Гробницы фараонов? «Отличился тем, что умер».

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

Древний Египет, расположенный в долине самой длинной в мире реки Нил, принадлежал к числу так называемых крупных речных цивилизаций.

Строительство и строители играли здесь очень важную роль, ведь от их мастерства зависело состояние сложных ирригационных систем, заставляющих реку работать на человека, в определенную часть года покрывая поля слоем плодородного ила. Вскоре древние египтяне достигли значительных успехов в искусстве строительства. Начав с ирригационных систем, они впоследствии перешли к собственно архитектурным сооружениям.

Первые государственные образования появились в долине Нила в 5 тысячелетии до н. э. Впоследствии они объединились в две великие державы — Верхний и Нижний Египет. Такие названия государства получили из-за своего расположения вдоль течения реки. После объединения Верхнего и Нижнего Египта начинается так называемое династическое время, его разделяют на три периода, которые носят название Древнее царство (III тысячелетие до н. э), Среднее царство (конец III — начало II тысячелетия до н. Э) и Новое царство (середина и вторая половина II тысячелетия до н. э).

Иногда события египетской истории датируют по номеру царской династии, правившей в то время, когда событие произошло.

Так сложилось, что самыми известными памятниками древнеегипетской архитектуры стали гробницы, особенно Великие пирамиды, которые древние греки считали первым из семи чудес света. Но на протяжении своей многовековой истории египтяне строили пирамиды относительно недолго. Захоронение первых египетских царей, фараонов имеют достаточно скромный вид. Камеру, куда клали мумию в саркофаге, выкапывали в почве. Сверху делали насыпь, которую обкладывали каменными плитами. Образованное сооружение имело плоский верх и скошенные стены. Такое захоронение археологи называют арабским словом мастаба. Позже, когда гробницы фараонов стали более впечатляющими, в мастабах продолжали хоронить знатных египтян.

Первую настоящую пирамиду построил в начале III тысячелетия до н. э. архитектор Имхотеп, министр основателя Третьей династии фараона Джосера. Эта пирамида не имела гладких стен, а была ступенчатой. Она представляла собой пять мастабов разного размера, поставленных друг на друга. Пирамида Джосера имела высоту 30 м, и, видимо, ее считали бы очень величественным сооружением, если бы ее славу не омрачили следующие.

Пирамиды с гладкими стенами появились в Египте во время правления фараонов четвертой династии. Сначала их размеры были сравнительно невелики. Но впоследствии были построены три Великие пирамиды, принадлежавших фараонам Хеопсу, Хефрену и Микерину. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — достигает почти 147 м.


Скальные гробницы древнего египта

Во времена Среднего царства обладатели Египта отказались от сооружения пирамид. В настоящее время для фараонов и номархов (правителей областей) строили скальные гробницы.


Погребальные помещения выдалбливали в толще скалы. Снаружи было видно только вход, украшенный двумя приземистыми колоннами, которые носят название протодоричных. Иногда вход украшали монументальные барельефы. Зайдя внутрь, попадаешь в длинный узкий зал, разделенный протодоричными колоннами на три части. Такое помещение, разделенное опорами на параллельные галереии, которые носит в архитектуре название гипостильный зал. Стены зала покрывали разноцветными фресками разнообразного содержания. Здесь можно видеть не только величественные изображения покойника в окружении богов, но и удивительно живые, несмотря на определенную условность, жанровые сцены. Далее находились погребальные камеры, вход в которые был плотно закрыт большими обтесанными глыбами.

Выдающимся памятником такого типа является некрополь в поселке Бени Хасан.

Во времена Нового царства скальные захоронения не имели внешних украшений. Вход в гробницу был замаскирован, и чтобы попасть в камеру с телом фараона, нужно было долго бродить узкими каменными коридорами. Такие тайные захоронения делали потому, что боялись грабителей, ведь вместе с царем хоронили несметные сокровища, которые должны были украсить его существование в потустороннем мире. К таким тайным захоронениям принадлежала гробница фараона Тутанхамона, известная тем, что археологи нашли ее раньше, чем древние грабители.

Многие пугающие истории окружают гробницы фараонов, рассказывая о призраках и проклятиях, оберегающих покой умерших. Особенное таинство проклятие фараонов окружает древнеегипетские захоронения, когда души именитых королей уходили в царство мертвых в окружении богатых предметов.

С древних времен существует ритуал помогать душам умерших достигать царство мертвых в сопровождении оружия и сопутствующей человеку утвари. Конечно, большинство людей во все времена были погребены без сокровищ, уходя в другой мир в сопровождении хороших пожеланий лучшей жизни. Однако знатные особы отправлялись в царство мертвых в окружении золоченых предметов роскоши.

