Социокультурный подход как методология исследований. Социокультурный подход: становление методологии Подходы к изучению социокультурных процессов

Социокультурный подход

Наиболее демонстративно эти изменения прослеживаются в так называемом экологическом подходе к пониманию человеческого развития. У. Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл, Р. МакКолл обращают внимание на крайне важно сть тщательного исследования особенностей повсœедневного поведения детей в реальных условиях их жизни, начиная с ближайшего семейного окружения и включая социальный, исторический контекст. Как экологически значимые переменные в анализ вовлекаются всœе виды жизненного пространства ребенка (дом, семья, класс, транспорт, магазины, парки и т.д.); социальные роли и функции (дочь, сестра, ученица); характеристики поведенческой активности (длительность, напряженность и др.). Широкую известность приобрела модель экологических систем У. Бронфенбреннера. Развитие ребенка рассматривается им как динамический процесс, когда, с одной стороны, многоуровневая жизненная среда воздействует на растущего индивидуума и, с другой стороны, сам он активно переструктурирует ее. Бронфенбреннер выделяет четыре уровня жизненной среды ребенка. Микроуровень жизненной среды включает взаимодействие индивида с его ближайшим окружением (семьей, детским садом), характерные занятия и социальные роли. Мезоуровень, или мезосистема, образуется, когда формальные или неформальные связи возникают между двумя или более микросистемами (к примеру, между семьей и школой, семьей и группой сверстников). Экзоуровень охватывает широкую социальную среду, непосредственно не связанную с опытом индивида, но косвенно влияющую на него (характер занятости родителœей, экономическая ситуация в стране, роль средств массовой информации). И, наконец, макроуровень, или макросистема, образует культурный и исторический контекст ценностей, традиций, законов (правительственных программ), который, по мнению Бронфенбреннера, оказывает весьма существенное воздействие на всœе нижелœежащие уровни. Привлекающая всœе большее внимание исследователœей идея раз-

вития человека на протяжении жизни (жизненный путь) не должна быть изучена в контролируемых условиях лаборатории. Требуется учитывать не только предсказуемые возрастные изменения, но и уникальные для каждой возрастной когорты, для каждого поколения широкие культурные и исторические факторы. Так, П. Балтес выделяет три типа факторов: нормативные возрастные, нормативные исторические и ненормативные факторы. Нормативные возрастные факторы - это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание, менопауза и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию и др.). Нормативные исторические факторы - это такие исторические события глобального масштаба, которые воздействуют так или иначе на всю возрастную когорту (война, смена политических и экономических режимов, эпидемии). Ненормативные факторы представлены теми личными событиями, которые не связаны с определœенным временем жизни, но способны иногда резко изменить ее (болезнь, травма, встреча с особенным человеком, развод и т.п.). Ситуация на самом делœе еще более сложная, поскольку влияние выделœенных факторов опосредуется целым рядом других, таких, как пол, возраст, раса, социальная принадлежность. Речь идет о сложном смешанном влиянии этих факторов на жизненный путь человека, в изучении которого сделаны только первые шаги. Итак, мы проследили эволюцию поведенческого подхода в психологии развития на примере теорий классического бихевиоризма Д. Уотсона, теории оперантного научения Б. Скиннера, социально-когнитивной теории А. Бандуры и модели экологических систем У. Бронфенбреннера, сосредоточив основное внимание на проблеме факторов, определяющих психическое развитие человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Раскройте понятие социализации в концепции социального научения.

2. Как изменилась трактовка факторов развития и функционирования психики в теории социального научения А. Бандуры по сравнению с классическим бихевиоризмом и теорией оперантного научения?

3. Сравните понятия имитации (подражания), идентификации, моделирования в теории социального научения и в психоанализе.

4. Почему исследования агрессии и агрессивного поведения в направлении социального научения занимают важнейшее место?

5. За счёт каких механизмов осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека? Приведите конкретные примеры, для анализа которых обязательно используйте основные понятия теории социального научения.

Дополнительная литература:

1.Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и в СССР. М., 1976.

2. Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М., 1987.

3. Baltes P.B.& Baltes M.M. Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Социокультурный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социокультурный подход" 2017, 2018.

