Историческая справка: древние славяне. Древние славяне: нравы и обычаи, племена и быт Жизнь славянских народов

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла: преимущественно бронзы и серебра, иногда применялась позолота путем растворения золота в ртути, свойства которой заимствованы были у Рима, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Каковы же были славяне, наши далекие предки? По описаниям древних историков, они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду: питались самой грубой, сырой пищей. Славяне удивляли греков своей неутомимостью и быстротой. Они мало пеклись о своей наружности, считая, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное приятное лицо. Это описание славян и антов оставили нам византийские писатели-историки Прокопий Кесарийский и Маврикий, знавшие их еще в VI в.

Византийские авторы не упоминают ни об одном из славянских полководцев, хотя наши предки громили легионы и крушили Римскую империю с востока. Славяне сражались не стеной, не сомкнутыми рядами, а рассеянными толпами и всегда пешими. Чрезвычайная храбрость славян была известна всем. И не случайно, что в сражениях за другие страны и народы славян ставили всегда впереди основного войска. Древнее славянское оружие состояло из мечей, дротиков, стрел, пропитанных ядом, и больших, тяжелых щитов.

Византийские сочинения VI в. оставили свидетельства о жестокости славян, но эта жестокость была в духе того времени, так как к пленным славянам более цивилизованные тогда народы (римляне, греки и др.) тоже относились варварски. Но славяне, воинственные духом, всегда оставались добродушными. Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную грекам того времени. С пленными славяне обходились дружелюбно, всегда назначали им срок наказания, отпускали их на волю за определенный выкуп или жили с ними «в свободе и братстве». Столь же единогласно древние авторы свидетельствуют о гостеприимстве славян.

Целомудрие не только славянских жен, но и мужей считалось нормой жизни. Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. Так, при осаде Константинополя в 626 г. греки между убитыми нашли много славянских женщин.

Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами обидчиков, ибо славяне, подобно другим языческим народам, стыдились забывать обиду. В случае убийства не только сам преступник, но и весь его род беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови за кровь.

Венеды (славяне), как повествует древнеримский историк Тацит, едва закрывали свою наготу. Еще в VI в. славяне сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Шкуры лесных и домашних зверей согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшения из бисера и металла, добытых на войне или выменянных у иностранных купцов.

Говоря о полянах, Нестор пишет об их кротости, стыдливости жен, образованности. О древлянах же он говорит уже не так лестно, это и понятно: Нестор сам был выходцем из племени полян. Он пишет, что древляне имели дикие обычаи, что они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов.

Славяне в основном занимались скотоводством и земледелием. Питались просом, гречихой, молоком, любили мед. По свидетельству многих источников славяне народ не кочевой, а оседлый. Тацит, сближая их с сарматами тем не менее, отмечал, что они были диким народом, но отличались от сарматов тем, что жили оседло и строили дома, но эта оседлость была не прочной. В первую очередь они занимались земледелием, но истощив почву на одном месте, они покидали свое жилище и искали другое.

Области, в которых приходилось жить славянам были преимущественно лесные, поэтому, кроме земледелия они активно занимались лесными промыслами: бортничеством и охотой.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию и к Каспийскому морю, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках - русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «ругов» славяне торговали в Западной Европе.

Славяне видели творения греков и римлян, но и сами они имели некоторое понятие об искусстве. Они вырезали на дереве изображения человека, птиц, зверей, раскрашивали их. Известна любовь славян к музыке (музыкальные инструменты - гусли, волынки, гудки, дудки). Народными играми и потехами славян были борьба, кулачный бой, бег взапуски.

В VII-VIII вв. появляются предметы византийского и восточного происхождения. Это были прежде всего предметы роскоши, изделия из бронзы, серебра и золота (пряжки, украшения конской сбруи, женские украшения, поясные бляшки, оружие, топоры, кольчуги, шлемы). Местные мастера начали воспроизводить у себя такие же предметы.