Хорошо известно, что гробницы фараонов, великих царей древнего Египта хранили большое количество драгоценных предметов, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это огромная, бесценная и привлекательная во все времена истории сокровищница драгоценностей, поэтому на гробницу фараона было принято накладывать магическое заклинание — проклятие, несущее смерть грабителям.

Но даже жуткие проклятия не останавливали охотников за богатством, лежащим в гробницах. И те люди кто случайно или специально ища сокровища находил их и не подумал об опасной энергетике проклятия обязательно настигался магической силой.

Тайна наложенных проклятий это нечто чрезвычайно опасное, приходящее к нам из мира «паранормального», но лежащее на силе охранных заклинаний. Говорят, что умирающий человек имеет необычайное мощное энергетическое влияние в своих последних словах, сказанных перед уходом в царство мертвых. И если последними были слова проклятия, например, наложенные на спрятанное сокровище, то они работают как магическое охранное заклинание.

В это можно не верить или осмеивать, но слова магических сообщений могут убить всякого, кто обнаружит спрятанное, к примеру или богатство в гробницах фараонов. Шутить с подобными вещами, значит подвергать себя опасному воздействию наложенного проклятия, и в том числе на потомство.

Да, это нечто из области волшебного или сказочного мира магии, неподдающемуся научному объяснению. Но это действительно работающие механизмы не только в мире фэнтези где магия один из аспектов измерения, но и в нашей реальности.

К месту будет напомнить случай, когда археологом было найдено захоронение одного из правителей Древнего Египта и ровно через три дня исследователь вместе с его командой скончались от неизвестного грибка.

Гробницы фараонов Древнего Египта лучше не тревожить, поскольку это может повлечь за собой опасные последствия, говорят практики странного учения — парапсихологии. В этих местах специально накладывались охранные заклинания – проклятия.

Большинство захоронений остаются не тронутыми, но проворность ученных может нарушить баланс энергии, которая сдерживает силу большинства магических заклинаний. Но когда число раскопок достигнет максимума, мировая защитная энергия не сможет удержать весь негатив проклятий и на мир обрушится хаос. – Подобные заявления странно слышать в наше время и в нашем мире технологий. В то же время мы можем не знать тот мир прошлого, где люди жили в большей гармонии с силами природы.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА, ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

Тутанхамон открывается в истории одним из видных фараонов Древнего Египта. Ходило множество слухов, что он владел силами черной и белой магией. Его любили, почитали и хвалили любое принятое им решение, но в тот же момент опасались прямого взгляда. Многие люди могли сочинять целые книги по магической силе фараона.

Во время раскопок, в одной из надписей в пирамиде археологи обнаружили невероятный факт. Пойманного на краже приводили к Тутанхамону, который пристально смотрел на вора, после чего человека отпускали. Страшное происходило утром следующего дня:

у вора чернели пальцы, руки терзала ужасная боль. Вор молил о том, чтоб ему отрубили руки. Это самый пугающий факт из жизни Нового царства, и признание силы магических способностей человека. Надпись об изумительных умениях фараона обнаружили 23 марта 1920 года.

Это было удивительное время, когда научный мир ожидал открытия гробницы Тутанхамона. Но лучше бы этого не делали, скажут вскоре после проникновения все семьи группы археологов. В июле 1921 года любитель приключений и собиратель древностей Джордж Карнарвон решается организовать исследовательскую экспедицию в Долину царей, где до сих пор не было ни одного археолога.

Исследователь был уверен, что найдет древнего фараона и самого молодого правителя Нового царства — Тутанхамона. Лорд Карнарвон на протяжении всей своей жизни был увлечен историей Древнего Египта и был абсолютно убежден в месте захоронения Тутанхамона. Вся университетская группа археологов, выслушав предположение Карнарвона решается отправиться на поиски гробницы фараона.

В 1922 году экспедиция англичан — археолога и египтолога Говарда Картера и лорда Карнарвона приближается к отказу от замысла, поскольку дорога, питание, а также инструменты для раскопок требовали хорошего финансирования. Вскоре СМИ узнав о данном решении Карнарвона начинают интересоваться исследовательской работой и освещать идеи экспедиции.

Лорд Карнарвон как вдохновитель идеи тут же воспользовался популярностью, описав потенциальные находки, который можно обнаружить в древнем захоронении. Группе археологов предстоит найти всевозможные тайны, которые храниться в могильном комплексе на протяжении целых веков. Однако для того, чтобы открытие тайны древнеегипетской культуры состоялось, необходимо собрать средства для экспедиции.