В образовательной области иностранный язык как учебная дисциплина с середины 90-х годов является обязательной дисциплиной для изучения в школе, что привело к появлению новых методик изучения иностранных языков. Возможности открытого общества позволили создать новое поколение отечественных учебников, построенных с ориентацией на международные стандарты и с учетом отечественного опыта обучения ИЯ и нового социокультурного контекста его изучения . Введение новых федеральных государственных стандартов начального и среднего общего образования предполагает социализацию школьников в поликультурном обществе, что достигается за счет формирования у учащихся социокультурной компетенции. Это означает, что при проведении урока наряду с общеобразовательной, воспитательной и образовательной должна реализовываться и социокультурная цель урока.

Для реализации социокультурной цели урока в урочное или внеурочное время возникает необходимость в применении социокультурного подхода, позволяющего легко преодолевать «культурные помехи», возникающие из-за отсутствия социокультурных знаний и неразвитой социокультурной компетенции учащихся. Потребность в соизучении языков и культур можно объяснить тем, что коммуникативное и социокультуное развитие обучающихся в большей степени происходит за счет социокультурного подхода.

Социокультурный подход начал применятся на уроках иностранного языка относительно недавно. Он был разработан на основе диалоговой концепции культур М.М. Бахтина и В.С. Библера В.В. Сафоновой.

Под социокультурным подходом исследователь подразумевает культуроведческий (социокультурный) подход, ориентированный на обучение языку в «духе мира, в контексте диалога культур» .

В рамках социокультурного подхода базой обучения в познавательном аспекте является диалог культур, как сравнение и сопоставление фактов и явлений из сферы художественного творчества и образа жизни двух народов. Суть данного подхода заключается в том, что «коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания. Обучение иноязычному общению проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира» .

В рамках данного подхода предполагается реализация следующих целей:

1) разработка взаимосвязанной политики в области культуры, образования и коммуникации;

2) междисциплинарная интеграция;

3) гуманитаризация образования;

4) ориентация на непрерывное развитие духовно и культурно богатой личности .

К основным положениям социокультурного подхода к обучению иностранным языкам В.В. Сафонова относит следующие :

1. Предполагается предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде;

2. Требуется «глобализация», гуманизация, экологизация и культуроведческая социологизация содержания языкового образования.

3. Социокультурное образование – обязательный компонент языковой подготовки в 21 веке. Необходимо развитие самосознания обучаемого как культурно-исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик, и его роли как субъекта диалога культур, общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения, потребностей в социокультурном освоении мира, развитие многоязычия и многокультурности;

4. Результат социокультурного образования – социокультурная компетенция, обеспечивающая возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения, социокультурного познания стран и народов, социокультурного самообразования в любых других сферах;

5. Базой для социокультурного образования средствами иностранного языка является страноведчески маркированное страноведение. Иностранный язык - средство общения, инструмент познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка;

6. Используется система проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковые, познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные ролевые игры, познавательно-исследовательские учебные проекты, учебные дискуссии. Следует обращать внимание на социокультурную непредвзятость, степень коммуникативной и социокультурной сложности;

7. Предполагается опора на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурных особенностей языков и культур, диапазона общественных функций изучаемых иностранный язык в конкретной среде проживания, социокультурных и коммуникативных потребностей обучаемых, уровня социокультурного образования.

Применение социокультурного подхода побуждает учащихся к межкультурному взаимодействию, а также учит справляться с коммуникативными трудностями. Игнорирование социокультурного подхода приводит к тому, что «культурные помехи», возникающие по причине незнания особенностей той или иной культуры/нации, мешают процессу общения. Это связано с тем, что речевые партнеры в условиях межкультурного взаимодействия, соответственно, могут отличаться друг от друга в отношении:

– ценностно-ориентационного мировидения;

– образа и стиля жизни;

– моделей речевого и неречевого общения .

Важности реализации социокультурного подхода на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе посвящены работы А.Г. Асмолова, Г.В. Елизаровой, В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева. Все исследователи отмечают, что социокультурный подход является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам в свете современных тенденций международной интеграции .

