Новое в дневниках. Печатные тесты для начальных классов Проверочные тесты для первоклассников в конце года

Подробно узнать о тестировании при поступлении в 1 класс вы можете в моей «Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс».

Тестирование при поступлении в 1-й класс

Скоро в школу. Поступление в первый класс-это дело особо ответственное. Требования к подготовке детей возросли. Во многих образовательных учреждениях введено собеседование или психологическое тестирование.

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе. Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря - нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки.

Обязательное условие для зачисления в первый класс - достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать - все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша.

Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.

Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.). Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня. Тестирует ребенка, как правило, будущая первая учительница. Уверяем, у нее сложится самое благоприятное, положительное отношение к вашему «вундеркинду» после блестящих ответов на «каверзные вопросы» к которым малыш был подготовлен дома!

На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь. Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.

В аспекте ВОСПРИЯТИЯ большое значение имеет визуальная память ребенка, его способность к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов. Задание на восприятие могут сформулировать, к примеру, таким образом: дорисуй стрекозу (рис.1).

ПАМЯТЬ - один из самых сложных аспектов. В качестве проверочного теста чаще всего предлагают ряд простых картинок или геометрических фигур, которые необходимо запомнить за 10-20 с и затем нарисовать на чистом листе. Здесь нередко требуется более длительная тренировка.

На ВНИМАНИЕ и КОНЦЕНТРАЦИЮ существуют отдельные задания. Например: запомни рисунок с точками и попробуй повторить его (рис.2). Справа приведены возможные варианты выполнения теста).

Для проверки МЫШЛЕНИЯ будущего первоклассника предлагают следующие задания:

1. Назови как можно больше черт сходства и различия:

а) кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.);
б) пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.);
в) ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.).

2. Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3).

Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4).

Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ могут звучать следующим образом .

1. Назови одним словом: Мальчик, который ходит в школу (ученик);

женщина, играющая в теннис (теннисистка);

человек, играющий на пианино (пианист).

Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.)

Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый). Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый).
2. Скажи правильно. Одна варежка, а много (варежек). Один мяч, а много (мячей). Одно дерево, а много (деревьев).

Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка - шишка) .
Нередко детям дают задание составить рассказ по картинке. Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок («Хорош пирожок - внутри творожок»), потренироваться в разгадывании популярных загадок («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

При беседе на тему «Окружающий мир » ребенок должен знать:

  • названия насекомых, животных, их детенышей, повадок и среды обитания;
  • уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
  • знать названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), а также о делении их на съедобные и несъедобные.

Важное место в беседе педагога с дошкольником занимает тема «Город». Малышу надо уметь хорошо ориентироваться в правилах поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта, соотносить ма­газины и продаваемые в них товары, различать про­фессии. Ребенку обязательно нужно выучить свой домашний адрес и телефон .

Знание времен года и суток, умение определять время как по электронным, так и по обычным часам пригодится при ответах на вопросы темы «Распорядок дня».

Чтобы в дальнейшем смело решать задачки по математике, будущий первоклассник должен считать от 1 до 20, решать простейшие примеры на вычитание и сложение (типа 3-1 =…; 4 + 4 =…; 15-2 =…; 20-9 =…; 10 + 1 =…) и распознавать знаки «больше», «меньше» и «равно». Малышу могут предложить такую картинку с заданием: где мячиков больше? (рис.5).
По правилам собеседования засчитывают только полные, ясные и конкретные ответы на поставленные вопросы. Например, если требуется назвать фамилию, имя и отчество папы, то правильный ответ звучит так: «Моего папу зовут Михаил Васильевич Иванов», а ошибочный: «Папа Миша».
Детям нужно достаточно быстро реагировать на задания - времени на размышление дают немного. Имеет смысл предварительно потренироваться дома , даже если в целом ребенок неплохо подготовлен.
Следует учитывать, что, попадая в непривычную обстановку, дети нередко начинают нервничать и часто, обладая необходимыми знаниями, они не в состоянии сосредоточиться и дать правильный ответ
.
Незнакомое место, чужие люди - все это создает стрессовую ситуацию, в особенности для малышей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Поэтому родителям надо позаботиться и о морально-психологической подготовке дошкольника. Проверить, расширить и укрепить знания ребенка родители вполне могут самостоятельно: методические пособия и сборники тестовых заданий широко представлены в книжных магазинах. Такого рода пособия обычно содержат многочисленные варианты упражнений и логических задач, сформулированных в доступной для восприятия дошкольника форме и снабженных иллюстративным материалом.