Слова исследователя дошли до американского министра, который распоряжается выделить из казны нужное количество средств для совершения археологического похода. Итак, средства получены, группа собрана, и в июле 1923 году в июле команда исследователь отправляется в Египет.

ДОЛИНА ЦАРЕЙ – ВЫПУЩЕННОЕ ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

На протяжении месяца активные раскопки, весь мир читает газеты в ожидании чуда. 17 июля 1923-года группа археологов входит в склеп молодого фараона. По их словам, они были поражены количеству сокровищ, которые долгие тысячелетия оберегали покой гробницы Тутанхамона. Кинокамеры вели запись действительно исторического момента: люди приблизились к тайне склепа Тутанхамона.

Обитель была украшена драгоценными камнями и чистым золотом. Лорд Карнарвон подошел к склепу и увидел короткую запись, которую зная древних египтян мужчина прочел … на крышке гроба было написано:

Кто побеспокоит сон великого фараона, будет проклят, и весь его род будет страдать. Несчастье, беды, внезапная смерть, настигнут человека обеспокоившего Тутанхамона.

Теперь невозможно сказать, какие впечатления произвели слова проклятия, но наверняка это было пугающим сообщением. Тем временем гроб фараона с легкостью открылся, выпустив облако древней пыли. Вся группа археологов закашлялась, вдохнув воздух и пыль из древнего мира.

На следующий день умер один из участников экспедиции. По многим сведениям, причиной его смерти стал мутировавший со временем грибок, за многие поколения ставший смертельно ядовитым. Через неделю, когда вся группа вернулась домой, скончался еще один участник экспедиции. Спустя месяц из 12 человек в живых остался только лорд Карнарвон, одолеваемый ужасными болями в груди.

В последнем интервью он сообщил, что во всем виноват сам, поскольку нужно было слушать и почитать надпись на гробе Тутанхамона. «Теперь я должен поплатиться за то, что нарушил покой фараона, платой будет моя смерть» … спустя 3 дня Джордж Карнарвон скончался. Возможно, это не проклятие фараона, а всего лишь халатность при работе в потенциально агрессивных средах, но это так похоже на магическое влияние.

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

Предполагалось, что в этой удивительной Великой пирамиде должно было быть три гробницы - на случай, если фараон умрет во время строительства. И это вполне серьезно утверждают учебники! Эксперты Британского музея объясняют «особенности внутренней конфигурации пирамиды изменением планов по ходу строительства». Это непосредственно связано с традиционной версией, согласно которой каждая из камер была предназначена для гробницы, и что, следовательно, строители изменили свои планы в ходе строительства.

Имеются ли какие либо доказательства в подкрепление все еще бытующего представления о том, что Великая пирамида действительно должна была служить гробницей? Такое предположение - что будто бы камера царя (или же царицы) в Великой пирамиде служили гробницей - разваливается перед лицом имеющихся у нас свидетельств. К удивлению многих, кто принимал теорию гробниц за чистую монету, в Великой пирамиде так и не было найдено ни останков, ни мумий, ничего, что имело бы какое бы то ни было отношение к захоронению или гробнице.

Арабские историки, которые описывали проникновение Мамуна в пирамиду, утверждают, что там не было никаких следов захоронения, равно как и никаких следов грабителей, так как верхняя часть пирамиды была очень тщательно запечатана и замаскирована. Ясно, что грабители могил не стали бы запечатывать ограбленную гробницу - они постарались бы поскорее убраться! Очевидный вывод из этих соображений заключается в том, что согласно замыслу, пирамида должна была оставаться пустой.

Кроме того, сама идея, что верхние помещения Великой пирамиды предназначались для захоронения, никак не совместима с тем обстоятельством, что гробницы египетских фараонов никогда не помещались высоко над уровнем земли. Более того, при исследовании множества других пирамид в Египте не было обнаружено никаких свидетельств того, что хотя бы одна из них использовалась в качестве гробницы.

Согласно традиционной точке зрения, мания строительства пирамид началась с одного из первых фараонов III династии Джосера примерно в 2630 году до РХ, несколько лет спустя после начала египетской цивилизации. По каким-то неясным для нас причинам фараон решил отказаться от простых гробниц, сложенных из глиняных кирпичей, которые применялись его предшественниками, и построил в Саккаре первую каменную пирамиду. Это был весьма амбициозный проект, по-видимому, уникальный и беспрецедентный в Египте (хотя в Месопотамии подобные зиккураты строились еще за несколько веков до того). В этом строительстве Джосеру помогал архитектор по имени Имхотеп - загадочная личность, о которой нам мало известно. Пирамида Джосера была выстроена с углом примерно 43,5 градуса.

