Уровни развития педагога. Сущность профессионального развития педагогов образовательных организаций
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Список литературы
- Приложения
1. Профессиональное самовоспитание развития учителя
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36. . Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь".
Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.
Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.
По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
2. Профессионально-значимые качества педагога
Наличие у учителя профессионально значимых качеств личности определяет успех в деле обучения и воспитания школьников, хотелось бы выяснить в нашем проекте, какие это профессионально значимые качества и каким образом они развиваются. В этом заключается цель нашего проекта.
Задачи состоят в рассмотрении:
требований к учителю;
социальных ожиданий по отношению к педагогу;
профессионально-педагогических качеств личности (и выделение среди них наиболее значимых);
педагогических способностей, их формирования и развития;
соответствия педагога педагогической деятельности.
Общее определение качеств личности педагога
В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является "личностные качества" учителя.
Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры . Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту , в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
К концу 19 нач. - 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:
высокоразвитое чувство ответственности;
благородство;
интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
самообладание и выдержка.
И базирующихся на них требованиях:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понять их внутренний мир;
педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям .
Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.
Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы :
культурных традиций, свойственных городу или деревне;
различных профессиональных и возрастных слоев населения.
Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они предельно схематичны и обобщены.
Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя.
Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:
Связанные с общением (добрый, справедливый, честный);
Внешности (чуткий, приятный для восприятия);
Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).
Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.
Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.
Исследователи выделяют профессионально - педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
То, что эти качества близки к понятию "способность", подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет.
Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно - перцептивными. В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально - значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Список этих свойств:
Вежливость;
Вдумчивость;
Взыскательность;
Впечатлительность;
Воспитанность;
Внимательность;
Выдержка и самообладание;
Гибкость поведения;
Гражданственность;
Гуманность;
Деловитость;
Дисциплинированность;
Доброта;
Добросовестность;
Доброжелательность;
Идейная убеждённость;
Инициативность;
Искренность;
Коллективизм;
Критичность;
Логичность;
Любовь к детям;
Наблюдательность;
Настойчивость;
Ответственность;
Отзывчивость;
Организованность;
Общительность;
Политическая сознательность;
Порядочность;
Патриотизм;
Правдивость;
Самостоятельность;
Самокритичность;
Скромность;
Справедливость;
Сообразительность;
Смелость;
Стремление к самосовершенствованию;
Тактичность;
Чувство нового;
Чувство собственного достоинства;
Чуткость;
Эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ "Я".
Изучая различные источники, мы выделили ряд общих доминирующих свойств, несмотря на различные временные периоды.
Это, например, любовь к детям; наблюдательность; тактичность; чуткость; знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены.
Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально - личностных параметров :
потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально - культурной деятельности;
тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
учитель самооценка самовоспитание профессиональное
понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;
знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;
способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагогические способности
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально - значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры:
Убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры.
Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т.е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе.
Педагогические способности.
Профессионально - педагогические знания, умения и навыки.
Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и лёгкость овладения ими.
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельности. Педагогические способности - это своего рода "проекция педагогической деятельности на личность" отличие педагогических способностей от педагогических умений, заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения, это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, умение педагогически грамотно провести опрос учащихся, умение применить ТСО).
Педагогические способности - очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы:
личностные (связанные с отношением к детям);
дидактические (связанные с передачей информации детям);
организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности
1. Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, снисходительность и сентиментальность), в искренности и простоте обращения с ними.
2. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением.
3. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
Дидактические способности
1. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, вызывает у учащихся активную, самостоятельную мысль.
2. Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний.
3. Речевая способность. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей.
Организационно-коммуникативные способности
1. Организаторские способности. Проявляются они в двух видах.
Во-первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во - вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
2. Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
3. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. Способный учитель, по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чём говорят эти внешние признаки, правильно истолковывает их.
4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации.
5. Суггестивная способность (в переводе с латинского - "основанная на внушении"). Это способность эмоционально - волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Данная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитания школьников, от убеждённости учителя в своей правоте!
6. Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.
7. Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем как излагает материал, как развёртывает свою мысль, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
Рассмотренные выше педагогические способности являются общепедагогическими способностями , так как они необходимы каждому учителю независимо от учебного предмета, который он преподаёт. Но кроме этих способностей можно выделить специальные педагогические способности, связанные с преподаванием определенного предмета.
Формирование и развитие педагогических способностей
Способности не являются врожденным образованием, они формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не составляют исключения. Они формируются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.
Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Например, где бы и когда бы ты ни выступал (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда специально продумывай не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думай над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, специально следи за дикцией, добивайся выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролируй свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать.
Готовясь к учебной и воспитательной практике в школе, совместно с преподавателем определите, какие педагогические способности здесь будут необходимы и в чем они должны проявляться. Хорошо, если в учебном заведении будут организованы специальные кружки по развитию способностей (например, кружок по развитию речи, по технике педагогического наблюдения, по развитию дидактических способностей и. т. д). Активное участие в работе таких кружков способствует развитию педагогических способностей.
Начинающий учитель должен присматриваться к работе опытных учителей, перенимая их достижения, перерабатывая их (применительно к своим индивидуально - психологическим особенностям).
Каждый учитель должен постоянно самообразовываться, так как в современном обществе самообразование становиться условием успеха в деятельности, а также своего рода гарантией против интеллектуального оскудения личности. Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно - политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки (таким образом, это оказывает определённое значение на развитие дидактических, а конкретно академических способностей педагога).
Таким образом, в педагогической деятельности не может быть мелочей и в идеальном учителе должны сочетаться качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя, поэтому будущий учитель заранее должен готовить себя к этой двоякой роли, вырабатывая в ходе подготовки важнейшие профессионально - личностные качества необходимые для успешной деятельности.
Список литературы
1. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. - М.: ИНФРА-М, 1994, 48 с.
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 356 с.
3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1952, 266 c.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М.: Знание, 1987, 120 с.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 468 с.
6. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.
7. Педагогика /под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Колос, 2006. - 290 с.
8. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: АСМ, 2000. - 343 с.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: АСМ, 2003. - 240 с.
Приложения
Приложение 1
В педагогической деятельности очень важно умение правильно выражать свои мысли. Чтобы оценить насколько характерны для вас речевые ошибки, насколько вы умеете, подать информацию, предлагаем ответить на следующие вопросы.
1. Когда ты говоришь сам (а), внимательно ли ты следишь за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял?
2. Подбираешь ли ты слова, соответствующие настроению и подготовке слушателя?
3. Обдумываешь ли ты вопрос, прежде чем его высказать?
4. Высказываешь ли ты просьбу в достаточно краткой форме?
5. Если собеседник не задает вопросов после того, как ты высказал новую мысль, считаешь ли ты, что он её понял?
6. Ясно ли ты выражаешься? Следишь за тем, чтобы твои высказывания были как можно более определёнными?
7. Увязываешь ли ты свои мысли прежде, чем их высказать, чтобы не говорить бессвязно?
8. Доброжелательно ли ты реагируешь, когда тебе задают много вопросов?
9. Предполагаешь ли ты, что знаешь, мысли окружающих, или задаешь вопросы, чтобы выяснить это?
10. Различаешь ли ты утверждения или мнения?
11. Усиливаешь ли ты противодействие, противореча аргументам собеседника?
12. Стараешься ли ты, чтобы твои собеседники во всём соглашались с тобой?
13. Используешь ли ты профессиональный жаргон, непонятный слушателям?
14. Говоришь ли ты ясно, полно, кратко, точно и вежливо?
15. Следишь ли ты за тем, какое впечатление производят твои слова на слушателя, интересно ли ему?
16. Делаешь ли ты преднамеренно паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей или дать им возможность обдумать твои предложения, задать вопрос?
Если ты, не задумываясь, ответил (а)"да" на все вопросы, кроме 5, 9, 11 - 13, то можно считать, что тебе присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли. Если результаты далеки от желаемого результата, то не стоит расстраиваться, так как еще есть время для вырабатывания этого навыка, обеспечивающего успех в педагогической деятельности!
Очень часто, совершая речевые ошибки, учителя выглядят очень нелепо перед своими учениками! Данные предложения служат наглядным примером этого.
Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье .
На переднем плане начинается тропинка . На заднем плане тропинка продолжается .
Папа Карло вырубил Буратино .
" Хоть одним глазком взгляну на Париж ." - мечтал Кутузов .
Артём ты опять на листке ?
Смотрите глазками !
Педагог - новатор И.П. Волков.
Считается, что нынешний век - "век педагогики". Под "веком педагогики" подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя - лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы. Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т.е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы. Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности. Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И.П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов. Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям: - первое - изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года. - второе - подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся. По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и "творческую книжку школьника", в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности. Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации: - по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.
Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.
Приложение 2
Творческая книжка школьника.
Цель этих уроков - раскрыть способности детей, вооружить их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду. Уроками творчества занятия, проводимые И.П. Волковым, названы, разумеется, условно. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. В названии "уроки творчества" отражена направленность, "сверхзадача", которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам - прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, не боящихся никакой работы. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. В процессе труда при изготовлении самых различных изделий у младших школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без которых невозможно и творчество. Эти черты (характеристики) личности ещё слабо развиты у младших школьников, и на их становление учитель обращает особое внимание. На уроках творчества дети не только получают необходимый круг знаний и умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это даёт импульс и для проявления творческих способностей. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образа, тренировка в умении видеть общее в различном и различия в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретённых знаний и умений в новую ситуацию. Эта система работы находится в стадии становления и поиска. Многое ещё предстоит осмыслить, продумать, обсудить. Дальнейшее её совершенствование и отработка позволят, очевидно, в большей степени, чем сейчас, целенаправленно формировать творческие способности детей, что даст им возможность выполнять и по-настоящему творческие работы, оригинальные и самостоятельные от замысла до его реализации. Талант Многие задаются вопросом "а исчезает ли талант?". И.П. Волков отвечает на него. "К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности",-говорит он. "Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности". Волков настаивает на том, что какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.
курсовая работа , добавлен 13.12.2013
Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика. Рассмотрение роли учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Интерпретация результатов исследования по методике диагностики межличностных отношений Л.М. Собчик.
курсовая работа , добавлен 15.09.2015
Понятие об истинном авторитете учителя-воспитателя. Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя. Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.
курсовая работа , добавлен 05.01.2014
Сущность, признаки, предмет, средства, продукт педагогической деятельности. Специфика особенностей труда учителя. Профессионально-значимые качества его личности. Выявление направленности на характер деятельности и профессиональных установок педагога.
курсовая работа , добавлен 22.06.2015
Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Формирование творческих навыков учителя в процессе работы в школе. Понятие и структура имиджа современного учителя, основные факторы его творческого и профессионального становления.
эссе , добавлен 08.10.2014
Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития. Личностные качества учителя и их влияние на формирование характера и учебных установок ученика начальной школы. Роль учителя в становлении и развитии самооценки у младшего школьника.
курсовая работа , добавлен 16.09.2015
Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.
реферат , добавлен 30.05.2014
Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства. Педагогическое проектирование и реализация, развивающих профессионально значимые качества личности.
курсовая работа , добавлен 10.02.2010
Понятие слова учителя как особенного средства обучения и развития творческих способностей учащихся. Построение учебного процесса, способствующего увеличению эффективности обучения, положительное влияние на формирование личности учителя и учащихся.
контрольная работа , добавлен 05.04.2011
Личностные критерии успешности учителя. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя. Соответствие учителя педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Модель личностно-деловых качеств учителя. Стремление к самопознанию.
Профессиональное развитие педагога в современном образовании
Комарова С.А., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527
Пошибайлова Н.В., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527
Профессиональное развитие педагога начальной школы неразрывно связано пониманием деятельности. В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятием «профессионализм» , «активность», «жизнедеятельность», «развитие».
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм человека – это не только достижения им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций.
При рассмотрении понятия активности важно соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
1. Форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
2. Деятельности, к которой возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
3. Личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения, как продукт активного и инициативного взаимодействия с социальной средой;
4. Деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
5. О качестве личности, личностном образовании, проявляющемся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, интересах личности, характеризуемой стремление и желанием действовать, целеустремленностью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Определяя активность педагога начальной школы как особую форму деятельности, требуется осознавать ее отличия и особенности. Уровень активности педагога, её длительность, устойчивость и другие показатели от согласованности и оптимальных сочетаний в зависимости от способа связи личностных уровней активности, когда она может приобретать оптимальный или неоптимальных характер. Например, поддерживать определенный уровень активности педагога можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности, либо за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (К.А Абульханова-Лавская).
Формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.
Деятельность задает требование к личности, выступает стимулом ее развития и условием формирования ее качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.
Выделяют компоненты эффективности педагогической деятельности -процессуальный, результативный и личностный, причем результативный компонент – структура личности педагога (направленность, черты личности педагога).
В целом в профессиональном развитии человека проявляются с разной степенью выраженности определенные противоречивые тенденции;
Противоречение между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон;
- Противостояние результатов и процессов труда (несовпадение объективного результата и его психологической цены для человека).
- Несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями. Индивидуальные способности, притязания человека могут провоцировать его или обгонять, опережать принятые в профессии нормы либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности труда;
- Несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
- Рассогласованность темпов развития мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности (например, сочетание высокого проофессианализма с беспринципностью);
- Разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах (недостаток опыта в молодости компенсируется жизненными силами, дерзостью ланов, а по мере старения – отсутствие жизненных сил, снижение психической функции (памяти, внимания и др.) компенсируются приспособительными примерами для поддержания и усилия эффективности деятельности);
- Несовпадение проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и непрофессиональной сферах (например, человек может быть импульсивен, несдержан в непрофессиональной сфере, но в профессиональной – очень организован, аккуратен, выдержан);
- Несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе;
- Противостояние дела и жизни, когда увлеченность профессией ограничивает личностное пространство человека и, как следствие, возникает неудовлетворенность;
- Расхождение между услилвающейся конкурентностью на рынке труда, безработицей и умением предложить себя как профессионала, раскрыть другим свои профессиональные возможности и т.д..
Нами замечено, что одна из главных трудностей, встречающихся при изучении личности профессионала обусловлена тем. Что изменились требования, предъявляемые к профессионалам. Сложилось двойственное положение, характеризуется тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими, на фоне снижения общего профессионализма в профессиональных сообществах.
Повышение устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-смысловых ориентирах педагогов.
Профессиональное становление является лишь частным случаем общего развития педагога в процессе всего жизненного пути. При анализе целостной картины личности профессионала часто периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути, и потому жестко ограничена временными рамками.
Профессиональное развитие начинается с момента проявления активности личности, выбора собственной стратеги жизни, построением своего жизненного пути и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и индивидуально-социальной:
Личностная - представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности.
Профессиональная – характеризует стремление к сохранению усвоенных фор действий.
Индивидуально-социальная – происходит либо как регресс, либо как восхождение к личностной форме развития.
Профессиональное развитие человека зависит не только от совокупности исходных профессионально важных качеств, сколько определяется их внутренней организацией. С его точки зрения – это вся совокупность психологический качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними и определяется по результатам психологического анализа деятельности и уровня развития профессионализма.
Стагнации профессиональной деятельности не существует. Профессиональное развитие детерминируется противоречиями: на стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которое оно реализует. Основой профессионального развития выступает саморазвитие, определяющее способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность предмет практического преобразования, управляя ее продолжительностью.
Профессиональное развитие учителя начальной школы характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, многофакторностью и противоречивостью. Стремясь к росту, педагог постоянно меняется, пребывает внутри действия жизни. Если педагог замедляет движение, он снижает свой внутренний мир и успех в обществе.
Особенности взглядов на профессиональное развитие заключается в том, что центральным ценном встает неповторимость личности профессионала в индивидуальном наполнении профессионально-важных и профессионально-значимых качеств.