Рис.1. Дорисуй стрекозу

Рис.2. Запомнить первый рисунок и воспроизвести
(так по разному отвечают дети)
Рис.3. Дорисовать недостающий кораблик Рис.4. Нарисуй мужчину

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чащеайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ :

а) Тест “Рисунок человека”
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.
Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек
Задание

“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – вполне средний уровень;
13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Дай Бог, всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

г) ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-Йирасека
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

    Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

    Утром мы завтракаем, а днем…
    (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

    Днем светло, а ночью…
    (темно = 0; неправильный ответ = -4)

    Небо голубое, а трава …
    (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

    Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; еправильный ответ = -1)

    Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)

    Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

    Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

    Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
    (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

    Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

    Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;
    одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

    Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

    Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

    Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

    Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это…
    (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

    Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)

    Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

    Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

    Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

    Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Литература:
1. А.Керн, модификация Я. Йирасека. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -
М.: НПО «Образование», 1996
2. Психологическая готовность к школе. - 4-е изд., перераб. и дополн.-
Спб.: Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.

Следующие тесты для приема в 1-й класс применяют после проведения теста Керна-Йирасека:

3. Тест «Найди отличия» .

Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

4. Тест «Десять слов».
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,
после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

5. Тест «Чего не хватает?»
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.
Используются игрушки, различные предметы или картинки.
Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

6. Тест «Четвертый – лишний» .
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

7. Тест «Классификация».
Исследование логического мышления.
Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.
Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

8. Тест «Составление рассказа по картинкам».
Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.
Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Только одного ребенка тестировать недостаточно. А Вы-то сами готовы?
Пройдите-ка «Тест для родителей будущих первоклассников»

  • Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  • Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  • Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  • Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  • Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  • Умеет ли он изменять существительные по числам?
  • Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  • Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  • Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  • Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  • Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  • Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Продвинутый тест для будущих первоклассников:

Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку - тому самому, который идет в первый класс…

  1. Сколько лет папе (маме, сестре, брату)? Когда их дни рождения?
  2. Где и кем работает папа (мама)?
  3. Какой размер обуви у тебя?
  4. Как вдеть нитку в иголку?
  5. Как пришить пуговицу?
  6. Что делать, если ты порезал себе палец?
  7. Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?
  8. Как звонить по телефону?
  9. Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды?
  10. Где нельзя есть мороженое?
  11. Как вести себя за столом?
  12. Когда пчела кусает? Отличие пчелы от осы.
  13. Что можно есть, если болит живот?
  14. Чего нельзя есть, если болит зуб?
  15. После какой еды хочется пить?
  16. Сколько и когда можно пить в жару?
  17. Как вымыть грязную посуду?
  18. Какая картошка быстрее варится - целая или резаная? Как ее жарить?
  19. Как правильно почистить картошку старую и молодую? Как чистить морковь?
  20. Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?
  21. Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?
  22. Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?
  23. Можно ли купать собаку так же, как кошку? Если можно, то как?
  24. В квартире запахло газом. Что делать?
  25. Как почистить обувь, постирать рубашку?
  26. Где лед толще - у берега или в середине водоема?
  27. На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду - сухой или влажной?
  28. Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?
  29. Какой мусор нужно подметать мокрым веником?
  30. Как вести себя в гостях?
  31. Что больше всего любит папа (мама)?
  32. Почему нельзя играть на строительной площадке?
  33. Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед?
  34. За сколько минут ты добираешься в школу пешком?
  35. Как бороться с мухами, комарами, тараканами?
  36. Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?
  37. Как ухаживать за комнатными цветами?
  38. Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?
  39. Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?
  40. Мяч полетел на мостовую. Как поступить?
  41. Землетрясение произошло ночью. Что делать?
  42. Укусила собака. Что делать?
  43. Перед тобой раненая птица. Как поступить?
  44. Как без циркуля нарисовать правильный круг?
  45. Как без линейки провести прямую линию?
  46. Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?
  47. Что делать со старыми газетами и тетрадями?
  48. В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?
  49. Во время дождя перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход?

Напоследок всё-таки всем хотелось бы напомнить:

    все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;

    при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, школьные психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;

    не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;

    сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы.

