Эмпирически полученный результат включает. Анализ основных методов эмпирического и теоретического познания

    АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… … Социология: Энциклопедия

    Осн. цель А. з. предоставить информ. о том, насколько адекватно функционируют составляющие тест задания (или пункты). Эта информ. может затем использоваться для повышения надежности и валидности теста путем редактирования или удаления слабых… … Психологическая энциклопедия

    МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - текст И. Валлерстайна, опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… … Социология: Энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. ABC. ABC анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по… … Википедия

    Под именем О. анализа разумеют качественное и количественное исследование состава О. веществ из элементов, почему он обыкновенно и носит название элементарного О. анализа. Основной его принцип тот же, что и анализа (см.) минерального, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эмпирический критерий (англ. empirical test) это критерий, который традиционно применяется для проверки, будет ли последовательность случайной. Далее рассмотрим двенадцать специфических критериев. Обсуждение каждого критерия разбивается на две… … Википедия

    дискурс-анализ - ДИСКУРС АНАЛИЗ (англ. discourse analysis) подход, типичный для неклассической философии, истории и методологии гуманитарных наук, в которых сложилось два основных смысла термина «дискурс». Он используется, во первых, как обозначение… …

    Языковедческие функциональные методы: дискурсивный анализ - В современной парадигме языкознания, характеризующейся функционально деятельностным и антропоцентрическим подходом(ами) к исследованию языка, все более распространенным становится дискурсивный анализ (Д. а.), как правило, опирающийся на учет… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Статистич. интерпретация бейесовского подхода к построению выводов о ненаблюдаемых значениях случайных параметров при неизвестном их априорном распределении. Пусть случайный вектор, причем предполагается, что плотность условного распределения… … Математическая энциклопедия

    новосибирский методологический семинар - НОВОСИБИРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР начал работать в ноябре 1963 в Академгородке СО АН СССР (г. Новосибирск) и существовал с небольшими перерывами до начала 1980 х, объединяя группу людей, в той или иной степени противостоящих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках № 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования…
  • Эмпирический анализ системы госзакупок в России , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования сферы…

Оно противопоставляется априорному , доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление .

Значения понятия

Эмпирические данные - это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения. С точки зрения эмпиризма , заявить о знании чего-либо можно только при наличии истинного представления, основанного на эмпирических данных. Такая позиция отличается от рационалистского подхода, в котором доказательством истинности или ложности некоторого суждения может быть умозаключение . Основной источник эмпирических данных - чувственное восприятие . Хотя другие источники данных, такие как память и показания других людей, в конечном счёте сводятся к чувственному восприятию, они считаются вторичными, или косвенными .

В другом значении выражение «эмпирические данные» означает результат эксперимента. В этом контексте также используется понятие «полуэмпирические методы» - уточняющие теоретические методы, в которых наряду с результатами экспериментов используются базовые аксиомы или постулированные научные законы.

Проблема нейтральности эмпирического знания

См. также

Напишите отзыв о статье "Эмпирические данные"

Примечания

Литература

  • Bird, Alexander . Stanford Encyclopedia of Philosophy (2013). Проверено 25 января 2012.
  • Craig, Edward (2005), "a posteriori", The Shorter Routledge Encyclopedia of Philosophy , Routledge , ISBN 9780415324953
  • Feldman, Richard (2001), "Evidence", in Audi, Robert, The Cambridge Dictionary of Philosophy (2nd ed.), Cambridge, UK: Cambridge University Press , ISBN 978-0521637220
  • Kuhn Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. - 2nd. - Chicago: University of Chicago Press , 1970. - ISBN 978-0226458045 .
  • Pickett, Joseph P., ed. (2011), "Empirical", The American Heritage Dictionary of the English Language (5th ed.), Houghton Mifflin , ISBN 978-0-547-04101-8

Отрывок, характеризующий Эмпирические данные

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

Введение

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основным условием устойчивости. Средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Целью контрольной работы является рассмотрение методов анализа эмпирических данных.

Задачами контрольной работы является рассмотрение и выделение этапов процесса анализа, их роли в социологическом исследовании, а также выделение видов и тип группировок методов анализа и их классификация.

1 Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются статистические факты опытным путем.

Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

    Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;

    Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;

    • Выборка для эмпирического исследования;

      Выбор методов и методик.

    Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;

    Обработка эмпирических данных;

    Обсуждение и интерпретация данных;

    Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

Эмпирические данные могут представать перед исследователем в виде :

Совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ, престижности некоторых профессий и т.д.);

Множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп;

Результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

Совокупности определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

Текстов документов;

Так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данныхвключает в себя следующие компоненты : 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.

Процедуру кодирования можно обозначить и как процедуру измерения (прямого, непосредственного). Почему? А потому, что вполне правомерно, например, поставить вопросы: Как измерить пол? Как измерить возраст? Как измерить принадлежность к факультету? Сами вопросы на первый взгляд вызывают определенное недоумение, потому что ответы на них просты и очевидны. Вместе с тем ответ может быть неоднозначным. В зависимости от целей исследования социолога может интересовать как хронологический возраст, так и умственный (сопоставление этих возрастов особенно важно при изучении детей). Социолога может интересовать как физиологический пол, так и “социологический” (мужской или женский тип личности). Что же касается измерения феномена “удовлетворенность учебой” и “степень уверенности по поводу трудоустройства”, то однозначного ответа здесь нет и не может быть. Это сложные феномены с точки зрения изучения, измерения и анализа. Выбор нами третьего вопроса в качестве единственного эмпирического индикатора “удовлетворенности” объясняется очень просто.

Такого рода вопросы по поводу удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности человека кочуют из одного вопросника в другой. В этом смысле варианты ответа на него являются типовыми. И в этом случае кодирование вариантов ответа мы считаем измерением. Выше приведены четыре способа кодирования. Чуть ниже мы к ним вернемся. Вопросы, как измерить возраст и продолжительность самостоятельной работы, также правомерны, и ответы на них носят очевидный характер.

Последовательность эмпирического исследования:

  • 1. Организовать и провести исследование на студентах-психологах.
  • 2. Интерпретация и выводы.
  • 1. Данное исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО «КФУ» города Казань. В исследовании принимали участие студенты-психологи 3-го курса.

Исследование проводилось 8 декабря 2014 г. согласно требованиям: по принципам сохранения тайны, не нанесения морального ущерба, на добровольной основе, анонимно.

Утренние часы, предоставленные для исследовательской работы, позитивно выгоднее тем, что психофизиологическое состояние в данный временной промежуток отличается работоспособностью, бодростью, отсутствием утомления, готовностью легко воспринимать и реагировать на получаемую информацию, что обуславливает объективность оценок и качество эксперимента в целом.

Исследование проходило в учебной аудитории, где не наблюдалось ничего, что могло бы стать причиной дискомфорта испытуемых. Освещенность соответствовала площади аудитории, внешних шумов не наблюдалось (транспорт, сильный ветер). Для получения наименьшего числа искажений в ходе исследования, испытуемый должен иметь личную заинтересованность в результатах диагностики.

Общий объем выборки 15 человек в возрасте от 19 до 21 лет (из них двое парней остальные девушки).

Каждому участнику исследования были предложены методики:

  • 1) Тест определения профессиональной идентичности (см. приложение 1).
  • 2) Опросник, сформированный из тестов: “Диагностики парциальных позиций интернальности - экстернальности личности” (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), “Способность к самоуправлению” (тест ССУ) (Н.М. Пейсахов), “Методика исследования самоотношения” (С.Р. Пантелеев) (см. приложение 2).

Инструкция: «Уважаемые студенты, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где представлены тест и бланк ответов, необходимо указать ваш возраст, пол, специальность, курс. Тест состоит из 19 вопросов. Используя тест: оцените себя и ваши умения по школе от 1 до 10 (1 - низший балл, 10 - наивысший балл)». Время выполнения 15 минут.

«При выполнении второго задания, вам необходимо ответить на каждый пункт опросника, используя одну из оценок 6 шкалы. Опросник состоит из 90 вопросов». Время выполнения 45 минут.

Не смотря на то, что перед началом исследования была дана четкая инструкция, в ходе диагностики задавались вопросы по поводу дальнейших действий, на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

После того как участники выполнили предложенные задания, мы произнесли слова благодарности, сделав акцент на важности поведенного мероприятия.