Итак, социокультурное образование является важным условием для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций и реализации главной цели обучения иностранным языкам: «развитию у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия». Применение социокультурного подхода на уроках иностранного языка в школе обогащает культурологические и социолингвистические знания учащихся, постепенно готовит их к межкультурному общению, а также развивает такие качества характера как толерантность и уважительное отношение к иноязычным лингвокультурным сообществам.

Список литературы

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Изд-во «ИКАР», 2009. – 448 с.

2. Белозерова, Н.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Белозерова Н.В. -Санкт- Петербург, 2014 – 209 с.

3. Зайцева, А.В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам [Текст] / А.В. Зайцева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. - №7. – С. 208-210

4. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.

5. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике [Текст] / В.В. Сафонова // Культуроведческие аспекты языкового образования. - М.: Еврошкола, 1998. – 63 с.

6. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам [Текст] / В.В. Сафонова. - М.: Высшая школа; Амскорт интернэшнл, 1991. - 528с.

Социокультурный подход

Социокультурный подход - методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

Принципы

Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания . Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности. Принципы образуют методологический каркас, позволяющий исследователю разрешить существующие концептуальные противоречия, выбрав из существующего набора исходных теоретических постулатов, вырабатываемых при рассмотрении сложных общественных феноменов, тот, который наиболее отвечает целям и задачам исследования. Основными принципами социокультурного подхода являются следующие:

1. Принцип homo activus, согласно которому человек является био-социо-культурным существом, осознающим что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами . В отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как актор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.

2. Принцип эволюции является логическим развития предыдущего принципа. Он означает способность системы к развитию, что делает возможным утверждение о появления качественно иных по характеру социокультурных явлений в процессе развития общества . Эволюция рассматривается как в рамках классической, так и в рамках синергетической методологии. Главным же является различение принципа эволюции как линейного процесса в противовес циклической трактовке этого понятия .

3. Принцип антропосоциентального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homo activus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homo activus может соответствовать или не соответствовать типу общества в котором он находится, что на определенном периоде приводит к смене социокультурной среды. В исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т. д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.

Итоги

На сегодняшний день использование социокультурного подхода позволило смоделировать три возможных варианта социокультурной динамики страны: 1. Завершение процесса либерализации и построение общества рационального типа. Здесь, по сути, мы видим попытку признать теорию М.Вебера, который видел в рационализации один из ведущих факторов развития Европы, адекватной российским реалиями . 2. Возврат к традиционной модели общества (при этом опять же не как социокультурного проекта, а как модели построенной на фундаменте «общинного» идеала»). 3. Продолжение существования в рамках промежуточной цивилизации или определенная последовательная смена этих вариантов (А.С.Ахиезер) .

Оценка социокультурного подхода

Несмотря на плодотворное использование социокультурного подхода в оценке трансформационных процессов России 90-х годов, в методологическом плане применение социокультурного подхода привело, по мнению ряда социологов, к кризису . Суть высказанных претензий можно сформулировать в виде следующих тезисов:

1. При анализе с помощью этого подхода реалий российского общества значительное количество исследователей демонстрируют критическое видение современного российского социума, «алармизм», что в свою очередь создает неопределенность прогнозов на будущее .

2. Социокультурный подход может быть направлен на поиски неких стабильных «точек стяжения», связывающих общество и культуру. Эти точки обеспечивают стабилизацию культурных механизмов, сохранение целостности общества. Здесь методологическая ограниченность подхода проистекает из целей и задач его использования: мы нацеливаемся на фиксацию проявлений прежних культурных программ, и не можем использовать эту методику для выявления движущих сил эволюции.

3. Применение социокультурного подхода сталкивается с определенными проблемами, которые возникают при попытке типологизации и классификации российского социума и его элементов. Это приводит к рассмотрению России в рамках дихотомии «традиционное - либеральное», где единственный вектор развития лежит по направлению к ценностям либерального общества.

4. В работах С.Н. Гаврова и А.С. Ахиезера принцип эволюции является не социологическим, не культурологическим, а философским критерием, поскольку за основу берется метафизическая идея («раскола» или «модернизации»), далеко не всегда совпадающая с оценкой современников . Собственно, и категория «империи » начинает рассматриваться задолго до введения этого термина в обиход, а категория «раскола» рассматривается по принципу «как бы не расценивали события современники…».