    И ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК - САМЫЙ ЛУЧШИЙ

Записывая ребенка в первый класс, родители неизбежно задумываются о готовности к обучению своего сына или дочери. Попытаемся сжато сформулировать те навыки и умения, которыми должен обладать любой ребенок, чтобы поступить в нормальную, массовую школу и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальном ее звене.

Итак, поступающий в школу ребенок должен:

  1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
  2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т.д.
  3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: "Он ел суп", "Миша мыл окно".
  5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2...20; 20, 19...1).
  6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд слов: "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".
  8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок должен не только исключить "лишнее" слово "пластилин", но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят".
  9. Находить сходство и различия между предметами.
    • Что общего между морковкой и картошкой?
    • Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.
    • А чем они отличаются друг от друга?
    • Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
  1. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Мальчик очень обиделся", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т.д.)
  2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  3. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  4. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  5. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  6. Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?", "Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш — теленок. А у лошади?"
  7. Знать 10-12 основных цветов.
  8. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

В большинстве школ тестирование при поступлении сейчас не проводится. Есть и такие учебные заведения, для которых данный список умений и навыков будет слишком короток или прост. То, что мы перечислили — базовый уровень: если он есть, значит, ребенку в принципе по силам учиться и осваивать программу начальной школы.

Комментировать статью "Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования"

стесняюсь спросить - чему в первом классе будут учить, если дети все это знают и умеют. задолбали бедных детей своими подготовишками, вместо игр сидят учат всякую фигню, а потом соматика прет из всех щелей и начинают таскать по врачам.

24.04.2017 17:37:39, сумасойтиможно

У нас тоже совпали пункты, но только читать не просили. А в спец. школах тестирование гораздо сложнее, по профилю школы. Но детки же обычно занимаются, готовятся, так что для них не составляет труда, если, конечно, у ребенка вообще есть способности к тому профилю, который выбрали для него родители)

23.04.2014 23:21:01,

У нас программа тестирования в школе оказалась немного сложнее, т.е. по пунктам все так, совпадают, но сами задания сложнее, например, уметь читать текст в большой абзац и уметь его пересказать, но правда, всех родителей будущих первоклашек предупредили об этом еще после нового года и поэтому было время подготовится. Мы на свои силы не рассчитывали, у нас все взрослые работают от зари- до заката, поэтому сразу же обращались в центр подготовки к школе. Благо, сейчас это не проблема, и образовательных курсов много, поэтому вопрос всегда только в выборе программы и как далеко от дома находятся. Ну, и как мне кажется, автор статьи, упустил момент подготовки психологической к школе, а ведь - это очень важно! Ребенок в садике и требования - одни, а тут школа- новая жизнь, совсем другие требования) Надо уметь слушать, надо уметь подчинятся требованиям учителя, уметь надолго сохранять внимание и концентрацию внимания, все по другому, этому, папа-мама- не научат! Мы специально выбирали курсы чтобы готовили и в этом плане ребенка, как не удивительно в Москве их оказалось не очень много, т.е. приходишь, разговариваешь, с тобой совсем соглашаются, но пропускают как будто мимо ушей... Только в "президентской школе", на мои страхи обратили внимание и поняли про, что я собственно речь веду! Так, что кто из родителей будущих первоклашек согласен со мной о психологической составляющей подготовки к первому классу, можете иметь эти курсы в виду!

14.04.2014 11:58:41,

Всего 4 сообщения .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Что должен уметь ребенок к школе?":

Вот такой вопрос. Школа обычная. Собеседования никакого нет, берут всех. Ребёнок, конечно, буквы знает, по слогам читает. Но надо ли летом чтением специально напрягать или достаточно просто уметь хоть как-то буквы в слова складывать?

Раздел: Подготовка к школе (ребенок не умеет читать перед школой). Добрый день! У меня дочери через месяц будет 6. Буквы она знает не все, особого интереса и схватывания на лету относительно букв не проявляет.

Кто-нибудь уже водил своих детей на тестирование-диагностику для поступления в 1 класс? Поделитесь своими впечатлениями. Какие были вопросы-задания? В какой форме всё проходило?

1.Как вы считаете, что ребенок должне вообще (не читать-писать, а шире - из бытовых навыков и общих знаний) обязательно уметь на момент поступления в школу?

Вопрос для поступающих в 1 класс гимназии. Был задан в этом году: что общего между молоком и ёжиком. Отгадаете?

я понимаю что в каждой школе по разному, но тем не менее - кому какие условия ставили? как то у нас уж совсем круто: читать свободно считать до 20 (спасибо что только + и -) писать грамотно уметь составлять сочинения по картинкам я задаю себе вопрос, а чему в первом классе то учить будут?

Что должен уметь ребенок ребенок идущий в первый класс? И чему его точно учить не надо? Нам пока 6 лет. Отдаваться хотим в школу с 7, а то и с 8 лет. особо туда не торопимся. Дома занимаемся. Детеныш читает, считает. Боюсь как бы мне не переусердствовать и не переобучить ребенка. Воспринимает он все хорошо и быстро.

В муниципальных детских садах начали тестировать пятилеток на предмет готовности к школе. Причем по методикам, традиционно ориентированным на определение уровня интеллектуального развития шестилетнего- восьмилетнего ребенка. Естественно, некоторые из этих тестов можно показать и четырехлетнему ребенку, и он прекрасно выполнит определенные задания, а от выполнения других откажется. И правильно сделает.

Пояснительная записка к итоговым тестам с выбором ответа для 1 класса.

Итоговые тесты составлены по математике, русскому языку и окружающему миру. Каждый тест содержит 12 вопросов и три варианта ответов. Оценивать каждое задание одним баллом. Тестирование проводить в течение трёх дней, не более 20 минут. 10-12 баллов – высокий уровень, 7-9 баллов – средний уровень, 5 баллов – низкий уровень.

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по математике 1 класс.

1. В каком ряду указан натуральный ряд чисел?

а) 1 2 3 5 4 6 7…; б) 1 2 3 4 5 6 7…; в) 1 2 3 4 5 6 7.

2. В каком ряду указана правильно составленная закономерность?

а) 1 3 5 7 9 б) 1 3 4 7 9 в) 1 2 3 5 6 7 8 9

3. Найди правильный ответ к задаче:

Длина ручки 7 см, а длина карандаша 9см. На сколько сантиметров карандаш длиннее ручки?

а) 3см б) 16 см в) 2 см

4. Укажи цифрами порядок действий в выражении и найди его значение:

(14 - 7) – (3 + 3) + 9 =

5. Тупым углом называют угол, который:

а) больше прямого угла; б) меньше прямого угла; в) такой же, как прямой угол

6. Найди правильный ответ к задаче:

В двух гаражах стояло 12 машин. В одном гараже 8 машин. Сколько машин стояло во втором гараже?

а) 4 машины; б) 20 машин; в) 3 машины

7. Число 48 состоит из

а) 4 десятков и 8 единиц; б) 8 десятков и 4 единиц; в) 48 десятков

8. Выбери в окошко такое число, чтобы неравенство стало верным: - 6

а) 15; б) 16; в) 9;

9. 7 дм 2 см – это

а) 9 см; б) 72 см; в) 27 см

10. Найди правильный ответ к задаче:

Когда со стоянки уехало 8 машин, то там осталось 4 машины. сколько машин стояло на стоянке?

а) 4 машины; б) 12 машин; в) 13 машин

11. Отрезок – это

а) линия, которая имеет начало, но не имеет конца;

б) линия, которая имеет начало и конец;

в) линия, которая не имеет начала и конца

12. На сколько частей разделят отрезок две точки?

а) на две; б) на три; в) на пять

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по окружающему миру 1 класс

1. Природа – это

а) всё, что нас окружает;

б) деревья, цветы, животные

в) всё, что существует независимо от человека

2. Солнце – это

а) звезда; б) планет; в) спутник

3. Сколько планет в Солнечной системе?

а) 8; б) 9; в) 7

4. Живая природа – это

а) человек, животные, растения, грибы, микробы;

б) животные, растения, грибы;

в) человек, животные, растения

5. Неживая природа – это

а) дома, воздух, вода, солнце

б) солнце, воздух, вода, камни

в) звёзды, планеты, спутники, воздух, вода, камни

6. Почва – это

а) верхний рыхлый слой земли, на котором растут и могут расти растения;

б) слой земли, по которому мы ходим;

в) верхний слой земли

7. Растительноядные динозавры – это

а) тираннозавр, диплодок, стегозавр

б) стегозавр, гипсилофодон, диплодок

в) орнитомим, велоцираптор, тарбозавр

8. Какой высоты были древние папоротники?