Еще не зная грамоты, славяне имели некоторые сведения об арифметике, хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их к многосложному счислению. Наблюдая времена года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев: просинец (январь) - от синевы неба; сечень (февраль); сухий (март); березол (апрель) - от березовой золы; травный (май); изок (июнь) - от какого-то древнего названия птички; червен (июль) - не от красных ли плодов и ягод?; зарев (август) - от зари или от зарницы; рюен, или ревун (сентябрь), - от рева зверей; листопад (октябрь); груден (ноябрь) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный (декабрь).

Восточные писатели стали проявлять большой интерес к Восточной Европе, стали изучать страну, откуда они вывозили высокоценную пушнину, лен и другие предметы, недостающие или полностью отсутствующие на Востоке.

Легенды о богатствах далекого Востока начали распространяться по всей территории Руси и стали привлекать к себе все новые племена. Центром этого движения стал Киев.

Норманны, появившиеся в пределах Руси довольно поздно (уже в IX в.), были привлечены сюда не только богатством Руси, но и возможностью через нее общаться с Византией, Ираном, арабами.

В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком» - страной городов, но по мнению Б.Д. Грекова, славянские города появились уже в VII-VIII вв. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов - все на речных, торговых путях, в первую очередь по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра-Волхова.

Вначале строились так называемые городища – убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычно пустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места где проживали различные купцы и ремесленники. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки) знатных мужей, бояр и князей. Многие из этих градов превратились в настоящие города. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они - центры политической, культурной жизни, ремесленного производства.

Формирующаяся культура Киевской Руси была преимущественно городской.

Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Материальная культура – основа общественной жизни. Сведения о которой историки почерпнули в первую очередь из иностранных источников. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал, что анты не управляются одним человеком, а живут в демократии, решают свои дела на народных собраниях. Затем, как сообщает Н.М.Карамзин правление превратилось в «аристократическое». Первыми правителями были военные вожди. Затем власть перешла к боярам, князьям, панам, жупанам, королям (кралям). Византийские летописи в 764 г. упоминают о боярах, вельможах - главных болгарских чиновниках. Слово «князь», очевидно, родилось от слова «конь», а возможно, и от «каган» (восточное слово) или от немецкого «кониг».

Но древние бояре, воеводы, князья, паны, жупаны и даже славянские короли зависели от воли соплеменников. Эти почетные звания - древние славянские. Еще в договоре с греками в 911 г. Олег упоминает о великих русских боярах, да и само слово «князь», данное нашими предками Рюрику, думается, не могло быть новым и означало знаменитый, воинский или гражданский сан.

Законы в тот период у них были суровые, так например мать имела право убить новорожденную дочь, если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своих престарелых родителей, если те состарившись не приносили пользу семье. Но, не смотря на это славянин уходя из дома оставлял еду на столе а дверь открытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть. В это же время появляются и укрепляются такие интересные образования как дружины – объединение свободных воинов профессионалов поклявшихся князю в верности на поле брани. Этот процесс стимулируют многочисленные набеги степняков и кочевников. Постепенно князь – глава такой дружины – опираясь на неё сосредотачивает в своих руках власть и начинает игнорировать некоторые законы и обычаи. Князья также заключали между собой различные союзы, или выбирали главного князя – командира над остальными. Это было одной из предпосылок создания единого государства. Таким образом можно сделать вывод, что общественный строй славян не был примитивен.

Известно, что славяне сначала поклонялись творцу молнии, а затем идолам. Истуканы считались не образами, а телами богов. Между добрыми богами более всего славился Святовид, который находился в городе Аркон, на острове Рюген. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Но народ поклонялся еще трем идолам: Рюгевиту, или Ругевичу, - богу войны, Поревиту (у него было пять голов, но он был без оружия) и Поренуту (с четырьмя лицами и пятым - на груди), он считался богом времен года. Главным идолом в городе Ретр был Радегаст, бог странноприимства (так как славяне всегда были рады гостям). Сива, а возможно Жива, считалась богиней жизни. Главный храм ее находился в Рацебурге.