Примечания

Литература

  1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  2. Ахиезер А. С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. № 3, 2002.
  3. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. М, 2007.
  4. Гавров С. Н. . М.: Едиториал УРСС, 2004. Рекомендовано к изданию Научным советом Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. ISBN 978-5-3540-091-52
  5. Ефимов, Е. Г. Социокультурный подход как методологическое основание исследования современного социально-экономического развития России / Е. Г. Ефимов // Условия, ресурсы и факторы развития России в XXI веке: сб. науч. ст. по итогам всерос. науч. конф., 20-22 окт. 2009 г. / ВолгГТУ [и др.]. - Волгоград, 2009. - C. 269-272.
  6. Ефимов, Е.Г. К вопросу методологии исследования социокультурных последствий глобализации: региональный аспект / Е.Г. Ефимов // Управление региональными системами: интеграционный подход, факторное обеспечение, методы, модели: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 26-27 нояб. 2009 г.) / ФГОУ ВПО "Волгогр. академия государственной службы". - Волгоград, 2009. - C. 495-497.
  7. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования. № 7, 2000
  8. Тюгашев Е.А. Социокультурный подход: эпистемологический статус и содержание // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. XIII / Под ред. М.В. Удальцовой. Новосибирск, 2011. С. 8-25

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социокультурный подход" в других словарях:

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД. Один из подходов к обучению иностранным языкам, согласно которому занятия по иностранному языку проводятся в тесном взаимодействии с изучением страны и культуры изучаемого языка. С. п. выражается в ориентация обучения на… …

    ПОДХОД СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ - ПОДХОД СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ. См. социокультурный подход … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Подход социокультурный (многофакторный) - направление, сложившееся в области методологии гуманитарного знания. Оно исходит из представления о том, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурологического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    Подходы к обучению - акустический подход, аппроксимация, бихевиористский подход, дедуктивный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход, имплицитный подход, индивидуальный подход, индуктивный подход, интегративный подход, интегрированный подход,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ - аккультурация, бикультурность, диалог культур, диаспора, картина мира, коммуникативная неудача, коммуникативное пространство, коммуникативные барьеры, компетенция лингвострановедческая, компетенция социальная, компетенция социокультурная,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совокупность концепций, методол. принципов, методов и познават. процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение опр. практич. эффектов в этих областях. Поскольку… … Энциклопедия культурологии

    Область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… … Философская энциклопедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

    Резник, Юрий Михайлович (р. 1959) доктор философских наук, профессор, шеф редактор журнала «Личность. Культура. Общество». Главный научный сотрудник Института философии РАН. Заместитель директора по науке Российского института… … Википедия

    ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Обновление содержания школьного математического образования. Социокультурный подход. Монография , Подаева Наталия Георгиевна, Подаев Михаил Валерьевич. Монография содержит изложение основных линий социокультурной концепции математического образования, отдельные главы посвящены коммуникации-трансляции и социокультурной адаптации при обучении…

Выходные данные сборника:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аматова Нина Евгеньевна

ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

SOCIO-CULTURAL APPROACH AS A METHODOLOGY STUDIES OF SOCIAL PROCESSES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF CONVERGENT TECHNOLOGIES

Amatova Nina

assistant of the Department of sociology and organization of work with youth Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 14-38-00047«Прогнозирование и управление социальными рисками развития техногенных человекомерных систем в динамике процессов трансформации среды обитания человека» при участии НИУ «БелГУ», ИСПИ РАН, ЮЗГУ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования общественных процессов на фоне развития и внедрения конвергентных наук и технологий. Обосновывается целесообразность использования социокультурного подхода, позволяющего с помощью интегративного потенциала социальной философии, социологии и антропологии выявлять закономерности социокультурных изменений. Исходя из специфики подхода, выделяются три уровня измерений, для каждого из которых определены перспективы и задачи исследования.

ABSTRACT

The article discusses the methodological problems of the study of social processes on the background of the development and implementation of convergent science and technologies. The article substantiates the expediency of using a sociocultural approach which allows to identify patterns of social and cultural changes using the integrative potential of social philosophy, sociology and anthropology. Based on the specifics of the approach, there are three levels of measurements, each of which has its own vision and objectives of the study.

Ключевые слова: социокультурный подход; конвергентные технологии; NBIC-технологии; институционализация.

Keywords: socio-cultural approach; convergent technologies; NBIC-technologies; institutionalization.

Наука со времени своего становления сопровождается двумя противоположными, но непрерывно взаимодействующими процессами - дифференциацией и интеграцией. При этом дифференциация, как следствие, вытекающее из расширения и усложнения знаний, имеет позитивные и негативные стороны. Традиционно к позитивным сторонам дифференциации относят возможность углубленного анализа при изучении тех или иных явлений, а к негативным - сужение кругозора исследователя, потерю связей и единства восприятия целого.

Начало XX в. ознаменовалось ярким проявлением интеграции научных знаний, которое выразилось в возникновении и развитии «пограничных» наук (биохимии, геофизики, экологии и др.), потребовавших междисциплинарных методов исследования. Дальнейшее развитие процесса интеграции привело не только к обобщению научной информации, систематизации и сближению знаний, но и к выработке нового стиля мышления, на формирование которого большое влияние оказало осмысление процессов самоорганизации, происходящих в природе. То, что современное научное осознание Космоса гармонирует с осознанием наук о человеке, является проявлением парадигмы целостности и убедительным доказательством объективно существующего единства природы. Именно о таком развитии науки писал В.И. Вернадский: «Мы должны сейчас различать три реальности: 1) реальность в области жизни человека , природные явления ноосферы и нашей планеты, взятой как целое; 2) микроскопическую реальность атомных явлений , которая захватывает и микроскопическую жизнь, и жизнь организмов, даже посредством приборов не видную вооруженному глазу человека, и 3) реальность космических просторов , в которых солнечная система и даже галаксия теряются, неощутимые в области ноосферического разреза мира» .

Современный этап развития научно-технического знания характеризуется еще более высокой степенью интеграции, вызвавшей активизацию «прорывных», «инновационных» направлений, способных обеспечить создание принципиально новой социокультурной среды, оказывающей влияние не только на общественное бытие, но и на общественное сознание людей. Главным показателем перехода в постиндустриальное общество становится уровень развития технологической конвергенции. Особенно многообещающе звучат прогнозы, связанные с развитием NBIC-технологий, коренным образом меняющих представление о будущем человеческой цивилизации. Анализ протекающих процессов и связанные с этим горячие дискуссии не могут проходить эффективно без активного участия представителей социально-гуманитарного профиля.

В социологии используются разные подходы к анализу общественных процессов. Наиболее продуктивными из них считаются общественно-формационный (К. Маркс), системный (А.А. Богданов, Л. Фон Барталанфи), социокультурный (М. Вебер, П. Сорокин) структурно-функциональный (Т. Парсонс, Р. Мертон) и некоторые другие.

В условиях ярко выраженной тенденции к интеграции и теоретическому синтезу междисциплинарных знаний, наиболее целесообразным нам представляется использование социокультурного подхода, суть которого заключается в определенном универсализме, позволяющем с помощью аппарата социальной философии, социологии и антропологии выявлять закономерности социокультурных изменений.

При этом считаем необходимым заметить, что в современной социологии словосочетание «социокультурный подход» имеет весьма широкое и не всегда оправданное употребление. Неслучайно Ж.Т. Тощенко, говоря о восстановлении критериев научности, указывает на чрезмерное использование термина «социально-культурный (ая, ое)» . Придерживаясь в этой части его мнения, мы в своем исследовании рассматриваем социокультурный подход, опираясь на идеи М. Вебера, П. Сорокина и дальнейшее их развитие в трудах А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина, Ю.М. Резника и других авторов. В этих работах понимание и описание социокультурного подхода сопровождается строгостью определений исходных понятий и обоснованием методологических принципов их дальнейшего использования.

Так, развивая идеи П. Сорокина о единстве личности, общества и культуры, как неразрывной триаде, в которой ни один компонент не может существовать без двух других, Н.И. Лапин подчеркивает, что социокультурный подход интегрирует три измерения человеческого бытия: человека в его взаимодействии с обществом, характер культуры и тип социальности .

В свою очередь Ю.М. Резник, рассматривая социокультурный подход, как методологию социологических исследований, отмечает, что такой подход, выражая единство и взаимосвязь трех компонентов социального познания - социально-философского, социологического и антропологического, объединяет тем самым их познавательные и методологические возможности. Соответственно и в методологии социокультурного анализа автор выделяет следующие три уровня: общетеоретический , социально-научный и конкретно-эмпирический , на рассмотрении которых мы и остановимся ниже.

При исследовании общественных процессов, связанных с развитием и внедрением конвергентных наук и технологий, общетеоретический компонент социокультурного анализа, на наш взгляд, может быть представлен социально-философскими основаниями исторического взаимодействия развития общества с развитием науки и технологий. Здесь можно не просто рассмотреть все многообразие социальных и культурных аспектов на разных этапах общественного и научно-технического развития, но и проследить влияние на этот процесс культурно-исторических особенностей каждой эпохи, а также разных стран и народов.

В частности, социокультурный анализ позволяет сделать вывод о том, что не всегда можно выделить в чистом виде три типа технологий, как представлено в известной интегральной концепции культуры Э.А. Орловой. В соответствии с этой концепцией культура технологична, и технологии разделяются в зависимости от того, на создание каких объектов они ориентированы. Таким образом, выделяются три типа технологий: технологии практической деятельности , направленные на создание физических объектов; технологии социального значения , направленные на общество, на организацию социального взаимодействия; технологии психологического значения, направленные на внутренний мир человека (на порождение и трансляцию символов) . При рассмотрении, например, NBIC-технологий можно проследить, как все эти три указанных типа конвергируют и взаимопроникают друг в друга.

Кроме того, на общетеоретическом уровне исследования возможно определения места и роли технологической конвергенции в общей картине мира. Так, в модели среды обитания человека, предложенной А.М. Якуповым, NBIC-конвергенция приходится на «максимум взаимодействия миров»: мира природы планеты Земля, мира социума и техногенного мира .

Что касается социально-научного уровня, то здесь потенциал социокультурного подхода в первую очередь целесообразно направить на выделение и междисциплинарное исследование этапов институционализации конвергентных наук и технологий, а также на комплексный анализ влияния институциональных аспектов на социальную жизнь, поскольку в социологии эти связи практически не изучены. Тем не менее, характер таких связей может проявляться в двух направлениях: либо от постепенной трансформации спонтанных видов жизненной активности людей к образцам вполне организованного и общепринятого поведения, либо, наоборот - от общепринятых форм к отдельным спонтанным видам человеческой активности. В обоих случаях такие связи способствуют ослаблению социальной напряженности, вызываемой повышенной опасностью внедряемых технологий, а эффективность процесса внедрения становится в прямую зависимость от способностей ученых, общества и власти к взаимному доверию.

На сегодня институциональная логика технологического прогресса наилучшим образом разработана и представлена в экономической теории. И даже здесь, по мнению Д.П. Фролова: «приходится констатировать, что эвристический потенциал институциональной теории в анализе глобальной эволюции технологий задействован в недостаточной степени » (выделено автором) .

Кроме реализации институционального потенциала, на социально-научном уровне можно оценить риски и ожидания, связанные с внедрением NBIC-технологий .

Наконец третий, конкретно-эмпирический уровень социокультурного анализа исследуемых общественных процессов может быть реализован через антропологический аспект социального познания. Здесь нам представляется целесообразной идентификация интересов и позиций различных социальных групп, поскольку успех или неудача новых технологий во многом обусловлены поддержкой их соответствующей заинтересованности.

В частности, к первой группе целесообразно отнести специалистов - ученых, разработчиков и исполнителей, непосредственно занимающихся исследованиями или разработками в соответствующих технологических областях. При этом следует учитывать, что эта группа людей заинтересована не просто в развитии конвергентных технологий, но и в достойном финансировании связанных с ними работ.

Вторая группа участников исследования может состоять из заказчиков и потребителей производимой продукции. Их интересы в значительной степени расходятся с интересами респондентов первой группы, по крайней мере, в части финансирования. Здесь котируются объективный анализ качества продукции, доступная себестоимость и низкая степень рисков.

Следующая группа может быть представлена лоббистами и состоять из управленцев и представителей крупного частного капитала. Эту группу респондентов, как правило, мало интересует объективный анализ преимуществ новой технологии или степень существующих рисков. Здесь главное - высокие показатели любой ценой. Именно такой подход должен вызывать настороженность исследователя, поскольку в конечном итоге способен привести к массовым фальсификациям.

Немалый интерес, на наш взгляд, представляет группа испытуемых, состоящая из студенческой молодежи непрофильных факультетов. Именно эта социальная группа в силу своей специфики (склонности к активному общению, поиску смысла жизни, к прогрессивным идеям и преобразованиям, потребности в социализации и др.) способна не просто оценить возможности NBIC-технологий, но и принять на себя определенную ответственность за их последствия.

Отдельные группы респондентов должны составлять представители религиозных конфессий и сторонники трансгуманизма . Кроме того, следует учитывать, что внутри каждой из вышеуказанных групп могут быть респонденты, ориентированные на разные точки зрения. Тем не менее, в условиях повышенной неопределенности и риска, связанного с внедрением конвергентных технологий, только учет мнений респондентов самых различных групп, от ученого-исследователя до простого обывателя, может служить предпосылкой рационального выбора решений.

В целом социокультурный подход, синтезируя потенциалы социальной философии, социологии, антропологии и представляя собой многоуровневую систему теоретических и эмпирических методов, вполне способен составить методологическую базу исследования общественных процессов, связанных с развитием и внедрением NBIC-конвергенции.

Список литературы:

  1. Аматова Н.Е. Социальные последствия внедрения NBIC-технологий: риски и ожидания // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. - 2014, - № 8(9). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://7universum.com/en/social/archive/item/1549
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1988. - 520 с.
  3. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 3-12.
  4. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
  5. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований / Ю.М. Резник // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. 11. - Вып. 1(2). - С. 305-328.
  6. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 3-31.
  7. Фролов Д.П. Институциональная логика технологического процесса (случай нанотехнологий) / Д.П. Фролов // Журнал институциональных исследований. - 2012. - Т. 4, - № 1. - С. 49-63.
  8. Якупов А.М. Среда обитания людей и «поля опасностей» в ней / А.М. Якупов // Вестник НЦ БЖД. - 2013. - № 4 (18). - С. 91-100.
социокультурный подход это, социокультурный подход определение
Социокультурный подход - методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
  • 1 Принципы
  • 2 Итоги
  • 3 Оценка социокультурного подхода
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Принципы

Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания. Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности. Принципы образуют методологический каркас, позволяющий исследователю разрешить существующие концептуальные противоречия, выбрав из существующего набора исходных теоретических постулатов, вырабатываемых при рассмотрении сложных общественных феноменов, тот, который наиболее отвечает целям и задачам исследования. Основными принципами социокультурного подхода являются следующие:

1. Принцип homo activus, согласно которому человек является био-социо-культурным существом, осознающим что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами. отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как актор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.

2. Принцип эволюции является логическим развитием предыдущего принципа. Он означает способность системы к развитию, что делает возможным утверждение о появления качественно иных по характеру социокультурных явлений в процессе развития общества. Эволюция рассматривается как в рамках классической, так и в рамках синергетической методологии. Главным же является различение принципа эволюции как линейного процесса в противовес циклической трактовке этого понятия.

3. Принцип антропосоциентального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homo activus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homo activus может соответствовать или не соответствовать типу общества в котором он находится, что на определенном периоде приводит к смене социокультурной среды. исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т. д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.