а) 45 метров (как 15-этажный дом);

б) 90 метров (как 30-этажный дом);

в)15 метров (как 5-этажный дом)

9. В каком поясе жили древние люди?

а) холодном; б) жарком; в) умеренном

10. Древние люди жили и кочевали небольшими…

а) семьями; б) общинами-родами; в) парами

11. Где возникла жизнь?

а) на суше; б) в воде; в) в воздухе

12. Как называют учёных, которые ведут раскопки и изучают найденные предметы?

а) геологи; б) археологи; в) архитекторы

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по русскому языку 1 класс

1. В слове грустно

а) 6 звуков и 7 букв; б) 6 звуков и 6 букв; в) 7 звуков и 7 букв

2. В предложении По небу медленно плыло огромное облако основой предложения является:

а) огромное облако; б) облако плыло; в) по небу плыло

3 . Проверочным словом к слову сказка является слово:

а) сказки; б) сказочка; в) сказ

4. В каком ряду правильно указана часть алфавита:

а) А Б В Г Д Е Ж З И Й К;

б) А Б В Г Д Е Ё Ж З И К;

В) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К

5. В русском языке

а) 10 гласных звуков;

б) 6 гласных звуков;

В) 5 гласных звуков

6. Ъ и Ь – это

а) гласные звуки;

б) согласные звуки;

в) не обозначают звуков

7. В каком ряду указаны гласные буквы, обозначающие два звука?

а) Ё Е Ю И Я;

б) Ё Е Э Ю Я

в) Ё Е Ю Я

8. В каждой группе слов подчеркни лишнее слово:

белочка дерево лесной

фазанчик лист воробей

лисичка сорока дружный

тучка ветка дождливый

9. В какой строке написаны слова с предлогами?

а) (с)бежать (с)горы (с)дул (с) дерева

б) (в)окно (в)лесу (в)небе (в)портфеле

в) (на)писал (на)рисовал (на)шёл (на)гнулся

10. В какой строке написаны слова с разделительным мягким знаком?

а) съехал съел съёмка съёжился

б) Илья листья счастье соловьи

в) большие пальто коньки письмо

11. Определи, сколько в тексте предложений:

Пришла тёплая весна потекли ручьи дети взяли дощечку и сделали лодочку лодка плыла по воде.

а) 5 предложений; б) 4 предложения; в) 3 предложения

12. В каком ряду написаны одушевлённые существительные?

а) сестра книга вода день

б) доктор учитель жираф бабочка

в) дерево листья ёлка цветок


DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В ходе обучения необходимо проверять полученные учениками знания. Часто для этого применяют тесты.

При проведении тестирования необходимо понимать их достоинства и недостатки.

Тесты за 2 четверть

Вариант I

В корзине лежали 7 апельсинов. Дети съели 3 апельсина. Сколько апельсинов осталось в корзине?

2. Реши задачу:

На заборе сидели 3 воробья, потом прилетели ещё 3 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?

3. Реши примеры:

5. Нарисуй такое количество квадратов, чтобы их оказалось на 3 штуки больше, чем треугольников.

Вариант II

1. Реши задачу:

В ведре лежало 6 картофелин. Пришёл Вася и забрал 3 картофелины из ведра, чтобы приготовить суп. Сколько картофелин осталось в ведре?

2. Реши задачу:

У Вали было 2 пирожных. Бабушка дала ему ещё 5 пирожных. Сколько пирожных стало у Пети?

3. Реши примеры:

5. Нарисуй такое количество кругов, чтобы их оказалось на 2 штуки меньше чем квадратиков.

Вариант III

1. Реши задачу:

На столе лежало 7 альбомов. Оля взяла со стола 1 альбом. Петя тоже взял 1 альбом. Сколько альбомов осталось на столе?

2. Реши задачу:

Коля нашёл 3 ореха, и Вася нашёл 3 ореха. Сколько всего орехов нашли ребята?

3. Реши примеры:

5. Нарисуй такое количество треугольников, чтобы их оказалось на 2 штуки больше чем кругов.

Вариант II

Папа купил Саше 5 шоколадок, мама купила ему ещё 4 шоколадки, а бабушка купила ещё 2. Сколько всего шоколадок у Саши?