На Руси до введения христианской веры первое место занимал Перун - бог молнии. Летописцы называли еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла, Мокша, Волоса. Бог веселья, любви, согласия и благополучия именовался на Руси Ладо. Восточные славяне охотно присоединяли к сонму своих богов еще и богов соседей. Поклонялись наши предки и Купале - богу земных плодов (23 июня). Русские язычники 24 декабря славили Каляду - бога торжества и мира. Святочные игры и гадания, оставшиеся от язычников, на многие века вошли в традицию славянских народов.

Славяне любили знамена и почитали их в военное время святее всех идолов. Обычно печальные обряды у славян завершались веселым торжеством. Славяне на Руси - кривичи, северяне, вятичи, радимичи - над умершим творили тризну: совершали поминальное пиршество, показывали свою удаль в разных воинских играх. У славян преобладало трупосожжение с захоронением в курганах.

Язык славян греки в VI в. находили весьма грубым. Древнейшим памятником письменности является Библия, переведенная на славянский язык Кириллом и Мефодием в IX в. Но уже в Библии имеется много заимствованных у греков слов и выражений.

Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время (до XIII в.) был единым. Но под влиянием внешних и внутренних факторов он видоизменялся. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

С незапамятных времен русских людей интересовал вопрос о происхождении названия их Родины - Русь, Россия и само название народа - русский, русские. До сих пор ученые высказывают различные точки зрения, но истину установить пока не удалось.

Искали ответ и за рубежом. Предполагали, что термин «Русь» пошел от норманнов (средневековое название народов Скандинавии) или финнов. Но отечественные исследователи М.Н.Тихомиров, С.В.Юшков, Б.Д.Греков, А.Н.Насонов, Б.А.Рыбаков, Л.С.Тивериадский, А.И.Попов, В.В.Мавродин и другие представители антинорманнистского направления, опровергая эту точку зрения, выдвинули свои предположения.

Слово «Русь», по-видимому, восходит к очень древним временам, и если когда-то оно и не было именем собственным страны и народа, а имело какое-то смысловое значение, то уже в эпоху образования Киевской Руси его первоначальный смысл был забыт.

Нестор и другие летописцы, как известно, связывают происхождение Древнерусского государства с норманнами-варягами. Возможно, в Скандинавии, откуда пришли Рюрик, Синеус и Трувор, действительно, была страна или область Русь и народ русы. Но, как считают историки-антинорманнисты, термин «Русь» - не скандинавский. В рунических надписях и в древнескандинавской литературе наша страна называется Гардар, или Гардарик, т.е. страна (царство) городов. «Россия» - термин сравнительно поздний, взятый не из живой, а из книжной речи и вошедший в обиход в скандинавских языках лишь в XIII - XIV вв. В этом случае не может быть сомнений в том, что термин «Россия» пришел в Скандинавию из Руси славянской. Ни на какое племя или народ «русь» в Скандинавии ни один источник средневековой Европы не указывает.

Есть мнение, что Русь - коренная земля восточных славян, область среднего Приднепровья. Б.А.Рыбаков именует Русью небольшую область в виде треугольника, основанием которой является Поросье, т.е. течение реки Рось и ее притока Росава, вершиной - Киев, а одной из сторон - правый берег Днепра.

Следует также иметь в виду, что встречаются оба термина «русы» и «росы». Например, в восточных источниках господствуют термины «русы», в византийских - «росы», в западноевропейских - «русы», хотя встречаются и «рос», и «росы». Что касается русских источников, то господствует наименование «русский», «Русь», хотя встречается и «росьский» («Правда Росьская»).

Корень «рус» отложился в топонимике севера, в районе Старой Руссы, - Порусье, Околорусье, Старая Русса. Название «русы» - «росы» в основе могло иметь название реки, однако ряд историков связывает происхождение названия Русь с севером. И у них есть свои веские доказательства. Первой столицей Руси они считают Новгород.

