уйти в Англию что бы продолжить борьбу. Сам факт сопротивления Голландии в той ситуации (и далеко не "символического" как иногда говорят), делает честь её армии.
И уж тем более не заслужили упрёков солдаты. Они выполнили свой долг, сделав пожалуй всё что могли.
А капитулировало правительство, понимая, что шансов на долгую оборону и помощь от союзников нет, и дальнейшее сопротивление ведёт только к огромным жертвам и разрушениям. Видимо, это был едиственный выход в тот момоент.
Далее несколько фотографий.


Голландские пулемётчики


Голландские солдаты у замаскированного дота


Голландские офицеры осваивают радиопередатчик


Офицеры голландской армии

Ирония ситуации была двоякой. Во-первых, Голландия была нужна Гитлеру не столько сама по себе, сколько как плацдарм для вторжения во Францию. Во-вторых, население Нидерландов симпатизировало скорее Германии, нежели союзникам – не из-за идей, но в силу политической традиции.

Сражение за Голландию продолжалось всего неделю. Тем не менее гитлеровцы, имеющие многократное превосходство в живой силе и технике, обнаружили в Нидерландах то, чего ждали меньше всего – упорное сопротивление. Большинство попыток захватить мосты через пограничные реки и высадить десант с воздуха в первые дни были отбиты – одних только транспортных «юнкерсов» голландцы сбили 252. К 14 мая германское наступление практически остановилось, а большинство крупных городов страны так и осталось в руках голландцев. Германия потребовала капитуляции, пригрозив ковровыми бомбардировками. После налета на Роттердам, в результате которого был уничтожен весь центр города и 30 тысяч человек погибли, Голландия капитулировала, за исключением провинции Зеландия – там боевые действия продолжались до 17 мая. Королева Вильгельмина вместе с двором и правительством эвакуировалась в ставшую союзной Великобританию.

Там было создано правительство в изгнании, управлявшее в том числе и частями нидерландского флота и авиации, продолжавшими воевать в составе сил союзников.

Поначалу оккупационный режим в Голландии был довольно мягким: гитлеровцы считали голландцев частью высшей «северной расы». Однако нацистская идеология оказалась для большинства голландцев непривлекательной. Сопротивление голландцев в первый год оккупации было по большей части пассивным. Однако уже в 1942 году отношение начало меняться. В феврале прошла организованная коммунистами массовая забастовка протеста против депортаций евреев в лагеря смерти – беспрецедентное в истории Европы событие. Забастовка, безжалостно подавленная гитлеровцами, стала первым актом массового сопротивления в Нидерландах. В последующие годы забастовки, саботаж и издание подпольных газет оставались главными способами борьбы, вооруженное сопротивление практически отсутствовало.

В то же время определенная часть голландцев стала коллаборационистами: в частности, в стране был сформирован полностью добровольческий корпус Waffen SS, участвовавший в блокаде Ленинграда и боях в Эстонии и Латвии (его идеолог был убит участниками Сопротивления в 1943 году в Амстердаме). На части голландской полиции лежит ответственность за депортации евреев в лагеря смерти – из 140 тысяч нидерландских евреев войну пережили лишь 30 тысяч.

Нидерланды были освобождены армиями западных союзников в 1944- 1945 годах. Во Второй мировой войне погибли более четверти миллиона голландцев.