2. Реши примеры:

4. Нарисуй 8 треугольников и 7 квадратов.

5. Реши задачу:

У Пети было 9 конфет. 2 конфеты он съел. Сколько конфет осталось у Пети?

Вариант II

1. Реши задачу:

В новую школу привезли 2 теннисных стола,3 стола в учительскую и 4 стола в библиотеку. Сколько всего столов привезли в школу?

4. Нарисуй 9 кругов и 10 треугольников.

5. Реши задачу:

В вазе лежало 8 яблок и 1 груша. Оля съела 3 яблока. Сколько фруктов осталось в вазе?

Вариант III

1. Реши задачу:

Мама купила 4 плитки шоколада, папа купил 3 плитки, а бабушка 2 плитки. Сколько всего плиток шоколада было куплено?

2. Реши примеры:

4. Нарисуй 6 квадратов и 7 кругов.

5. Реши задачу:

У Коли было 10 марок. 3 марки он отдал Васе. Сможешь посчитать марки, что остались у Коли?

Достоинства тестов:

1. Охват большого объема материала при тестировании.
2. Быстрая проверка результатов, возможна самопроверка.
3. Подготовка к тестам типа ЕГЭ.
4. Небольшое количество времени, необходимое для проведения тестирования.

Недостатки тестов:

1. Большая вероятность угадывания результата.
2. Невозможность проследить логику и ход решения задачи, т.е. производится проверка только результата. А отсюда - категоричность выводов: задача решена полностью и правильно, либо она решена неправильно.

Поэтому, при выборе метода проверки знаний необходимо учитывать следующее, главное достоинства тестов - это скорость контроля, а при традиционных методах проверки (самостоятельные или контрольные работы) - это возможностью проследить логику решения задачи. На практике хорошо работает комбинирование различных методов контроля знаний. Тесты лучше использовать для промежуточных проверок, т.е. оперативного тестирования, а контрольные и самостоятельные работы - в качестве итоговых.

1 вариант

1.Посчитай и запиши сколько предложений в третьем абзаце. ___

2.Выпиши из третьего абзаца предложение,состоящее из двух слов.

3. Запиши слово - дятел

Весна, осень, зима, лето.

5.Выпиши из текста одно слово, которое нельзя переносить.

Сорока, дятел, ворона

7.Посчитай о скольких птицах говориться в третьем абзаце?

Ответ:_________

8.Придумай устно задачу про птиц, чтобы ответ был равен -8 и решалась она сложением

__________________________________________________________ Ответ: _________________________

9. Все птицы в третьем абзаце перелетные или зимующие ? Подчеркни ответ.

10.Напиши, почему все рады весне.

___________________________________________________________________________________

2 вариант

Ф.И.______________________________________________________

1.Посчитай и запиши сколько предложений в первом абзаце. ____

2.Выпиши из первого абзаца предложение, состоящее из двух слов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запиши слово - лучик , раздели его на слоги, поставь ударение, определи, сколько в слове согласных и сколько гласных букв.

Гласных б., согласных б.

4. Выбери слово, которое нельзя переносить, подчеркни.

Утро, вечер, день, ночка.

5.Выпиши из текста слово, которое нельзя переносить

________________________________________________

6.Запиши слова в алфавитном порядке. Заяц, белка, ёжик.

__________________________________________________________

7. Посчитай о сколько зверях говориться во втором абзаце?

Ответ:_________

8.Придумай устно задачу про белочку, чтобы ответ был равен 6 , чтобы она решалась вычитанием , сделай к задаче схему и реши задачу.

__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: _____________________________.

9.Какой зверёк из третьего абзаца спит всю зиму?____________________

10.Напиши, почему все рады весне?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

11.Придумай и запиши заглавие к тексту. ___________________________________________________________

Наступила весна. Пригрело яркое солнце. Снег начал таять. Побежали веселые ручьи. Дни стали длиннее.

Заглянул солнечный лучик в лес. Разбудил спящего ёжика. Потянулся ёж и улыбнулся ласковому лучу. Пощекотал лучик лапки у зайчика. Запрыгал зверёк, захлопал ушами от радости. Белочка выкидывает сырые листья из дупла. Лесные мыши выбрались из норок, греют свои спинки.

Закончились холодные и голодные дни. Природа просыпается от зимнего сна. Все рады приходу весны!