Некоторые ученые в наше время принимают гипотезу русского ученого В.А.Брима о возможном одновременном существовании термина «рус» (Русь на севере) и термина «рос» (рось на юге Восточной Европы). При этом северное «рус» отнюдь не обязательно связывать с норманнами. Весьма возможно балтийское происхождение ряда названий с корнем «рус» - «русс» в районе Мета - Ильмень - Волхов (озеро Пруса, река Прусыня, озеро Врусское, река Русская) и других, имеющих много общего с топонимикой в районе устья Немана. Если учесть балтославянские связи и широкое расселение балтов на территории Восточной Европы, эти наблюдения заслуживают внимания.

Подводя некоторый итог до конца не решенному вопросу о происхождении и распространении названий «рос» - «рус», мы приходим к выводу, что уже в очень далекие времена, в период зарождения Русского государства и составления древних летописей, этот термин в источниках закрепляется за восточными славянами, русами, русичами, русскими.

Страницы истории России. Жизнь древних славян.

1. Наши предки
2. Внешний вид славян

4. Жилища славян
5. Верования славян
6. Духи, божества природы
7. Начало расселение славян

1. Наши предки

В середине первого тысячелетия нашей эры на просторах Восточной Европы находились дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Населяли эту территорию восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами. Племя состояло из нескольких родов. Род — это несколько семей, живущих вместе. Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр, Западная Двина.

Названия славянских племен: поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др .

2. Внешний вид славян

Славяне были сильными, высокого роста, выносливыми людьми.

Одежда славян мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Кожаная обувь была вроде сапога на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.

3. Занятие славян, орудия труда и предметы быта

Древние славяне занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), скотоводством, земледелием, строительством, гончарным делом, собирательством.

Мужчины охотились на медведей, кабанов, косуль. В те времена в лесах было много дичи. Кузнецы ковали оружие и необходимые орудия труда.

Женская половина готовила пищу, ткала, пряла, шила, занималась огородом. Были и искусные врачеватели , которые готовили лекарственные снадобья из трав.


Земледелием славяне занимались сообща. Чтобы распахать землю, славянам приходилось вырубать лес. Деревья сжигали и золой удобряли землю. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой . Участок засеивали 2-3 года, пока землю была плодородной и давала хороших урожай. Затем переходили на новые участки.

Все знания, навыки и опят передавались из поколения в поколение — от отца к сыну, от матери к дочери.


4. Жилища славян

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.

Строили славяне рубленные избы или селились в полуземлянках, которые на половину уходили в землю. В загонах и хлевах держали домашний скот.

Обстановка в избах была самая простая: деревянные лавки, столы, печь из камней или глины.. Труб в избах не было. Топили по-черному. Дым выходил через небольшие окошки и дверцы.

Из посуды были глиняные горшки и сковороды.

5. Верования славян

Славяне считали, что всеми явлениями природы управляют боги:

  • Одним из главных богов был Перун — бог грома и молнии . Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.
  • Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем
  • Сварог – бог неба
  • Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли.
  • Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних.
  • Стрибог – бог ветра.
  • Макоша — Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ.

Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней:

  • Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу .
  • Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала , проходили в ночь с 23 на 24 июня.
  • 20 июля, в день Перуна , парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
6. Духи, божества природы

Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. , в реках и озерах живут водяные и русалки, а в лесу водятся лешии. Были и другие духи природы — добрые и злые. К душам своих предков славяне обращались за защитой от злых сил., за советом, просили их о помощи и хорошем урожае.

7. Начало расселение славян

Со временем восточные славяне начали расселяться на новые территории. Переселение носило мирный характер. Славяне не навязывали своих обычаев соседям — фино-угорским племенам. Против общих врагов выступали с ними совместно.

К 8 веку племена восточных славян объединились в союзы племен. Каждый союз возглавлял князь.

Просмотры: 52 387

Вам может быть интересно

15.02.2014

Древние славяне нравы и обычаи которых легли в культурную основу большей части восточноевропейских народов, выделились некогда из большой индоевропейской группы племен. В древние времена эта обширная общность людей расселилась по всей Евразии, дав начало многим известным народам. Так, и древние славяне, объединились некогда из числа индоевропейцев, ведущих единый хозяйственный уклад, сходных по языку и общественному устройству. В течение 4-6 веков до н.э. славяне принимали участие в великом переселении народов, по результатам которого они колонизировали земли Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, в последующем разделившись на три ветви славянства – западных, восточных и южных.

Расселение племен древних славян

Впервые стали упоминать о славянском народе византийские хроники 6 века н.э., говоря в основном о племенах, живших на территории Балкан, а благодаря Нестору летописцу нам сегодня известно племенах и землях восточных славян. Расселение племен было следующим:

  • Кривичи жили в верховьях волги, Днепра и Западной Двины и севернее;
  • Поляне обитали в районе Среднего Днепра, на территории современного Киева;
  • Тиверцы и уличи в низовьях Днепра, Побужья и устья реки Дунай;
  • Вятичи в верховьях Оки и ниже по течению;
  • Словене в землях от Волхова до Ильменя;
  • Дреговичи населили Полесье, от Припяти до Березины;
  • Древляне, по берегам Тетерова и у реки Уж;
  • Радимичи меж Ипутью и Сожем;
  • Северяне близ Десны;
  • Дулебы, они же Волыняне, Бужане жили на Волыни;
  • Хорваты на склонах карпатских гор.

Жизнь древних славян

Прояснить жизнь, обычаи и традиции славян помогли многочисленные раскопки и научные работы. Стало известно, например, что долгое время древние славяне не отходили от традиций патриархального уклада и общинно-родового строя. Семьи объединялись в рода, а те в племена. Управляли общественной жизнью почтенные старейшины, которые для решения всех важных вопросов собирали вече (совет). Время принесло обособление семейной деятельности, и родовое устройство постепенно перешло в общинный уклад (вервь).

Славяне были оседлым народом и занимались земледелием, вспахивали поля сохой, запряженными волами и лошадьми, собирали урожаи полезных растений и прекрасно владели различными промыслами – охотой, рыбалкой, а также немного разводили скот и владели ремеслами. Большую активность славяне проявляли в добыче воска и меда – бортничестве.

Считается, что развитие торговли дало толчок к появлению у древних славян городов. Многие племена стали иметь свои центры. Ильмене построили Новгород, поляне – Киев, мать городов русских, северяне – Чернигов, Радимичи –Любеч, а кривичами был основан Смоленск. Славянские поселенцы селились в городищах - селениях по берегам рек, что кормили славян и служили для перемещения по воде. В городах неизменно появлялись воинские дружины, в которые объединялись славянские воины, а во главе войск становились Князья. Зародившаяся власть постепенно обретала все большее влияние, становясь полновластными правителями в своих землях. К примеру, варяги Аскольд и Дир основали княжество в Киеве, в Новгороде княжил Рюрик, а в Полоцке – Рогволод.

Религия древних славян

Древние славяне нравы и обычаи которых, а также представления о мире были языческими, обожествляли природу, умерших предков и верили в существование всевозможных богов. Сварогом славяне называли небо, небесные явления которого, считались его детьми, сварожичами. К примеру, Перун, сварожич, был громовержцем и пользовался большим почтением у славян. Помимо владения молниями и громом, он был богом войны, покровительствующим славянским воинам. Солнце и Огонь почитались за свою силу, живительную или губительную. Например, добрый Дажьбог даровал свет и тепло, а гневливый Хорс, мог выжигать посевы и природу жарой и пожаром. Над ветрами властвовал Стрибог.

Божественной воле наши предки приписывали владычество над всеми природными явлениями и процессами, стараясь завоевать расположение богов различными жертвами и праздниками. Волхвы, ведуны – славянские жрецы, умели распознавать волю богов, и обладали религиозной властью в своих племенах. При этом каждый пожелавший мог принести жертву богам сам. В позднее время славяне стали создавать из обработанного дерева многочисленные идолы, служившими отображениями их богов. Принятое в 10 веке князем Владимиром христианство, многие годы занималось искоренением язычества на Руси, и, тем не менее, вера и традиции славян сохранились по сей день, в виде фольклора, народных примет и всевозможных праздников.
Видео: Славянские праздники

Предки нынешних славян, так называемые древние славяне, выделились из обширной индоевропейской группы, заселявшей всю территорию Евразии. С течением времени племена, близкие по ведению хозяйства, социальному устройству и языку, объединились в славянскую группу. Первые упоминания о них мы находим в византийских документах 6 века.