В начале XIX века под пирамидой Джосера были найдены две «погребальные камеры», а при дальнейших раскопках были обнаружены подземные галереи с двумя пустыми саркофагами. С тех пор стали считать, что эта пирамида служила гробницей Джосера и членов его семьи, но в действительности останки его так и не были найдены, и нет никаких веских доказательств того, что Джосер действительно был похоронен в этой пирамиде. И даже напротив, многие выдающиеся египтологи ныне убеждены, что Джосер был похоронен в найденной в 1928 году величественной, богато украшенной гробнице, расположенной к югу от пирамиды. Они смогли лишь сделать заключение, что сама пирамида не предназначалась для того, чтобы служить гробницей, а была либо символической гробницей, либо хитроумным способом отвлечь внимание грабителей могил.

Преемником Джосера считается фараон Сехемхет. В его пирамиде также имеется «погребальная камера», а в ней - опять-таки пустой саркофаг . Официальная версия гласит, что гробница была ограблена, но на самом деле обнаруживший камеру археолог Закария Гонейм увидел, что саркофаг закрыт вертикальной раздвижной дверью, запечатанной цементом. И, опять-таки, нет никаких доказательств того, что эта пирамида предназначалась в качестве гробницы.

В других, менее известных пирамидах III династии такая же картина: ступенчатая пирамида Хабы оказалась совершенно пустой ; по-соседству с ней была найдена еще одна недостроенная пирамида с загадочным овальным - наподобие ванной - помещением - запечатанным и пустым ; а также еще три малых пирамиды, в которых не обнаружено никаких следов захоронений.

Первым фараоном IV династии, приблизительно в 2575 году до РХ, был Снофру. Теории пирамид-гробниц был нанесен очередной удар, так как предполагается, что Снофру построил не одну, а целых три пирамиды! Первая его пирамида в Медуме оказалась слишком крутой и рухнула. В погребальной камере не было обнаружено ничего, кроме обломков деревянного гроба, который, как предполагается, представляет собой более позднее захоронение. Вторая и третья пирамиды Снофру были построены в Дашуре. Вторая пирамида, известная под названием пирамиды Бента, как считают, строилась в то же время, что и пирамида в Медуме, так как угол наклона стен был внезапно, в середине строительства, изменен с 52 градусов до более безопасных 43,5 градуса. Стены третьей пирамиды, именуемой Красной - по цвету местного розового известняка, из которого она построена, возведены под безопасным углом примерно 43,5 градуса. В этих пирамидах имеются две и три «погребальные камеры» соответственно, но все они оказались совершенно пустыми .

Зачем фараону Снофру понадобились две стоящие рядом пирамиды и что должны были означать эти пустые камеры? Если уж были затрачены такие усилия - то почему же он был похоронен в другом месте? Для того чтобы сбить с толку грабителей гробниц было бы, разумеется, достаточно одной фальшивой гробницы?!

Но считается, что Хуфу был сыном Снофру, и, следовательно, мы можем установить предполагаемое время строительства Великой пирамиды в Гизе, не располагая ни малейшим доказательством того, что какая бы то ни было из пирамид вообще предназначалась для захоронения. А между тем во всех книгах, во всех путеводителях и документальных телевизионных фильмах категорически утверждают, что пирамиды Гизы, как и все пирамиды в Египте, были гробницами!

Вообще, мы видим в этом превосходный пример того, как может овладеть мыслями людей любая, самая нелепая теория. И тогда ученые вынуждены защищать принятую теорию, изобретая все более хитроумные доводы, как, например, то, что строители пирамид в Гизе «изменяли свои планы». Эти ученые слишком высокомерны, чтобы честно сказать нам - «не знаем», и слишком нерешительны, чтобы бросить вызов господствующему мнению. Ну, а мы - будем ли мы и впредь слепо верить тому, что внушают нам эти ученые?

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Глава 7 Свет для фараонов Электрические батареи из Багдада. - Энергия из глиняных бокалов. - Угроза фараонов. - Все виды изоляторов. - Крипта Дендеры. - Зажегся свет. - Атланты из Тулы. - Бабочки против здравого смысла.Как освещали древние египтяне свои подземные

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Древние загадки фараонов автора Фахри Ахмед

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги автора

Из книги автора

Гробницы и мумии плато Укок Речь пойдет об археологической сенсации в самом прямом и сугубо научном смысле этого слова. После раскопок римских городов (Стабий, Геркуланум и Помпеи), уничтоженных извержением Везувия в 79 г. н. э., и открытия нетронутой гробницы Тутанхамона

Из книги автора

Чернильница в новомодном «стиле фараонов» Страна седых пирамид давно манила европейцев. Еще древние греки считали ее колыбелью искусства. Да и позднее неизменно привлекали своей таинственностью как странные египетские боги Осирис, Исида и Серапис, так и их жрецы,

Ноябрь 1922 года вошел в историю как знаменательный день открытия одной из великих Мировая пресса 30 ноября интриговала заголовками: «Поиски увенчались успехом…», «Египетское сокровище». Сообщалось, что лордом Карнарвоном и мистером Картером было совершено величайшее открытие века - найдена гробница Тутанхамона, египетского царя-еретика.

Лорд Карнарвон был давно влюблен в Египет и глубоко изучал историю В 1916 году он, заручившись поддержкой знаменитого исследователя Говарда Картера, начал работы по поиску гробницы фараона, которые продолжались на протяжении шести лет. Перед группой ученых стояла практически невыполнимая задача. Долина Царей уже давно была перерыта, а усыпальницы прочих египетских царей - разграблены. Гробница Тутанхамона была найдена в последнюю зиму раскопок под местом, где некогда располагались хижины строителей.

Время правления юного не было ознаменовано значимыми переворотами. Он взошел на престол после таинственной смерти Аменхотепа IV - фараона, который отверг культ и провозгласил себя единственным владыкой Египта. Правление Аменхотепа IV оставило после себя разруху, Египет был практически уничтожен. После смерти безумца его тело растерзали и выбросили.

9-летний Тутанхамон приходит к власти в этот тяжелый период и пытается восстановить былое величие державы и снискать милость богов. Не глядя на то, что юному фараону пророчили великое будущее, Тутанхамон умирает в возрасте 18 лет, и его хоронят в спешно сооруженной скромной усыпальнице, которая и была найдена спустя три тысячелетия.

Гробница Тутанхамона - ожившая легенда, ее открытие - величайший день для египтологов и ученых, которым ранее не удавалось прикоснуться к истории захоронения фараонов. И лишь в 1922 году были получены волнующие факты, которые стали непосредственным доказательством роскоши погребения владык древней цивилизации.

Спускаясь по ступенькам лестницы, уходящей в подземелье, экспедиция обнаруживала на своем пути замурованные входы со следами древних печатей, последний из которых был дверью в легендарную усыпальницу.

Гробница Тутанхамона, фото которой были представлены впоследствии прессе, представляла собой склеп, забитый золочеными колесницами, статуями царей, ларцами и сундуками. Драгоценности, которые были найдены в усыпальнице, разбирались в течение пяти лет - так велико было их количество.

В одной из комнат гробницы был найден саркофаг с тремя золочеными гробами, в последнем из которых находилась мумия Тутанхамона, лицо покрывала золотая маска изумительной работы. Судя по контурам, юный фараон был пленителен и красив. Безусловно, мумия, как и прочие артефакты гробницы, была усыпана золотыми драгоценностями. Однако среди сокровищ самым трогательным был букет из увядших цветов, оставленный, видимо, молодой Ученые утверждают, что уж коль в такой роскоши был погребен Тутанхамон - то можно лишь вообразить, какое богатство хранили в себе усыпальницы других царей.

Гробница Тутанхамона, впрочем, носила следы пребывания в ней грабителей. Вероятно, воры посетили усыпальницу вскоре после погребения, однако по неизвестным причинам унесли немногое и больше не вернулись. Вход в склеп со временем был загорожен, а после и вовсе забыт.

Любое открытие всегда имеет таинственный шлейф. Проклятие гробницы Тутанхамона - загадка, которая поражает воображение даже современников. После вскрытия усыпальницы за непродолжительное время умерли при странных обстоятельствах порядка 20 членов экспедиции. Лорд Карнарвон скончался в 1923 году от укуса москита. Пресса широко освещала все необычные смерти, которые настигали многих ученых и посетителей гробницы. Считается, что к 1930 году лишь остался единственным живым среди тех участников группы, которые принимали непосредственное участие в раскопках.

Тайны всегда манили человечество. А сколько их еще сокрыто и не явлено миру. Возможно, загадки открываются людям тогда, когда наступает их время.