Рассматривая динамику овладения педагогом стадий адаптаций, становления и стагнации подробно изучаются особенности проявления педагогической деятельности. Так на стадии профессиональной адаптации требования деятельности вступают в противоречия со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, а при профессиональном становление возникает необходимость приспособления к внешним требованиям. На стадии профессиональной стагнации наблюдается снижение активности, невосприимчивость к новому.
При этом личностно – профессиональное саморазвитие педагога рассматривается как внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога, в сочетании с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности. Анализ факторов саморазвития личности педагога влияют на социально-экономические условия, систему повышения квалификации и включенность педагогов в инновационную деятельность, направленное на саморазвитие его личности, выражающееся в отношении к себе как к деятелю. Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания – определяющее условие творческой реализации собственных целей и ценностей, безграничный путь к профессиональному самосовершенствованию, которое принимается как осознание педагогом себя в пространстве педагогического труда, в системе педагогического общения и собственной личности.
Получение дополнительного образования педагогами зрелого возраста является значимым фактором саморазвития на этапе взрослости, когда преобладают специальные мотивы, а на этапе зрелости – познавательные мотивы и мотивы творческого достижения.
В направлении профессионального саморазвития важно педагогическое творчество , предполагающее формирование творческих способностей, оптимальную организацию рабочего времени. Оценка развития педагогического творчества педагогов в системе повышения квалификации возможна при развитии следующих свойств и развития личности:
- Мотивационно-творческой активности и направленности личности;
- Интеллектуално-логических способностей;
- Интеллектульно-эврестических способностей.
Творческое развитие и саморазвитие основывается на потребности и достижении более высоких результатов по сравнению с имеющимися. Рост достижений образовательной деятельности определяется наличием системы поддержки и стимулирования учителя, его мотивации; учетом («портфолио»); сравнения достигнутых успехов учителя с его прошлыми успехами в учебно-воспитательной работе в системе непрерывного образования.
Попытаемся прояснить суть понятия развития в постдипломном образовании. Развитие, на которое нацелено постдипломное образование. Характеризуется тремя основными аспектами:
Развитие понятийных структур педагога, формирование новых понятий при освоении нового содержания деятельности;
Развитие ценностно-смысловых отношений педагога к изучаемому предметному содержанию;
Развитие инструментальных умений педагога выносить инновации, осмысливать и оценивать их эффективность . В действительности же развитее является целостным многосторонним процессом, характеризующимся взаимосвязанным движением понятий, ценностей, технологий.
Таким образом, истоки и проявления профессионализма, объективно предопределены и субъективно обусловлены сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога.
Профессиональное развитее понимается как длительный, целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни, жизненную стратегию, баланс ресурсов, жизненные приоритеты, позволяющие выделить предпочитаемые смыслы как показатель осмысленного отношения к труду. Повышения устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-мысловых ориентиров педагога.
Процесс проявления профессионализма объективно предопределены и субъективно обусловлен сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога и связан с регуляцией профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991
- Геберт В.К, развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф. дис… канд. пед. наук.- Чита,2006
- Панова Н.В. Профессиональная жизнь педагога:монография.- СПб.: ИПКСПО, 2007.-244с.
- Чудновский В.Э. к проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.- 1999.- №2
Личностное и профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования
Самообразование – это система умственного и мировоззренческогосамовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Г.М.Коджаспирова
Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя.
По определению А.В.Луначарского, учитель – человек, формирующий будущее. Он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Нельзя передать свои мысли и чувства другому человеку, но можно возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности. Это в равной степени относится и к педагогам и к учащимся. Главное – это развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно меняющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умения преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность целенаправленность, интегративность единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность перехода от низких ступеней к высшим, вариативность.
Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобразования ее в действия. Иными словами, надо научить школьников самообучению и самообразованию. Для этого требуется развивать такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отрабатываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний (схем, таблиц, документов, учебника, аудиовизуальных средств и т.д.)? За счет чего будут формироваться навыки составления тезисов. Опорных конспектов, рецензий и т.п.?
Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена – разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди сверстников. У старшеклассников – профессионально-ориентированные интересы. Организуя самостоятельную работу школьников, учитель должен прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность продемонстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям.
Педагог, не обладающий способностью творить, формировать активно мыслящую и деятельную личность, отбирать для этой цели необходимые средства воздействия, не в состоянии воспитывать и развивать прогнозируемые качества у своих учащихся. Чтобы обучать, воспитывать и развивать личность, педагогу необходимо уметь совершенствоваться самому, при этом уметь расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает успешность педагогической деятельности.
Исследованиями доказано, что методы, формы, приемы ведения урока сами по себе не обеспечивают успех в работе, если они не обусловлены личностными качествами педагога. В процессе педагогического взаимодействия учащиеся приобретают не только знания, умения и навыки, но и становятся носителями личностных качества педагога, носителями его рефлексии. Ученик охотнее учится в условиях, если чувствует собственное развитие. Обеспечение заинтересованного общения основывается на особой чувствительности педагога к своему воспитаннику, на умении пользоваться мыслительным диалогом в процессе изложения информации.
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен».
Ж.Лабрюйе
Еще одним аспектом повышения качества образования является создание на уроках ситуаций успеха. Это практически невозможно без усиленной работы педагога над собой, развитием своих личностных качеств. Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Все вышеперечисленное имеет отношение и к деятельности учителя.
Да, дети хотели бы взять в свою страну, прежде всего добрых учителей, не жалующихся родителям, умеющих учить на десятки, отзывчивых. Умеющих испытывать восторг от красоты, умеющих стать на место ребенка, понимающих каждого ребенка, справедливых, искренних, улыбчивых, заботливых, веселых чутких, дружелюбных, хорошо объясняющих уроки, умеющих в нужный момент дать учащимся отдохнуть и снять напряжение, открытых для людей, понимающих детскую психологию, терпеливых, отзывчивых в меру строгих, тех кого интересно слушать, красивых, умных, уважающих учеников, любящих всех учеников. «Пропуск в страну детства» не получат педагоги, которые ругаются, всегда в плохом настроении, повышают голос, злые, агрессивные, не умеющие скрывать свои симпатии и антипатии, несправедливые, жадные, которым не стыдно, что они плохо преподают, плохо объясняют материал, некомпетентные.
В чем же заключаются проблемы учителей?
Что мешает им работать лучше, работать над собой, повышать свой уровень, добиваться успехов учеников?
Безусловно, пройти путь от новичка до мастера не просто. Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от многого другого: мотивации учителя, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств. А ведь личностное и профессиональное развитие педагога является необходимым условием повышения качества образования. К сожалению, в школе есть педагоги, которые остановились в своем развитии, получив первую или высшую категорию, они не участвуют в конкурсах, не дают интересных открытых уроков и побед в олимпиадах, это все их, как бы, не касается. Но современные требования к образованию, научно-технический прогресс, уровень наших детей говорит нам, что это непозволительно, нельзя чтобы работа гимназии, творческие мероприятия, конкурсы, олимпиады и т.д. держались на одних и тех же людях, работающих творчески, работающих над собой постоянно. Необходимо помнить буквально всем, что мы работаем в школе, а это откладывает определенный отпечаток на нашу работу и требования, предъявляемые к ней. Возможно, сегодня мы не совсем полно раскрыли данную тему, поскольку она достаточно глубока, но, по крайней мере, нам удалось окунуться в данную проблему и все мы задумаемся над вопросами «А что мы делаем для того, чтобы нашим детям было с нами интересно? Являемся ли именно мы профессионалами? И получим ли мы пропуск в страну детства?»
Профессиональное развитие педагога: проблемы и решение.
Учитель английского языка МАОУ Гимназия №2 г.Балаково Саратовской области Чуркина Т.Н.
Профессионализм – это труд учителя, в котором на достаточном уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Все исследователи, занимающиеся этой проблемой (В.И. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Немова и др.), четко выделяют, структурируют и характеризуют уровни профессионального становления и его совершенствования, что свидетельствует о профессиональном развитии, осуществляющемся на каждом уровне профессионального становления. Кроме того, все исследователи акцентируют внимание на том, что все выделяемые ими уровни тесно взаимосвязаны, так как каждый из них является либо условием перехода на следующий уровень, либо результатом освоения предыдущего. Переход с уровня на уровень – это плавный процесс, который характеризует профессиональное развитие, выражающееся в качественных изменениях.
Уровни профессионального развития педагога
Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность, которой, как подразумевается он уже владеет - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Со временем совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.
Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.
В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.
Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.
Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).
И тогда мы переходим на, которые выявляются по результатам самих учителейСледующий, более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.
«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .
Высшей ступенью профессионального развития педагога является его готовность к созданию авторской технологии (авторского стиля), характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.
Как мы знаем,
профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит от многих факторов: мотивации учителя, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств.
Сегодня от учителя чего только не требуют – и обеспечения высоких баллов ЕГЭ, и освоения компьютерных технологий, и овладения компетентностным подходом, и воспитания патриотизма…
Все эти задачи педагогам приходится решать в условиях непрерывных модернизационных изменений. И понятно, что в таких обстоятельствах у учителей возникает множество профессиональных и психологических проблем, которые требуют особого внимания,
Что мешает учителям работать над собой, повышать свой уровень, добиваться успехов учеников?
В психолого-педагогической литературе затруднения, возникающие в педагогической деятельности имеют некоторые общие характеристики. К ним могут быть отнесены: трудности профессиональной деятельности, психологические барьеры, стереотипы, педагогические ошибки, страхи как психические состояния педагога, профессиональные деформации личности.
Общие проблемы, которые выявляются по анкетированию самих учителей: нехватка времени на самообразование и самоактуализацию(из-за избытка отчетности), необходимостью выполнять «непрофильные» поручения администрации школы и других инстанций; осложненность поэтапного участие в конкурсах; нехватка достойных бесплатных курсов ПК; слабая финансовая мотивация и психологические проблемы в педагогической деятельности, профессиональной самореализации мешает низкая учебная мотивация детей, их умственная пассивность и безразличие родителей
Проблемы в педагогической деятельности возникают тогда, когда педагогическая задача осознается педагогом, но он не знает, как ее решить, или когда полученный результат не удовлетворяет его; когда педагог испытывает синдром «выгорания», проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Это внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность) мешает человеку успешно выполнять работу.
Выделяют два типа стратегий преодоления такого рода проблем: приспособление и преобразование.
Стратегия приспособления реализуется через психологическую защиту. Она носит малоосознанный характер и часто возникает как реакция на затруднения педагога в его деятельности. Главенствующими защитными механизмами в профессиональной деятельности выступают: отказ от продуктивного решения критических ситуаций (вытеснение, подавление, блокирование, отрицание); механизмы перестройки мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация); снятие эмоционального напряжения (агрессия); замещение травмирующих моментов (регрессия, уход в болезнь, поиск альтернативной деятельности).
Стратегией преобразования является стратегия профессиональной самоактуализации, которая способствует оптимальному преодолению психологических барьеров и обеспечивает психологическую устойчивость личности. Этап самореализации педагога в профессии осуществляется через осознание своих возможностей, усиление своих позитивных качеств, укрепление индивидуального стиля, умение расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает успешность педагогической деятельности.
Как советуют психологи: если у вас появилась проблема - сформулируйте ее поконкретнее, выявите основные причины ее возникновения начиная с «не» или «нет», переведите эту ситуацию в плюс и ваша проблема уже станет целью, задачей для вас. Наметьте для каждой задачи комплекс мероприятий по ее достижению и действуйте.
А в целом неотъемлемой частью успешного профессионального развития являются следующие пункты: по возможности перечитывайте работы известных психологов и педагогов, ведь все новое – это хорошо забытое старое; почаще прорешивайте всевозможные варианты ГИА и ЕГЭ (в разделе Чтение столько современных выражений на языке, сами тексты содержат столько информации на разные темы, что волей- неволей начинаешь самообразовываться); посещайте уроки коллег; участвуйте в конкурсах, семинарах, конференциях; анализируйте свои собственные уроки; создавайте свои собственные публикации; творите; стройте индивидуальный план профессионального саморазвития и следуйте ему.