В 4-6 веках до н.э. древние славяне участвовали в великом переселении народов - крупном в результате чего они заселили обширные территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Постепенно они разделились на три ветви: восточные, западные и южные славяне.

Благодаря летописцу Нестору, нам известны основные и места их поселений: в верховьях Волги, Днепра, и выше на север жили кривичи; от Волхова и до Ильменя находились словене; дреговичи заселяли земли Полесья, от Припяти до Березины; радимичи обитали между Ипутью и Сожем; около Десны можно было встретить северян; от верховья Оки и вниз по течению тянулись земли вятичей; в районе Среднего Днепра и Киева были поляне; древляне жили вдоль рек Тетерев и Уж; дулебы (или волыняне, бужане) поселились на Волыни; хорваты заняли склоны Карпат; племена уличей и тиверцев расположились от низовьев Днепра, Побужья до устья Дуная.

Жизнь древних славян, их обычаи и верования прояснились в ходе многочисленных археологических раскопок. Так, стало известно, что они длительное время не отходили от патриархального уклада: каждое племя делилось на несколько родов, а род состоял из нескольких семей, которые жили все вместе и владели общей собственностью. Управляли родами и племенами старейшины. Для решения важных вопросов созывалось вече - собрание старейшин.

Постепенно хозяйственная деятельность семей обособливалась, и родовое устройство заменялось (вервями).

Древние славяне являлись оседлыми земледельцами, которые выращивали полезные растения, разводили домашний скот, занимались охотой и рыбалкой, знали некоторые ремесла. Когда начала развиваться торговля, стали возникать города. Поляне построили Киев, северяне - Чернигов, радимичи - Любеч, кривичи - Смоленск, ильменские славяне - Новгород. Славянские воины создавали дружины для охраны своих городов, а во главе дружин становились князья - преимущественно варяги. Постепенно князья захватывают себе власть и фактически становятся хозяевами земель.

Тот же повествует о том, что подобные княжества основали варяги в Киеве, Рюрик - в Новгороде, Рогволд - в Полоцке.

Древние славяне селились преимущественно в городищах - поселках вблизи рек и озер. Река не только помогала добраться до соседских поселений, но и кормила местных жителей. Однако главным занятием славян было земледелие. Пахали они сохой на волах или лошадях.

Скотоводство тоже было значимым в хозяйстве, но из-за климатических условий не было слишком развито. Гораздо активнее древние славяне занимались охотой и бортничеством - добычей дикого меда и воска.

По своему верованию эти племена были языческими - они обожествляли природу и умерших предков. Небо они называли богом Сварогом, а все небесные явления считались детьми этого бога - сварожичами. Так, например, сварожич Перун особо почитался славянами, ведь он насылал гром и молнии, а также давал свое покровительство племенам во время войны.

Огонь и Солнце являли свою губительную или благотворную силу, и в зависимости от этого их олицетворял добрый Даждьбог, дающий живительный свет и тепло, или злой Хорс, сжигающий природу зноем и пожарами. Стрибог считался богом бури и ветра.

Древние славяне приписывали воле своих богов любые природные явления и изменения в природе. Они старались всячески умилостивить их различными празднествами и жертвоприношениями. Интересно, что принести жертву мог любой человек, который хотел это сделать. Но зато в каждом племени был свой волхв-ведун или кудесник, который умел познавать изменчивую волю богов.

Древние славяне не строили храмов и долгое время не создавали изображений богов. Лишь позднее они начали делать идолов - грубо сделанные деревянные фигуры. С принятием христианства язычество и идолопоклонство постепенно искоренялось. Тем не менее, религия наших предков сохранилась и по сей день в виде народных примет и земледельческих природных праздников.

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...