Итоги

На сегодняшний день использование социокультурного подхода позволило смоделировать три возможных варианта социокультурной динамики страны: 1. Завершение процесса либерализации и построение общества рационального типа. Здесь, по сути, мы видим попытку признать теорию М.Вебера, который видел в рационализации один из ведущих факторов развития Европы, адекватной российским реалиями. 2. Возврат к традиционной модели общества (при этом опять же не как социокультурного проекта, а как модели построенной на фундаменте «общинного» идеала»). 3. Продолжение существования в рамках промежуточной цивилизации или определенная последовательная смена этих вариантов (А.С.Ахиезер) .

Оценка социокультурного подхода

Несмотря на плодотворное использование социокультурного подхода в оценке трансформационных процессов России 90-х годов, в методологическом плане применение социокультурного подхода привело, по мнению ряда социологов, к кризису. Суть высказанных претензий можно сформулировать в виде следующих тезисов:

1. При анализе с помощью этого подхода реалий российского общества значительное количество исследователей демонстрируют критическое видение современного российского социума, «алармизм», что в свою очередь создает неопределенность прогнозов на будущее.

2. Социокультурный подход может быть направлен на поиски неких стабильных «точек стяжения», связывающих общество и культуру. Эти точки обеспечивают стабилизацию культурных механизмов, сохранение целостности общества. Здесь методологическая ограниченность подхода проистекает из целей и задач его использования: мы нацеливаемся на фиксацию проявлений прежних культурных программ, и не можем использовать эту методику для выявления движущих сил эволюции.

3. Применение социокультурного подхода сталкивается с определенными проблемами, которые возникают при попытке типологизации и классификации российского социума и его элементов. Это приводит к рассмотрению России в рамках дихотомии «традиционное - либеральное», где единственный вектор развития лежит по направлению к ценностям либерального общества.

4. работах С.Н. Гаврова и А.С. Ахиезера принцип эволюции является не социологическим, не культурологическим, а философским критерием, поскольку за основу берется метафизическая идея («раскола» или «модернизации»), далеко не всегда совпадающая с оценкой современников. Собственно, и категория «империи» начинает рассматриваться задолго до введения этого термина в обиход, а категория «раскола» рассматривается по принципу «как бы не расценивали события современники…».

Примечания

  1. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. - М.: Канон+, Реабилитация, 2007. - С. 92.
  2. Righter N. M. Jr. Evolution: Biological, Social, Cultural // Encyclopedia of sociology. - V.2. - New York: Macmillan Reference, USA, 2000. - P. 875-876.
  3. Sorokin P. Toynbee`s Philosophy of History // The Pattern of the Past: can we determine it ? - Boston: The Beacon Press, 1949. - P. 116.
  4. Спасёт ли мир красота? Профессор Николай Крюковский даёт добро кинопроекту "Красота спасёт мир"// Континент.
  5. Лапин Н.И. Кризисный социум… С. 36.
  6. Черныш Н. Ровенчак О. Социокультурный подход в социогуманитарных науках: обмен смыслами // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005 - № 4. - С. 101-102.
  7. Ачкасов В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.4. № 1, 2001. С. 82.
  8. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. 2004, С. 76.

Литература

  1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  2. Ахиезер А. С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. № 3, 2002.
  3. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. М, 2007.
  4. Гавров С. Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал УРСС, 2004. Рекомендовано к изданию Научным советом Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. ISBN 978-5-3540-091-52
  5. Ефимов, Е. Г. Социокультурный подход как методологическое основание исследования современного социально-экономического развития России / Е. Г. Ефимов // Условия, ресурсы и факторы развития России в XXI веке: сб. науч. ст. по итогам всерос. науч. конф., 20-22 окт. 2009 г. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - C. 269-272.
  6. Ефимов Е. Г. К вопросу методологии исследования социокультурных последствий глобализации: региональный аспект / Е.Г. Ефимов // Управление региональными системами: интеграционный подход, факторное обеспечение, методы, модели: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 26-27 нояб. 2009 г.) / ФГОУ ВПО "Волгогр. академия государственной службы". - Волгоград, 2009. - C. 495-497.
  7. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования. - № 7. - 2000. - С. 7.
  8. Тюгашев Е. А. Социокультурный подход: эпистемологический статус и содержание // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. XIII / Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск, 2011. С. 8-25

См. также

  • Социокультурная экспертиза порнографии
  • Социокультурная экспертиза суицида