2. Интерпретация и выводы

После проведенного опросника на профессиональную идентичность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • -Крайне низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Средний уровень профессиональной идентичности - количество выборов 8 (53, 3%)
  • -Высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 7 (46, 7%)
  • -Очень высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)

Таблица 1. Результаты диагностики по опросникам на профидентичность и субъектность

Испытуемые

Профидентичность

Интегральность в семейных отношениях

Интегральность производственных отношений

Интегральность достижений

После проведенного опросника на субъективность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • 1) Интернальность в семейных отношениях (ИС)
  • -низкий показатель - количество выборов 1 (6, 67%)
  • -средний показатель - количество выборов 11 (73, 33%)
  • -высокий показатель - количество выборов 3 (20%)
  • 2) Интернальность производственных отношений (ИП)
  • -низкий показатель - количество выборов 2 (13, 33%)
  • -средний показатель - количество выборов 13 (86, 67%)
  • -высокий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • 3) Интернальность достижений (ИД)
  • -низкий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • -средний показатель - количество выборов 9 (60%)
  • -высокий показатель - количество выборов 6 (40%)

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  • 1) 6, 67% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность в семейных отношениях, что указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье. Высокий показатель по этой шкале у 20% испытуемых, данный показатель означает, что ответственными за события семейной жизни испытуемые считают себя. Средний показатель у 60% опрошенных.
  • 2) 13, 33% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность производственных отношений, что указывает на то, что испытуемые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению. Средний показатель у 86, 67 % испытуемых, что свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
  • 3) Высокий показатель по шкале интернальность достижений у 40% опрошенных. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. 60% опрошенных обладают средним показателем по данной шкале.

Анализ результатов эмпирического исследования

Полученные результаты исследования профессиональной идентичности и субъектности, мы обработали применяя методы корреляционного анализа, программы Excel.

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

Профидентичность

Профидентичность

По результатам корреляционного анализа (см. Таблицу 2) видно, что связь между профидентичностью и интернальностью достижений (-0, 26) отсутствует. Следовательно, что они не взаимосвязаны между собой.

Корреляционная связь существует между профидентичностью и такими факторами как интернальность семейных отношений (0, 33) и интернальность производственных отношений (0, 43) - сила корреляционного анализа средняя. Что говорит о том, что профидентичность студентов зависит в основном от ситуации в семейной жизни и производственной деятельности.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между субъектностью и профессиональной идентичностью.

Таким образом, наше предположение статистически подтвердилось.

Итак делаем вывод о том, что профессиональная идентичность взаимосвязана с субъектностью.

Обработка данных включает: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К ним относятся такие виды анализа, как корреляционный, факторный, дивергентный и др. При статистической обработке данных необходимо правильно подобрать конкретные методы статистического анализа с тем, чтобы они, во-первых, соответствовали типу данных, которые получены в исследовании (для ранговых данных применяются одни виды статистических процедур, для числовых – другие), во-вторых, статистические методы обработки должны быть адекватны цели исследования и обеспечивать достоверность выводов.

При обратном движении к анализу соответствия выдвинутых гипотез полученным результатам крайне важно еще раз проверить (теперь уже опираясь на опыт, полученный при сборе данных и изучении их связей), насколько семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий исследования были удовлетворительными. То есть, в какой мере возможны прямые соотнесения показателей с теми смыслами и свойствами, к которым они первоначально были «привязаны».

При интерпретации результатов необходимо соотнести полученные данные с исходными предположениями, теоретическими схемами и моделями, уже известными научными фактами. Это позволит оценить степень новизны результатов, их согласованность с теми или иными теоретическими концепциями, найти им место в поле исследований данной темы. Отдельно необходимо обсудить результаты, которые не согласуются с исходными теоретическими предположениями, и найти этому объяснение.

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Множество критериев, приводимых обычно в учебниках по математической статистике, и сложное описание процедур их вычисления часто смущает студента. Многие из них используются достаточно редко. Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке. Как же поступить студенту? Можно положиться на опыт и советы научного руководителя (при этом, однако, основательно разобравшись в смысле и процедуре критерия). Можно опереться на примеры, приведенные в пособии. Одно из последних и лучших по ясности и доступности изложения - книга Е. В. Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (2001). Ее достоинство в том, что все приведенные методы описаны достаточно ясно, поэтапно, и могут быть использованы при так называемой «ручной» обработке данных.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных  очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методових решения, которые приводит Е. В. Сидоренко (2001, С. 34).

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования.

В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Порой для студентов представляет трудность выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены.

Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дипломной работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат ( 2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных(и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона. критерий  2 Фридмана.

Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода  результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко Е.В., 2001, С. 225).

Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера.

Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы.