Тоталитарный политический режим. Что такое Тоталитарный строй

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В политический лексикон термин “тоталитаризм” был введен в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Таймс” употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием “тоталитаризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах “победившего социализма”.

По словам русского философа ИЛ. Ильина, тоталитарный политический режим - это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово “тотус” означает по-латыни “весь”, “целый”. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непред- писанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

В 1956 г. два американских политолога - К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:

  • - общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;
  • - монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;
  • - система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над “врагами народа ”, но и над всем обществом;
  • - партийный контроль над СМИ;
  • - всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;
  • - централизованная система регулирования экономической деятельности.

Позднее 3. Бжезинский сформулировал и более емкое определение тоталитаризма как системы, при которой самые совершенные инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления тотальной социальной революции.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имели первые два -- официальная идеология и монополия единственной партии на власть.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из “атомизированных” индивидов, лишенных собственности, независимости собственного “Я”, является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства. Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают “поле” для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции “общей воли”, которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества. Рычагами власти при тоталитаризме выступают пропаганда и насилие.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: “левый” и “правый”.

“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат.

“Правый ” тоталитаризм сформировался в фашистских Италии и Германии. “Правый” тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.

Как показала история, отношения между тоталитарной властью и народом двоякое: большинство подданных испытывают благоговейную любовь к правителям, ибо, разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что гораздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное общество, есть несогласные, это прежде всего наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу.

Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1 . В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2 . Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3 . М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4 . П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5 . О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2 . Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3 . Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом , — разрешено» .

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

По степени недемократичности на первое место выдвигается тоталитарный режим, занявший вполне определенное, место в истории человеческого общества среди других форм государственного правления. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. В политическом лексикон его впервые ввел для характеристики движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

В отличие от деспотии, тирании, абсолютизма, тоталитаризм имеет также особую социальную основу. Для первых было характерно господство традиции, обычая; власть основывалась на них, нахо­дилась по отношению к ним в подчиненном положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры (община, семья, церковь) и находил в них опору, поддержку, за­щиту. Тоталитаризм же разрушает традиции, разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной среды, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Тоталитаризм - это террори­стическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической направленностью, сформированная на осно­ве однопартийной системы, опирающаяся на общественно-полити­ческое движение при абсолютной концентрации власти в руках ее лидера.

Вместе с тем наличие социалистической теории укрепляло в со­знании масс убежденность в возможности достижения социальной утопии справедливости, солидарности, братства, социальной защи­щенности. Заметим, что и гитлеровский, и сталинский тоталитаризм активно использовали идеи социализма как доктрину будущего общества социальной гармонии.

Здесь акцент сделан на объективной стороне общественного прогресса. Другие обращают внимание на субъективный аспект, рас­сматривая появление тоталитаризма как реакцию на высокие темпы развития капитализма, от которого отстает развитие общественного сознания. Для нормального общественного сознания характерна определенная сбалансированность консервативного и радикального элементов. В тоталитарном обществе этот баланс смещен в сторону последнего.

Развитие человеческого общества идет неравномерно. Более раз­витые регионы обеспечивали развитие менее развитых в основном посредством силы. Однако развитие капитализма потребовало и но­вых форм взаимоотношений - экономических, к чему отставшие ре­гионы не были готовы. Уровень общественного сознания развиваю­щихся социумов препятствовал осознанию новых реалий, что вело к ориентации только на силовые методы. Отсюда стремление к уста­новлению такой системы государственного устройства, которая дала бы возможность в короткий срок добиться значительных успехов.

К этому следует добавить и тяжелейшее экономическое и соци­ально-политическое положение, которое сложилось в некоторых странах после Первой мировой войны в 20-е годы. Они оказались в экстремальной ситуации, из которой надо было вырываться путем мобилизации всего населения, не считаясь с потерями. Появляет­ся лидер, мессия, который знает, что надо делать, выдвигает идеи, понятные массам, готовым слепо следовать за ним для скорейшего их воплощения в жизнь.

Таким образом, в результате развертывания объективных процес­сов в сочетании с определенными субъективными факторами в мире происходило становление тоталитарных режимов. Вместе с тем лю­бая власть основывается на определенной социальной базе, опира­ется на определенные социальные силы. И для тоталитарного режи­ма такой основной социальной силой, на которую он опирается, яв­ляется люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люм­пенизированный слой крестьянства. Для этих маргинальных групп характерна социальная аморфность, дезориентированность, нетер­пимость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни со­циальным слоям общества.

Следует отметить, что в настоящее время различают три вида тоталитарного режима, которые классифицируются в зависимости от основного ценностного критерия.

1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий, - фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

2. Левый тоталитарный режим, в основу которого положен классовый (социальный) критерий, - сталинизм в СССР, КНР при Мао Цзэдуне, КНДР, Куба и др.

3. Религиозный тоталитарный режим, в основу которого поло­жены религиозные критерии организации общества, - исламский фундаментализм в Иране периода Хомейни.

Одной из характерных черт тоталитарного режима является максимальное сосредото­чение власти в одних руках, автократия, при которой законодатель­ная и исполнительная власть осуществляются одним лицом при фак­тическом отсутствии независимой судебной власти.

Во главе общества стоит вождь харизматического типа, который своими исключительными качествами, взглядами, поступками де­монстрирует правильность избранной цели и способов ее достиже­ния. Связь между ним и массой носит эмоциональный, мистический характер. Для масс характерна слепая вера в вождя, выдвигаемые им идеи. Происходит обожествление вождя, его рассматривают как символ единства нации, мессию, который сплотит народ и выведет его на верный путь.

Тоталитарный режим формально не препятствует участию граж­дан в политической жизни. Однако участие их в политическом про­цессе направляется в русло активного проявления преданности сво­ему вождю и партии (массовые манифестации, демонстрации, пара­ды и т. п.). Это было присуще Германии, СССР и другим странам.

Вместе с тем политическая власть на всех уровнях (макровласть, мезовласть и микровласть) формировалась через закрытые каналы, и к власти на разных уровнях иерархии приходили партийные бонзы и номенклатура.

Существенной чертой тоталитарного режима является также мо­нополия одной массовой политической партии. Тоталитарный режим не допускает существования не только других политических партий, но и различных демократических политических организаций, через которые массы приобщались бы к осуществлению власти. Это не исключает, однако, функционирования некоторых общественных орга­низаций (профсоюзы, общественные объединения), которые находятся под полным контролем со стороны правящей партии, а их де­ятельность регламентируется государством.

Недопущение демократических политических институтов тотали­тарным режимом преследует вполне определенную цель - устра­нить те структуры гражданского общества, которые выражают и за­щищают интересы граждан, стоят между государством и индиви­дом. Тоталитаризм подрывает и разрушает гражданское общество, функционирование которого противостоит всевластию вождя, моно­полии партии и доминированию государства.

Следует сказать и о месте церкви в тоталитарном обществе. Как один из элементов гражданского общества церковь осуществляет связь людей с Богом, призвана выражать интересы верующих, стоит между государством и личностью. Это, естественно, подрывает монополию партии, власть обожествляемого вождя, и тоталитарный режим стремится подавить церковь, изолировать ее от масс. Но по­скольку церковь всегда обладала высоким престижем в обществе, вековыми традициями, тоталитарный режим не везде добивался этой цели, как, например, в Италии.

Иное дело при религиозном тоталитарном режиме. Поскольку ха­ризматическим вождем здесь является духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране), то во властных структурах церковь и религия зани­мают господствующее положение. Исламский фундаментализм, его структуры во всем определяют и регламентируют социально-эконо­мическую, политическую и духовную жизнь общества.

Еще один исключительно важный признак - господство в обще­стве одной всесильной государственной идеологии, поддерживаю­щей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути. Монополия одной партии ведет, как правило, к существованию в обществе моноидеологии, не допуска­ющей культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причем монистическая идеология здесь приобретает ярко выраженный мессианский характер.

При правом тоталитарном режиме мессианская идеология заме­шана на расизме, национализме, провозглашающих избранность собственной нации. В основе левого тоталитарного режима лежит мессианский марксизм, большевизм, провозглашающий первую стра­ну социализма мессией, несущей освобождение и свободу всем народам.

Основная цель мессианской идеологии состоит в том, чтобы во­одушевить массы на свершение великих дел, разжечь их фанатизм, добиться полной преданности вождю, партии, власти, готовности пойти на определенные ограничения, лишения и жертвы во имя каких-то идеалов. Для этого широко используется разветвленный иде­ологический аппарат, который через средства массовой информа­ции и другие каналы формирует разнообразные политические, соци­альные мифы, внедряемые в массовое сознание.

Тоталитарный режим посредством всей мощи государственного механизма добивается утверждения в стране одной - единственной мифологизированной идеологии, которая рассматривается в каче­стве единственно возможного мировоззрения для всех членов об­щества. По сути дела она превращается в особого рода государ­ственную религию, замещая тем самым церковь с ее религиозным вероучением.

Здесь внедряются собственные догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются священные книги и культивируются свои святые, свои обожествленные персоны (вождь, фюрер и т. п.). Поэтому не случайно многие подчеркивают, что тоталитарное госу­дарство можно рассматривать как своеобразную форму теократи­ческого правления.

С этим связано и осуществление при тоталитарном режиме то­тального политического контроля над умами людей, не допускаю­щего с их стороны никакого инакомыслия и инакодействия. Щупаль­ца идеологического, репрессивного аппарата проникают во все поры общества, устанавливается жесткий контроль над сознанием лично­сти, ее мыслями, внутренним миром. Ставится задача полностью подчинить человека партийно-государственной машине.

Характерным признаком тоталитарного режима является также жесткая регламентация всех сторон жизни общества, его стремле­ние к огосударствлению всех сфер жизни общества, монопольный контроль над производством, экономикой, образованием, средства­ми массовой информации. Вводятся всевозможные, бесчисленные инструкции, предписания, опутывающие все общество, в которых детально рассматривается, что можно, а что нельзя делать, как себя вести и о чем думать. И затрагивает это деятельность не только тру­довых коллективов, общественных объединений, но и церковь, и каждую семью.

Важным признаком тоталитарного режима выступает подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик громоздкой государственной машины. Один из немецких по­литологов писал, что человек в тоталитарном государстве представ­ляется «животной разновидностью человека». Тоталитарное государ­ство - это организация деперсонализованных, лишенных своего «я» менеджеров и миллионов дегуманизированных обесчеловеченных рабов.

Тоталитарный режим стремится к полной трансформации человека в соответствии с укоренившейся в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личнос­ти с особым психическим складом, ментальностью, поведением. И достигается это посредством широко осуществляемой стандартиза­ции и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, кол­лективе, подавление индивидуального, личностного начала в челове­ке. Вместо одного типа личности, которому свойственны индивиду­альность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии с идеологическими канонами другой тип человека тоталитарного обще­ства, в котором устранены индивидуальные особенности и которому присущи однообразие, одномерность, единодумие, единомыслие.

Одним из значимых признаков тоталитарного режима ряд иссле­дователей считает наличие общественного политического движения (нацистского, фалангистского и др.), составляющего массовую соци­альную базу данной власти. Причем формирование таких движений берет начало, как правило, в демократической политической системе. И это связано с тем, что недемократическая система не допустит су­ществования, такого оппозиционного массового движения. Его опре­деляющая роль в тоталитарном режиме связана с рядом моментов.

Во-первых, через общественное политическое движение, являю­щееся социальной базой режима, в общественном сознании широ­ких слоев населения формируется мессианская, тоталитарная идея.

Во-вторых, посредством такого массового движения обеспечи­вается всепроникающий контроль государства над всеми сферами жизни общества, благодаря чему и достигается тотальное полити­ческое господство.

И, в-третьих, подобное движение дает возможность сформировать положительное отношение масс к тоталитарному режиму, несмотря на всеобъемлющий политический контроль.

Поскольку движение возникает еще в условиях демократической системы, то рамки его функционирования, как правило, шире перио­да существования самого режима. Так, тоталитарный режим в Гер­мании просуществовал с 1933 года по 1945 год, а нацистское дви­жение развивалось с 1919 года по 1945 год. В Испании фашистский режим функционировал с 1937 года до начала 50-х годов, а фалангистское тоталитарное движение развивалось с 1933 до 1958 года.

В России, Китае коммунистическое движение также возникло рань­ше, чем сложился тоталитарный режим. В отношении нашей страны существуют разные мнения о сроках его утверждения. Одни относят это к 1937-1938 годам, к периоду массового террора по отно­шению к партийным и государственным функционерам. Другие сдвигают временную планку к концу 20-х - началу 30-х годов, связывая установление тоталитаризма с массовым террором в период насиль­ственной коллективизации. Сталин становится центральной фигурой во властной иерархии. Третьи считают, что коммунистическое гос­подство окончательно утвердилось как тоталитарное государство в период Гражданской войны и военного коммунизма.

Выделяются следующие этапы в развитии тоталитаризма в СССР. Первый этап (с 1917 года до середины 20-х годов) характеризуется радикализмом большевиков, недооценкой значимости личности, широкий террор, массовые репрессии - расказачивание, унесшее миллионы, расстрелы рабочих и др. Второй этап (с середины 20-х до середины 50-х годов) связан с установлением режима личной влас­ти Сталина и с вытекающими отсюда последствиями. И третий этап (с середины 50-х до середины 80-х годов) характеризуется отсут­ствием массовых репрессий, но преследованием диссидентов - про­цессы над ними, высылка за рубеж, заключение в психиатрические лечебницы, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году и т. п. Затем тоталитарный режим рухнул.

К отличительным свойствам тоталитарного режима следует отне­сти и государственно-организованный массовый террор, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие. Посто­янный массовый террор применяется, с одной стороны, как сред­ство уничтожения врагов нации и запугивания потенциальных про­тивников, а с другой - как эффективный способ управления масса­ми. Процесс непрерывного насилия терроризирует все общество, вызывая страх и боязнь во всех слоях населения. Молох террора работает безостановочно, принося неисчислимые жертвы, калеча человеческие судьбы.

В качестве отличительной черты тоталитарного режима выделяют его ориентацию на будущее, а не настоящее, на оторванные от жиз­ни высшие цели и идеалы. Все материальные, человеческие и ин­теллектуальные ресурсы данный режим мобилизует на достижение всеобъемлющей цели, в частности для Германии - это построение тысячелетнего рейха, для СССР - коммунистического общества.

Некоторые зарубежные политологи считали, что тоталитарный ре­жим не изменяется, его можно лишь уничтожить извне, как фашис­тскую Германию. Однако дальнейшее развитие Советского Союза уже в послесталинский период показало, что высказанное ими ра­нее мнение не совсем верно. Тоталитарные режимы в результате постепенного эволюционирования могут изменяться. В частности тоталитарный режим при Брежневе, конечно, отличается от тотали­тарного режима при Сталине. Брежнев не обладал такой властью как Сталин, не был таким диктатором, как Сталин. Поэтому некоторые политологи предлагают различать тоталитарные и посттоталитарные режимы. Посттоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается ослабляется.

Нельзя думать, что тоталитарные режимы были только в прошлом в лице, в первую очередь фашистской Германии и СССР. Подобные режимы существовали в ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, продолжают функционировать и в настоящее время в ряде стран «казарменного социализма», в некоторых других странах. Естественно, что в каждой стране имелись и имеются особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функциониро­вании тоталитарных режимов.

Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.

Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) идеологизация всей жизни общества. Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

3) крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий , демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «За-кон против образования новых партий» от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: «В Германии существует в качестве единственной политиче-ской партии Национал-социалистическая германская рабочая партия»);

4) однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

5) недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс;

6) общество практически полностью отчуждено от политической власти , но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

7) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

8) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

9) фактически устраняется плюрализм ; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

10) террористический полицейский контроль . Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор.В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Виды

1) «Правый» тоталитаризм — идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:

а) итальянский фашизм . Основная идея возрождение былого могущества Римской им-перии. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.

б) германский национал-социализм . Основная идея господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной опорой являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией. В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества» на основе единых национальных традиций. Место класса здесь занимает нация, место классо-вой ненависти – ненависть национальная и расовая. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Если в коммунистических системах агрес-сивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

2) «Левый» тоталитаризм — опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба). Основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей

а) возможность построения коммунистическо-го общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

в) ведущую роль пролетариа-та в современной истории;

г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому об-ществу;

д) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Соци-альной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использо-вание мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Дискуссионным является в политической науке вопрос о времен-ных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи счи-тают, что тоталитарным можно назвать весь период советской истории. Другие тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления Сталина (1929-1953), режим же, сложившийся после его смерти, опреде-ляют как посттоталитарный.

Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Север-ной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматри-вают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слабо-развитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес-токим подавлением всякой оппозиции.

Внутренние и внешние функции Российского государства.

Внутренние функции

1) экономическая функция государства, т.к. без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

2) социальная функция. Главное ее назначение — обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности (люди преклонного возраста, трудоспособные граждане, работники школ и т.д.). Задачи: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; боле равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство и т.д.

3) функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4) функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка — одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия — правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

5) функция охраны природы и окружающей среды (экологическая функция) — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

6) функция по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны.

7) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции

1) функция торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля.

2) Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции

3) Функция обороны страны. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п..

4) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества России со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем — борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Введение

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е века.

Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом.

Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания».

Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности.

Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Определение и признаки тоталитарного режима

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности.

Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” — весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью.

Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма.

Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.).

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить.

Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом.

Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.

Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е.

должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов.

Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению.

Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

Тоталитаризм как политический режим: понятие, признаки, условия возникновения

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в.

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии.

В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Тоталитаризм государственный строй и способ производства, характеризующийся абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1)Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти, подчи-нению «единственно верной» теории с помощью планирования всех экономических и социальных процессов;

2) Идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

3) Нетерпимость ко всякому инакомыслию;

4) Общество практически полностью отчуждено от полити-ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

5) Абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая регла-ментация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако-ном»;

6) Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации (введение жесткой цензуры), культурой, религией и т.д.

вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

7) подавление человеческой индивидуальности, доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

8) Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици-онно настроенных сил;

9) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

10)Государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «орео-лом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

11) упразднение местного самоуправления;

12) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами — итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи.

Установление фашизма в Италии явилось реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии.

[Править] Признаки тоталитарного общества

Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии , установившийся в 1933 г. Его возникновение было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности немцев после поражения Германии в первой мировой войне.

Возрождение былого могущества.

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.

Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе.

Он опирался (а в ряде стран и до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, общественную собственность, коллективную цель общества в виде идеала построения коммунистического будущего, сильную государственную власть.

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие:

  • резкая ломка устоявшихся струк-тур, маргинализация различных социальных групп;
  • разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества;
  • появление современных СМИ;
  • деформация политического сознания;
  • отсутствие демократических тра-диций, предрасположенность мас-сового общественного сознания к насильственным способам реше-ния вопросов;
  • накопление государственного опыта решения социальных про-блем путем мобилизации много-миллионных масс населения;
  • наличие возможностей для соз-дания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Признаки тоталитарного общества

1234Следующая ⇒

В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества

Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества

Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования.

Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения

Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»)

Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод

Централизованное планирование экономики

Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным.

В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

auctoritas — власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.

Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал, Марокко, Саудовская Аравия и другие).

Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).

Маркосе в 1972 - 1985 гг.).

Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Танзания и другие). Эта разновидность авторитаризма к настоящему времени практически исчезла.

Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

отсутствует единая идеология;

права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политиче ская власть сконцентрирована в руках духовных лиц

Вопрос №17. Расскажите об историческом прошлом и настоящем авторитарных режимов.

Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–авторитарный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический.

Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками

Вопрос №18. Охарактеризуйте демократию как политический режим.

Демокра́тия (греч. δημοκρατία - «равный народу») - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).

Тоталитаризм

Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

Современное понятие демократии включает следующие гражданские права и свободы:

свободу слова при наличии ответственности за использование данного права;

свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов;

отделение религии от государства и школы;

свободу выбора языка межличностного общения;

независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение);

деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления;

гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами;

право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления;

свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений;

свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций;

свободу союзов, организаций и политических партий, не запрещённых законом;

право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии;

гарантии личной неприкосновенности граждан;

право человека на жизнь, личную свободу и безопасность;

право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности;

независимость и беспристрастность суда;

право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности;

строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами;

ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления;

сильное местное самоуправление;

развитое гражданское общество;

развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования;

всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ;

государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов - это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах.

Вопрос №19. Расскажите о государстве как политическом институте и назовите его основные признаки.

Центральным институтом политической системы является государство.

В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

1234Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве

1. Понятия и признаки тоталитарного государства

Тоталитаризм — одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями и в отношении оппозиции и инакомыслящих…

Общественное мнение

2.1 Формирование общественного мнения в условиях тоталитарного и авторитарного режима

Можно согласиться с Муссолини, что тоталитаризм зародился в начале XX века.

Главная его особенность: правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, семейной…

Политико-правовые системы в истории, их становление, развитие и функционирование

2.3 Отличительные признаки тоталитарного режима

Тоталитаризм имеет определённые отличительные принципы, базируется на своих собственных идеях, кардинально противоположных либерализму.

Концепция тоталитаризма начала активно разрабатываться учёными уже с 20-х — 30-х годов прошлого века…

Политические режимы

2. Основные признаки политического режима, как способа общественной власти

Политический режим определяется многими параметрами…

Политический режим

3. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима

Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин «тоталитаризм» немецкий философ и политолог К.

Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства…

Политический режим

2.1 Специфика тоталитарного политического режима

При тоталитарном режиме6 Само понятие «тоталитарное государство» широко применяется уже в 20 — 30-е годы ХХ века сначала итальянскими, а затем и немецкими юристами, причем в положительном смысле…

Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси

1.1 Характерные признаки тоталитарного политического режима

В первую очередь, выясним, что представляет собой тоталитарный режим в современной политологической литературе.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. Totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в начале ХХ века. В 1925 г…

Сущность политических режимов

2. Признаки политического режима

Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует…

Теория тоталитарного режима по Карлу Мангейму

1.2 Основные теории тоталитарного режима: К.

Поппер, Х. Арендт, Дж. Талмон, К. Фридрих, Х. Линц

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало…

1.2 Особенности тоталитарного режима правления

Американские политологи Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» сформулировали следующие основные признаки тоталитарного режима: Официальная идеология представляет собой комплекс идей…

Тоталитаризм и его проявление в СССР в эпоху правления Сталина

1.3 Зарождение тоталитарного режима в СССР

Основы тоталитарного режима в СССР были заложены еще в начале 20-х гг.

ХХ века…

1.3 Признаки тоталитарного государства

Первый признак — абсолютная концентрация власти, реализуемая через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень…

Тоталитарная система, ее сущность и проявления

2.2 Формы тоталитарного режима

Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Последний часто называют разновидностью фашизма…

Тоталитарный режим

4. Характер институтов конституционного права тоталитарного режима

С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами: 1) политические права и свободы граждан…

Фашизм как форма тоталитаризма

2. Особенности фашизма как тоталитарного общества

тоталитаризм фашизм национал социализм Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией…