Зачем нужен корпоративный психолог? Взаимоотношения в коллективе или корпоративная психология Корпоративным психологом в коммерческих организациях.

Корпоративный психолог – это специалист, который может выполнять в компании очень разные функции. Попробуем разобраться, зачем нужен корпоративный психолог в организации.

Если говорить обобщенно, работа корпоративного психолога бизнес организации заключается в деятельности в двух основных направлениях — оценка сотрудников и их консультирование.

Оценка

Как мы , корпоративный психолог оценивает профессиональные и личностные качества сотрудников на этапе подбора. Корпоративный психолог может оценить насколько человек конфликтен и устойчив к стрессу, способен ли он соблюдать социальные правила и нормы, может ли быть лояльным и благонадежным и др.

Хотелось бы подчеркнуть, что только человек со знаниями в области психодиагностики может объективно оценить результаты тестовых методик. Хороший корпоративный психолог использует специальные методики проведения интервью и анализа , в отличие от специалиста отдела персонала без психологического образования, который часто делает это интуитивно.

Корпоративный психолог принимает участие в проектах оценки уже работающего персонала, проводит анкетирование мнения сотрудников по отношению к различным аспектам трудовой деятельности, оценивает удовлетворенность и лояльность коллектива, . Хороший корпоративный психолог обладает навыками массовых исследований мнения сотрудников, умеет правильно статистически обработать полученные данные, интерпретировать их и сформулировать четкие рекомендации по улучшению ситуации в компании.

Консультирование

Одной из главных задач корпоративного психолога является консультирование управленцев компании по ситуации в коллективе — удовлетворённость сотрудников, мотивационный уровень, конфликты, уровень стресса и др. На основании объективно полученной от сотрудников информации, корпоративный психолог формулирует четкие и аргументированные рекомендации по улучшению ситуации. Он указывает, коллектива должны быть удовлетворены в первую очередь, чтобы повысить уровень .

По сути, корпоративный психолог это посредник при согласовании потребностей сотрудников и организации, он является независимым экспертом и не имеет права занимать чью-либо позицию, чтобы оставаться объективным. Корпоративный психолог лишь консультирует как наиболее эффективно и экономично стимулировать коллектив к трудовой деятельности.

Отдельное направление работы корпоративного психолога – это индивидуальное консультирование сотрудников по их психологическим проблемам. При этом психолог должен иметь базовые знания и навыки в области психологического консультирования и психотерапии.

Предпочтительно, если консультирующий корпоративный психолог не занимается в компании оценкой персонала и не занимает руководящую должность, что может снижать степень доверия к специалисту. При консультативной работе корпоративного психолога стоит четко обозначить правила анонимности этой работы, а иначе за помощью к специалисту мало кто будет обращаться из-за страха, что полученная информация будет передаваться руководству.

По моему опыту, проблемы, с которыми чаще всего обращаются за консультациями сотрудники – это конфликты с руководством и коллегами, проблемы отношений с близкими людьми и кризис самореализации. Конечно, организация – это не бесплатный психотерапевтический центр, но помощь в решении психологических проблем может помочь улучшить душевное благополучие сотрудников и опосредованно сказаться на их продуктивности. Консультации корпоративного психолога — это управление стрессом “”.

Отдельным направлением работы корпоративного психолога может быть участие в групповых тренингах по , разрешении конфликтов и эффективной коммуникации.

Как правило, корпоративный психолог работает в структуре отдела персонала или как отдельный специалист, который отчитывается непосредственно руководителю компании. В отдельных случаях, если корпоративный психолог занимается вопросами благонадежности персонала, он может быть прикреплен к службе безопасности компании.

Константин Блохин,

Ты не из нашей песочницы

В этой статье пойдёт речь об одной из отвратительных черт современного общества, которая проявляется на всех его уровнях от верха до низа. Рассмотрим различные аспекты данной проблемы поэтапно.

1. Что такое корпорация и что такое корпоративная психология? Под влиянием чего, для чего и на основе каких принципов люди могут объединяться в группы? Если обобщать возможные ответы на данный вопрос, то, как показано в данной статье, мы получим ровно 4 фактора, соответствующие 4м этапам развития ценностной системы человечества на пути его продвижения к вершинам цивилизации. Например, одним из вариантом объединяющего фактора может быть сила. Люди объединяются в группировки для того, чтобы быть сильнее, для того, чтобы получить защиту от угрозы извне, и строят внутри группировки отношения на принципе верховенства силы - т. е. никакие хлюпики не будут в группировке уважаемыми личностями, добиться чего-то сможет только тот, кто будет вести себя решительно, бескомпромиссно, и при необходимости жёстко. Мы с вами можем наблюдать такую модель, основанную на главенстве силы, в какой-нибудь уличной группировке или военной структуре. Однако всё же главным, имеющим решающее влияние фактором, который правит бал при взаимодействии людей в современном обществе, является принцип выгоды. Точно так же, как и в случае уличной группировки, люди, ищущие выгоду, могут объединиться в группировку, которая поможет им, действуя совместно, получить для себя больше выгоды, отхватить больший кусок сравнительно с другими членами общества, действующими поодиночке, противостоять попыткам других группировок получить для себя больше выгод за их счёт. Вот такую группировку, независимо от её численности, способов и характера получаемых выгод, декларируемых целей и т. п., будем называть корпорацией. Корпоративная психология, соответственно - особый стиль поведения и мышления людей, состоящих в корпорации и подчиняющих свой образ мышления и действий (зачастую подчиняющих подсознательно) корпоративным интересам, корпоративной позиции.

2. 2000 лет назад Иисус Христос провозгласил учение, которое призывало людей строить отношения друг с другом не на насилии, а на любви. Но что такое любовь? Любовь - это эмоционально положительное отношение к человеку, связанное с оказанием ему помощи и различного рода услуг, связанное со стремлением сделать ему что-то приятное и т. п., при снисходительном отношении к его недостаткам. Когда любовь играет конструктивную роль во взаимоотношениях между людьми? Только тогда, когда она является искренней. Однако искренность - это то, о чём люди, провозгласившие любовь высшей ценностью, быстро забыли. В исходных постулатах христианства любовь, стремление иметь это состояние в себе должно было способствовать внутреннему совершенствованию человека - если он встречал кого-то, кто вызывал его отторжение, если проявлялись негативные эмоциональные импульсы вместо любви, это означало, что человек недостаточно совершенен, что ему нужно работать над собой дальше. Вместо этого люди быстро сошли с этого пути и стали на путь формального проявления любви друг к другу, при котором человек своё снисходительное отношение к недостаткам других менял на снисходительное отношение других к своим недостаткам, а также ожидал оказания для себя каких-то услуг взамен на то, что сам оказывал какие-то услуги другим. Подобная практика настолько глубоко вьелась в мировоззрение современного общества, что подавляющему большинству не приходит в голову сомневаться в её адекватности и считать, что это не является чем-то естественным. Таким образом, нормой в сегодняшнем обществе стало не какое-то искреннее проявление чувств, добрых намерений и т. п., всё это в наше время практически никому не нужно, а вступление в формальные отношения, с заранее ставящейся целью получения определённой выгоды, которая гарантируется неким молчаливым соглашением их участников.

3 . Рассмотрим теперь собственно особенности корпоративной психологии более подробно.
1) Мнение и позиция участника корпорации зависят от мнения и позиции остальных участников. Связь эта, однако, заключается не в том, что группа создаётся на основе каких-то общих убеждений и представлений, не в том, что при общении друг с другом участники корпорации сближают свои мнения по тем или иным вопросам и свой взгляд на вещи, она заключается в том, что участники корпорации стараются всегда поддержать друг друга, независимо от сути рассматриваемого вопроса. Часто участник корпорации может делать это автоматически, подсознательно подстраивая "своё" мнение под нужный вариант, но даже если этот участник прекрасно понимает, что то, что он скажет для выгораживания "своих" - это явное попирание истины, он всё равно это скажет, ибо уверен, что защищать их надо любым путём.
2) По отношению к "своим" и "чужим" применяются двойные стандарты. Участник корпорации всегда оценивает те или иные качества, поступки, высказывания и т. п. "своих" и "чужих" по-разному, с разных сторон, с применением разных критериев, особенно, если это касается какой-нибудь конфликтной ситуации. Потрясающие примеры подобного наложения двойных стандартов, которые я никогда не смогу постигнуть, даёт западная цивилизация. После прихода к власти Гитлера в Германии нацисты провозгласили, что каждый немец должен быть патриотом, образцовым семьянином, всемерно заботиться о процветании страны и своих сограждан и т. п., одновременно объявив всех славян недочеловеками, убийство которых без всякой жалости будет для них благом. На этом фоне сегодняшняя позиция США и высказывания американских политиков выглядят просто невинными оговорками.
3) Отношение участников корпорации к человеку, не входящему в корпорацию, обычно бывает двух видов. Если они надеются привлечь его в вступлению с ними в корпоративные отношения и получить от этого какие-то выгоды, они стремятся отрекламировать себя, заинтересовать потенциального участника, завоевать его расположение, часто используя лесть и т. п., если же убеждаются, что он им не подходит, организуют его дискриминацию и травлю, не испытывая при этом часто ни малейшего смущения. Показательной иллюстрацией подобного поведения участников корпорации является снятый ещё в советское время фильм "Чучело".
4) Находясь внутри корпорации, каждый по отдельности способен на более наглое, вызывающее, абсурдное и т. п. поведение, поскольку ощущает как бы "прикрытость" со стороны корпорации. Часто это ощущение "прикрытости" вызывает в людях наиболее низменные и порочные инстинкты, раскпрепощает и даёт волю действию всяких комплексов, которые человек пытается компенсировать "от противного", т. е. трусливый становится агрессивным и т. п. Примером подобного поведения являются действия типичной хулиганской группировки или, к примеру, даже охраны Путина (см. http://revolutija.narod.ru/fkt/spnsst.htm). Впрочем, если участник корпорации заходит слишком далеко, остальные просто игнорируют это и делают вид, что они ни при чём, не защищая его, но и не порицая.
5) У корпоративной группировки нет своей идеологии, чётких моральных и ценностных ориентиров, нет (внутри неё) признанного лидера и т. п., но обязательно есть какие-то формальные критерии, авторитеты или фетиши, на которые участники ориентируются, чтобы ощущать некое единение. Кроме того, с помощью апелляции к данным авторитетам участник корпорации стремится обосновать своё мнение и повысить свой статус. Это может быть футбол и атрибутика любимой команды, золотые цепи и малиновые пиджаки, книжки Кастанеды и Блаватской или теория Маркса, но в любом случае, даже если в качестве таких вещей выступают некие идеи и учения известных личностей, бессмысленно с участником корпорации начинать глубокий разговор на данную тему и ожидать действительного следования духу данных учений, для него имеет смысл лишь формальное упоминание и выражение приверженности данным вещам, на уровне догматичных оценок, а не смысла.
6) При догматичности и фанатичности при отстаивании корпоративной позиции для участников корпорации всегда характерна некая странная "скромность", связанная с желанием не брать на себя лично ответственность за высказываемые тезисы и совершаемые поступки, невольное стремление всегда разделить ответственность за ту позицию, которую он занимает, на всех (а в конечном счёте она оказывается не возложенной ни на кого). Если какую-нибудь корпоративную группировку прижать, вскрыв неприглядные факты её деятельности, то окажется, что крайних нет, каждый как бы тут ни при чём, а делал только потому, что делали "все".

4 . Где существуют корпорации и где человеку навязывается корпоративная психология? Практически везде. Ей учатся, начиная со школы и даже с детского сада. Практически в каждом человеке сидит подозрение, что, наверно, нехорошо сообщить о неприглядном поступке коллег начальству. Что будет правильно не "отделяться от коллектива" и принимать участие в каком-то общем мероприятии, даже если оно кажется тебе глупым. Что указать кому-то на то, что он не следует сложившемуся здесь без него общему мнению, является хорошим аргументом. В результате всё общество оказывается разделёнными на корпоративные группировки, действующие друг против друга. Студенты коллективными усилиями стремтся надуть преподавателей. Чиновники объединяются и действуют в сговоре, чтобы сообща "пилить" бюджетные деньги. Сотрудники милиции категорически не замечают фактов превышения полномочий друг друга. Наконец каждый при этом предпочитает не лезть не в своё дело и применять для себя лично корпоративные нормы (например, дать взятку кому-то для быстрого решения проблемы), громко сокрушаясь при этом и выражая сожаление, что в стране так много коррупции и что никто не хочет соблюдать те самые общедекларируемые моральные принципы и следовать закону. Характерная для корпоративной психологии аморфность убеждений и ценностей и коллективная безответственность в целом разъедают общество и уничтожают страну.
Но каким образом действовать? Во-первых, нужно осознать, что лежащие в основе корпоративной психологии стереотипы, выглядящие как некое "одолжение" другим, означают ложное одолжение, не нужное ни вам самим, ни данному человеку, ни всему обществу в целом. Значительно более правильным будет не потакание слабостям, своим и друг друга, а следование правильным принципам, как и требование от других следования этим принципам. Только подобная практика способна создать нормальную и здоровую атмосферу как в отдельном микроколлективе, так и в обществе в целом, когда люди будут относиться друг к другу с истинным уважением и истинным стремлением помогать и содействовать в трудностях, вместо доминирующего в наши дни презренного торгашеского расчёта, ожидания в сомнениях ответных подачек в обмен на твои подачки.

5 . К сожалению, корпоративная психология настолько глубоко внедрена в созанние людей, что люди, начинающие с неких благих намерений, собирающиеся реализовать некие прогрессивные планы и т. п., выбирают превращение группы, созданной для их осуществления, в корпорацию. У них возникает иллюзия, что значительно более лёгким и простым путём достижения желаемого, чем переубеждение противников, подтверждение своей правоты на практике, доработка и развитие своей теории в той части, где она слаба в столкновении с действительностью и плохо выдерживает критику, является простое замалчивание этой критики, затыкание рта оппонентам, подбор сторонников по принципу "ты (формально) согласен с нами или нет?", а не по принципу истинных мотивов, качеств, способностей этого человека. Однако подобный путь всегда и неизбежно ведёт в тупик. Прекрасным примером такого пути в тупик и превращения изначально стремящейся к реализации неких благих намерений и идей группы лиц в корпорацию и неизбежно последовавшего затем останова в развитии, выхолащивания сути этих идей и полного поворота от первоначально декларированных целей к обслуживанию исключительно внутренних и корыстных потребностей этой группы, является эволюция коммунистической партии на протяжении истории СССР. Будучи изначально революционной партией, в которой было достаточно много активных, самостоятельно мыслящих и неординарных личностей, к концу 80-х эта партия окончательно превратилась в партию карьеристов, приспособленцев, бюрократов, искавших в ней "тёплое" местечко, для которых повторение лозунгов о движении к коммунизму и т. п. превратилось лишь в некий формальный ритуал, осуществляемый в силу традиции, но не имевшей ни малейшей опоры в виде истинных намерений.

6 . В качестве последнего дополнения хотелось бы отметить процветание корпоративной психологии не только в реале, но и в виртуальном пространстве, в частности, на многочисленных форумах Рунета. Причём здесь, где объединение в виртуальные корпорации даёт лишь чисто психологические, но никаких реальных и прагматических выгод, эта корпоративная психология и стереотипы корпоративного мышления проявляются в своём чистом виде, и степень её забитости в мозги людей видна особенно отчётливо. Подавляющее большинство форумов, как тех, где общаются типичные обыватели, так и тех, на которых собираются люди, декпарирующие идеи гуманизма, духовности, самосовершенствования и борбы за возрождение России, превращаются в узкорпоративные тусовки, куда путь для людей, имеющих альтернативные взгляды или просто надеющихся на свободное изложение своей позиции и адекватную её оценку, заказан. Контингент постоянных посетителей, как правило, в сотрудничестве с администрацией, обгавкивает и изгоняет с форума всех, кто решил, пусть даже невольно, "выделиться" и, тем более, высказать критику в адрес этих старых участников. Великолепный образец проявления корпоративной психологии я видел во время событий т. н. "оранжевой революции" на Украине на одном из оранжевых "форумов". Высказывание модератора в одной из тем меня просто убило. Он написал примерно следующее: "Кстати... вот теперь я понял, за что я забанил тех-то и тех-то (сторонников Януковича)". Впрочем принцип "сначала санкции - потом подбор аругментов" и без подобного озвучивания его открытым текстом является весьма распространённым на значительной части форумов. Увы, практически невозможно донести до сознания людей, пропагандирующих, например, какую-нибудь идею, что "защищая" себя и свою идею от критики с помощью подобных методов, они не достигают её защиты, а напротив, достигают её и своей дискредитации, выстраивая барьер, отгораживающий их от всех остальных.

Даты начала обучения

Даты не определены.

Менеджер по оценке персонала: переподготовка

Специалист по корпоративному управлению

Работа корпоративного психолога может приносить компании впечатляющие результаты. Корпоративный психолог, как правило, входит в состав HR-департамента, и в круг его задач сводится к трем основным направлениям: организация взаимодействие в коллективе, решение конфликтных ситуаций и участие в ключевых процедурах HR цикла.

Основная цель программы – подготовка квалифицированных корпоративных психологов, повышение профессионализма и формирование практических навыков психологической работы с персоналом по всем направлениям деятельности корпоративного психолога.

На занятия по курсу возьмите с собой: флеш-карты и диктофоны для аудиозаписи занятий, фотоаппараты для фотолетописи Вашего обучения.

Этот семинар для Вас, если Вы

  • практикующий психолог, стремящийся обогатить свой профессионализм в сфере позиционирования, продвижения и реализации своих психологических услуг в сфере организационно-управленческого консалтинга
  • опытный корпоративный психолог, стремящийся повысить свою квалификацию, получить новые знания и навыки в проведении психологической работы в развивающейся компании в современных условиях
  • начинающий корпоративный психолог и желаете получить реальные навыки ведения организационно-управленческого психологического консалтинга
  • не имеете опыта консультирования по проблемам управленческой и организационной психологии, но намерены заняться консультационной практикой

В результате обучения Вы

  • узнаете возможности применения практической психологии при разрешении различных бизнес-задач компании
  • освоите методы психологического сопровождения основных кадровых процедур: подбор, адаптация, мотивация, оценка и аттестация персонала, а также методы изменение трудовых установок персонала и организационного поведения сотрудников, бесконфликтное увольнение и др.
  • получите навыки психологической работы с различными категориями контрагентов, навыки создания благоприятного психологического климата, методы управления лидерством, принятия решений и разрешения конфликтов в организации
  • научитесь применять на практике методы, техники и технологии организационно-управленческого психологического консультирования

Каждому участнику выдается сертификат.

Программа курса

День 1

Корпоративный психолог: навыки и компетенции, статус, механизмы влияния

  • Задачи, области применения,возможности и методы практической психологии в развитии организационного менеджмента компании
  • Функции корпоративного психолога. Проблема распределения ответственности и основных функций
  • Базовые компетенции корпоративного психолога: методологическая, диагностическая, проектная, коммуникативная, организаторская, личностно-профессиональная
  • Поведенческие роли корпоративного психолога.Ролевое кольцо (Ю.М. Жуков). Ключевые роли психолога в организации: диагност, эксперт, коуч, консультант, модератор, фасилитатор, медиатор
  • Стратегии практической работы психолога в организации (О. В. Соловьева)
  • Методы работы психолога в организации. Проблемная диагностика организаций. Методы социально-психологической диагностики. Методы исследования корпоративного имиджа (образа организации). Качественные методы в решении практических социально-психологических задач: фокус-группы, глубинные интервью, расширенные креативные группы. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения: тренинги, деловые игры, работа с кейсами, групповые дискуссии
  • Этика корпоративного психолога
  • Условия успешной деятельности корпоративного психолога
  • Пути повышения профессионализма корпоративного психолога
  • Маркетинг психологических услуг

Практикум: Workshop по условиям применения методов практической психологии в организационном развитии компании.

Психологические детерминанты взаимодействия человека и организации

  • Организация и ее основные признаки. Цели организации: базисные принципы, стратегические задачи, краткосрочные планы
  • Организационная структура (линейная, функциональная, продуктовая, матричная). Организационная культура. Параметры, характеризующие организационную культуру (Ф. Харрис). Типология организационной культуры. Диагностика и коррекция организационнойкультуры компании
  • Взаимодействие с внешней и внутренней средой. Использование ресурсов (человеческих, натуральных, материальных). Трудовой потенциал организации. Человек как объект и субъект управления. Методы развития организационных отношений
  • Характеристики рабочего места. Зоны ответственности, компетенции и влияния. Ожидания и представления человека о своем месте в организационном окружении
  • Модель взаимодействия человека и организационного окружения: подбор под задачу или под индивидуальность. Избирательное отношение работника к организационным задачам
  • Возникновение «латентной» структуры организации как компромисс между организационными и индивидуальными целями (В.К. Тарасов, Ю.В. Синягин). Факторы, влияющие на положение работника в реальной структуре организации
  • Признаки эффективной организации.Сбалансированная система показателей эффективности организации

Практикум: Видеотренинг «Проведение психологом оценочного интервью с кандидатом на вакантную должность».

День 2

Психологические основы управления человеческими ресурсами организации

  • Развитие функции управления человеческими ресурсами. Теория «ленивого человека» (Ф. У. Тейлор, Г. Эмерсон). Теории «человеческих отношений» (Э. Мейо, Д. Мак-Грегор, Ф. Херцберг). Патерналистская модель организации. Японская школа организационной психологии. Практика работы по управлению персоналом компании IВМ
  • Особенности развития бизнеса в России. Зависимость изменения функции управления человеческими ресурсами от стадии развития организации
  • Пути оптимизации: совершенствование систем кадрового обеспечения организации, развития трудового потенциала, мотивации, карьерного продвижения, формирования кадрового ядра организации
  • Организационно-управленческие и психологические проблемы, возникающие на различных стадиях развития компании. Оптимизация структуры, функций, методов управления персоналом в системе управления организацией
  • Методы повышения личной эффективности персонала компании. Оценка собственных ограничений. Пути преодоления ограничений в работе. Планирование карьеры и делового успеха. Технология самоорганизации. Техника личной работы. Мотивация творческой работоспособности и деловой активности. Управление временем. Стимулирование делового честолюбия. Технология личного обаяния
  • Стресс на рабочем месте. Антистрессовая помощь. Психологическая разгрузка персонала
  • Работа психолога по раскрытию творческих и интеллектуальных ресурсов руководителей и специалистов, поддержанию высокой работоспособности персонала компании

Практикум: Workshop «Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителя компании».

Групповое поведение и групповая динамика как объекты психологической работы

  • Виды групп. Динамика группы: групповые процессы, групповые состояния
  • Групповые эффекты: социальной фасилитации (Н. Триплет, Н. Катрелл, Р. Зайенс, Д. Майерс), принадлежности к группе (Г. Тежфел, Дж. Тернер, С. Московичи), социальной лени (М. Рингельман, Д. Майерс, Б. Латайне), эффект «синергии» (М. В. Ланге), «группо-мыслия» (И. Джанис), конформизма (С. Аш, Ст. Милграм)
  • Структура группы и лидерство. Методы повышения групповой сплоченности, сработанности и групповой синергии (продуктивности). Психологический климат и его показатели. Значение групповой работы в организационном развитии. Классификация методов групповой работы
  • Роль команд в современных организациях. Файро-теория У. Щутца. Этапы развития команды. Анализ командных ролей. Эффективность команд
  • Технология формирования высокоэффективной бизнес-команды

Практикум: Видеотренинг «Развитие навыков командообразования: повышение взаимной ответственности; взаимодополняемости, взаимной зависимости, координации и взаимодействия персонала в решении производственных задач».

День 3

Технология разрешения организационно-управленческих конфликтов

  • Понятие, основные стадии, механизм и типология конфликтов. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов
  • Конфликтологический анализ. Диагностирование, прогнозирование и предупреждение конфликта
  • Стиль, методы и типология конфликтного поведения. Конфликтологическая типология сотрудников
  • Базовые стратегии управления конфликтами. Рациональное поведение и эффективная коммуникация в конфликте
  • Роль и место психолога в разрешении организационно-управленческих конфликтов. Модели медиации (посредничество) в разрешении организационно-управленческих конфликтов

Практикум: Workshop «Эффективное управление конфликтами в организации».

Психологическое сопровождение управленческих процессов в компании

  • Организационное лидерство в компании. Роли лидеров в организации. Стили лидерства. Интеграция лидеров. Формирование лидерства. Психологическая работа с формальными и неформальными лидерами. Устранение деструктивного лидерства. Психологическое сопровождение процесса управления лидерством в компании
  • Сущность и содержание управленческого решения. Требования к качеству управленческих решений. Социально-психологические основы разработки управленческих решений. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений. Технология и организация процесса принятия решений. Оценка эффективности управленческих решений. Поиск супероптимальных управленческих решений. Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности. Психологическое сопровождение процесса разработки, принятия, согласования и реализации управленческого решения
  • Методы эффективной коммуникации. Практика коммуникации. Коммуникативные технологии в работе с персоналом. Коммуникационный менеджмент в системе организационного управления. Public Relations и управленческая имиджеология в управлении персоналом компании. Психологическое сопровождение коммуникационных процессов в организации

Практикум: Видеотренинг «Аттрактивный имидж в системе конкурентных преимуществ корпоративного психолога - инструмент влияния и гарантия профессионального успеха».

Преподаватели

Наумова Светлана Викторовна

Психолог, практик и мастер НЛП, консультант по управлению

Профессиональный опыт

  • 2005 - н.в. — консалтинговая компании «BusinessArt», учредитель
  • 2004 - н.в. — независимый тренер-консультант
  • 2002 - 2004 — Агентство кадрового менеджмента и рекрутинга (АКМР), партнер, тренер-консультант
  • 1996 - 2002 — «Виктория-1», «Мегапром-СТ», «ИНКОМ-недвижимость», тренинг-менеджер

Профессиональные компетенции

  • Организация бизнес-театров
  • Дистанционный менеджмент
  • Талант-менеджмент
  • Разработка модели корпоративной культуры, стандартов
  • Развитие аттракт-функции организации
  • Разработка стратегии, оптимизация деятельности предприятия
  • Реструктуризация бизнес-процессов
  • Управление нематериальными активами
  • Курсы «Социальная психология», «Общая психология» (МГУКИ)
  • Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, вебинаров

Публикации

Статьи и интервью в профессиональных журналах «Директор Инфо», «Справочник секретаря и офис-менеджера» (ведущий рубрики «Школа управления для офис-менеджера), «Элитный персонал», 1 канал интернет-вещания и др.

Клиенты

Апостроф, АН «Миэль», АН «ИНКОМ», Вентрейд, Корпорация ДЭК-Москва, ГК «Крокус - Трейд», ЗАО «Органон», РИА «РосБизнесКонсалтинг», Русская Игра, ГК «СИВМА», СИТЕС-Кондиционер, «Совинтел», Тика, ГК «Спортмастер», Марко Треви, Актрон Телеком, Форлэнд, Райффайзенбанк Австрия, Штрабаг, Фрейм, Прагматик, Кодеген, ALGS group, Сатори, R-Style, Дзинтарс, Воскресенскцемент, Гудвин, Кар Вит, Лазурит, Лукойл, Мёбель, Подшипник Контракт, Терапия, TVIN BTL, Эстет, Тат-нефть, Витрина А, агентство недвижимости «Московский ипотечный центр», Бизнес Медиа Коммуникации, агентство недвижимости «Penny Lane Realty», Овентал, Леди коллекшн, Park Place, АН «Московский ипотечный центр», АН «Пересвет»

Образование

  • Высшая школа гуманитарной психотерапии, практическая психология
  • Институт Тренинга (Санкт-Петербург), методическая подготовка тренеров.
  • 2009 — Школа консультантов по управлению под рук. А.И. Пригожина при Академии народного хозяйства
  • 2004 — методическая мастерская Dr. Karen Rishter
  • Программа Практик и Мастер НЛП

Футин Вячеслав Николаевич

Профессор, доктор психологических наук, психолог, советник по работе с персоналом федерального и регионального управления

Профессиональный опыт

Управленческая, организационно-кадровая, консалтинговая и педагогическая (преподавательская и тренинговая) работа в государственных и коммерческих организациях

Профессиональные компетенции

  • Владеет современными административно-организационными технологиями стратегического менеджмента, развития корпоративной политики, философии, этики, культуры; оптимизации структуры, функций, методов управления персоналом в системе управления организацией; совершенствования систем кадрового обеспечения организации; развития ее трудового потенциала; индивидуальной и групповой мотивации; внутрифирменного карьерного продвижения; формирования кадрового ядра организации
  • Проводит диагностику эффективности управленческой концепции руководителей, практики принятия управленческих решений и их реализации в управленческой деятельности, стилей руководства; изучение ресурсных возможностей руководителей и пути повышения их управленческой компетентности
  • Осуществляет разработку перспективных направлений развития организации; анализ основных проблем и способов формирования сильной организационной культуры; оценку эффективности организационного поведения персонала и поиск путей повышения его продуктивности
  • Консультирует по организационно-кадровым, имиджевым и психологическим вопросам повышения конкурентоспособности фирмы; по проблемам управления процессами организационных изменений
  • Организует и проводит PR-мероприятия по созданию и корректировке корпоративного имиджа, развитию фирменного стиля

Преподавательская деятельность

  • 2006 - н.в. — Российская академия путей сообщения, профессор кафедры управления персоналом
  • 2005 - н.в. — ГОУ Педагогическая академия, профессор
  • 2005 - 2006 — Институт индустрии моды, декан факультета «Связи с общественностью»
  • 2004 - 2005 — Международный университет бизнеса и управления, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента

Публикации и достижения

  • Вице-президент Академии имиджелогии с 2005 года
  • Постоянный ведущий и участник научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, посвященных становлению, развитию, преподаванию и практическому внедрению человековедческих технологий
  • Опубликовал 77 научных работ, среди которых 2 индивидуальные монографии, 5 учебно-методических пособий

Даты и места проведения

Даты начала обучения не определены.

В современном мире бизнеса технологии все чаще перестают быть конкурентным преимуществом, и основным ресурсом копаний становятся люди. Работодатели все чаще обращаются к специалистам, способным повысить эффективность труда в организации, возлагая на них большие надежды. К таким специалистам относятся и корпоративные психологи.

С вопросом о том, что такое корпоративная психология, и какую роль она играет в нашей современной бизнес-среде, мы обратились к практикующему психологу и коучу Карине Мавляновой.

Карина, прежде чем говорить о корпоративной психологии и её актуальности для современных компаний в Узбекистане, давайте дадим ей определение и обозначим её основные функции.
Корпоративная психология - это инструмент для оптимизации механизмов управления людьми внутри организации.
Основные задачи корпоративного психолога включают в себя:
- отбор кандидатов на вакансии и определение потенциала сотрудника для дальнейшего карьерного роста и продвижения,
- повышение профессиональных навыков сотрудников (проведение тренингов, семинаров, консультаций и т.д.),
- создание благоприятного микроклимата в коллективе.

Какими качествами должен обладать корпоративный психолог?
Психолог должен обладать отличной теоретической подготовкой и в то же время быть хорошим практиком. Иметь общие практические навыки в психодиагностике, знать методики изучения и оценки психологических особенностей трудовой деятельности. Не будут лишними и общие знания по экономике, управлению, трудовому законодательству. Кроме того, корпоративному психологу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, повышать квалификацию. Что касается личностных качеств, то это наличие высокой трудоспособности, коммуникабельности и харизмы.

Корпоративная психология неразрывно связана с другим очень актуальным и модным сегодня понятием - корпоративной культурой. Расскажите немного об этом.
Психолог, особенно штатный, принимает непосредственное участие в формировании корпоративной культуры. И здесь основная задача - из многих «я» сформировать «мы».
Корпоративная культура — это эмоциональная среда внутри организации и связующее звено в отношениях между ее сотрудниками. Это тот безусловный стержень, через который реализуется корпоративная стратегия фирмы. И именно через корпоративную культуру, в конечном итоге, фирма являет себя окружающему миру и взаимодействует с ним.
В целом правильно выстроенная корпоративная культура позволит преодолеть нестабильность и непонимание в трудовом коллективе, повысить производительность труда и мотивацию членов данного коллектива.

В каких случаях компании необходимы услуги корпоративного психолога?

Вообще, чем больше численность сотрудников организации, тем сложнее ей управлять и тем больше вероятность возникновения конфликтов и нездоровой обстановки.
Как правило, нездоровая обстановка основана на внешних или внутренних конфликтах конкретной личности (или группы личностей) и социума. А в основе любого конфликта и непонимания всегда лежат страхи, неуверенность, тревожность.
Поэтому если появились тревожные звоночки, не нужно их игнорировать. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы обрести гармонию и баланс внутри организации. И корпоративный психолог может оказаться здесь очень кстати. Ведь ни для кого не секрет, что только в состоянии психологического и физического здоровья и спокойствия человек способен к эффективному труду и самореализации.
При этом важно не только обучить человека различным техникам, «накачать» его теоретический базой и научить различать психотипы современных менеджеров. Важно также помочь сотруднику выявить его недостатки, превратив их в его резервы, правильно ставить цели и идти к ним, справляться со стрессовыми ситуациями и чувством тревоги.
Есть одно очень четкое и правдивое утверждение: относитесь к своим сотрудникам так, как вы хотите, чтобы они относились к вашим клиентам. То есть, построение успешных отношений внутри организации напрямую связано с её успехом во внешнем мире и в бизнесе.
Штатный психолог, или независимый консультант? Кому стоит отдать предпочтение?
«Плюсы» и «минусы» имеются в позиции как корпоративных, так и независимых психологов.
«Плюсы» корпоративного психолога заключаются в том, что в отличие от внешнего психолога, корпоративный наблюдает особенности взаимоотношений сотрудников ежедневно, знаком с историй конфликтов, ориентируется в ситуации.
Кроме того, штатный психолог имеет возможность оценки результатов своей работы в долгосрочной перспективе. Так, после тренинга или семинара он может наблюдать позитивные изменения в работе персонала не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Он может также корректировать результаты, если будут возникать негативные отклонения от ожидаемых целей.
К «минусам» корпоративного или штатного психолога можно отнести то, что он зависим от неформальных отношений в компании. По-человечески он может симпатизировать одним работникам и испытывать антипатию к другим. Так или иначе, но его субъективное отношение к развивающимся событиям в компании будет накладывать свой отпечаток на его понимание того, что происходит. Кроме того, как говорится, «нет пророка в своем отечестве», поэтому свой психолог зачастую не является убедительным для руководителя и работников компании.
Корпоративный психолог также испытывает административную и финансовую зависимость от руководителя и будет стараться сохранить с ним хорошие отношения. Именно поэтому он может быть склонен представлять проблему в более позитивном виде, нежели она есть на самом деле, либо избегать анализа негативного влияния руководителя на появление проблемы с персоналом. В любом случае, его объективность рискует быть серьезно снижена.

Что касается независимого консультанта, то тут все наоборот. Положительным фактором является то, что внешний консультант не зависит от персонала, поскольку не имеет неформальных отношений с сотрудниками компании. В связи с этим он имеет все условия для сохранения своей независимой профессиональной позиции и разработки объективной оценки ситуации.
Профессиональная независимость внешнего консультанта сохраняется и по отношению к руководству компании. Внешний психолог работает в организации ограниченное время. Он проведет анализ, сформулирует проблему, разработает и реализует программу, оценит результаты и уйдет из компании.
Но есть у независимого консультанта и свои негативные стороны, такие как невозможность оценить результаты своих воздействий в долгосрочной перспективе. Более того, внешний консультант не имеет точных сведений о неформальных отношениях в компании, т.к. на переговорах руководитель, как правило, ему об этом не рассказывает. В этом моменте «плюс» может обернуться «минусом», если психолог позволит себе быть неосторожным и нечувствительным.
Поэтому, взвесив все «за» и «против», принимая во внимание уровень готовности инвестировать в развитие своей организации, руководители должны сами принять решение о том, какой специалист им нужен в той или иной ситуации.

Если компании не по карману пока иметь своего штатного корпоративного психолога, и она решила прибегнуть к услугам независимого консультанта, то по каким критериям нужно его выбирать?
Хочется заранее сказать, что ни пол, ни возраст, на образование, ни заявленный опыт работы и внушительный список компаний в резюме не являются определяющими критериями.
Профессионализм психолога складывается не столько из образовательного статуса, сколько из целого комплекса других качеств — его интеллекта, способностей, опыта, мотивации, отношения к людям, ценностных ориентаций, харизмы и т.п.
Кроме того, многое определяет сама цель, для которой в компанию приглашается специалист.
Если целью работы выступает тренинг, то ведущий обязательно должен быть не только высокопрофессиональным и харизматичным, но и опытным тренером. Выстоять в аудитории «львов» - управленцев, суметь выдержать их критику, не сломаться, не проявить излишнюю уступчивость или неадекватную агрессивность, может только тренер, знающий все возможные «подводные камни» и прошедший «огонь, воду и медные трубы».
Если целью работы является тестирование и консультирование, то кроме обязательного профессионализма, психолог должен обладать коммуникабельностью и умением вызывать доверие, поскольку обычно работники проявляют психологическую защиту, и можно получить результаты, не отражающие их реальные психологические характеристики.
Теперь, как же определиться с тем, обладает ли тот или иной психолог необходимыми вам качествами? Прежде всего, нужно всегда выбирать из нескольких кандидатур. Чем больше вариантов для выбора, тем лучше - все познается в сравнении.
Далее нужно обратить внимание на публикации. Что пишет психолог, какие проблемы он поднимает и как их анализирует, какие акценты проставляет, какие выводы и рекомендации предлагает читателю — это поможет сформировать более-менее объективную оценку профессионализма психолога. Показательным является также стиль изложения, в котором проявляются индивидуальные черты: его открытость или замкнутость, эмоциональность или сдержанность, ориентация на решение практических проблем или научное исследование.
Кроме этого, необходимо получить личное впечатление о психологе и его работе. Очень хорошо, если будет возможность посетить в качестве наблюдателя его семинар или тренинг, оценить профессиональный стиль и умение владеть группой.
Красноречивой может быть также рекомендация о работе психолога — внешнего консультанта от менеджера по персоналу или другого значимого человека в компании, где он уже провел тренинг или семинар.
Индивидуальный стиль, профессиональные ценности психолога и их соответствие корпоративным ценностям и установкам, принятым в компании также играют немаловажную роль. Желательно, чтобы рабочий стиль психолога совпадал с корпоративными нормами, сформированными в компании.

На каком уровне развития находится корпоративная культура в Узбекистане? И как часто компании прибегают к услугам корпоративного психолога?
На сегодняшний день в нашей стране обращение компаний к услугам корпоративного психолога пока скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве это международные компании, которые стараются выстраивать свою корпоративную культуру по образу и подобию своих головных офисов и штаб квартир.
Что касается местных компаний, то еще не все руководители готовы вкладывать деньги в качественное улучшение методов управления своим персоналом. Но тенденция к развитию есть, и всё больше первых лиц компаний понимают, что в определенных случаях те огромные стрессы, которые испытывает человек или коллектив в целом, без психологической помощи и подсказки очень трудно преодолеть.

На каком уровне находится подготовка психологов в Узбекистане? Могут ли наши специалисты успешно конкурировать с зарубежными психологами?
Когда-то, лет 15-20 назад у нас была очень сильная школа психологов. Но в какой-то период произошел очень мощный отток талантливых специалистов, и сегодня, конечно, нам очень трудно конкурировать с зарубежными психологами. Почти все развитые передовые страны имеют хорошо развитую психологическую сеть и тренинговую индустрию. Общий объем денег, который вращается в этой среде, скажем, в Америке превосходит 1 млрд. долл. Мы же пока не можем похвастаться такими цифрами.
Сейчас мы переживаем период возрождения психологии в Узбекистане. На сегодняшний день только в Ташкенте психологов готовят в 3-х Вузах - в Ташкентском Национальном Университете (бывшем ТашГУ), Педагогическом Университете и в филиале Московского Государственного Университета им. Ломоносова. Справедливости ради надо отметить, что если мы уступаем западным коллегам по части теоретической подкованности, то рвения и талантов у наших специалистов намного больше. Именно это вселяет уверенность в том, что у психологии в Узбекистане огромные перспективы.

Насколько менталитет нашего народа восприимчив к психологическим методикам?
Начнем с того, что в целом психология базируется на общечеловеческой морали и принципах. А менталитет нашего народа очень близок к истинным общечеловеческим ценностям. С молоком матери мы впитываем взаимоуважение, душевную теплоту, трудолюбие, отзывчивость, послушание и мудрость.
Возможно, в обществе пока бытует предубеждение, что психология освобождает от некоторых «общепринятых» рамок, что может привести к той или иной форме анархии.
На самом же деле, психология создает конструктивную упорядоченность в жизни, помогает взять на себя ответственность за все, что в ней происходит, учит самоуправлению и достижению поставленных целей.
Из опыта работы со своими клиентами могу сказать, что они очень ответственно подходят к процессу работы над собой, быстро достигают положительных результатов и умеют быть благодарными.

Расскажите вкратце об основных инструментах корпоративной психологии?
В спектр услуг, оказываемых корпоративным психологом, входят тренинги, деловые игры, рекрутинг, консультирование, коучинг, тимбилдинг и тестирование. Пожалуй, наиболее распространенным и популярным на сегодняшний день инструментом является тренинг.
Тренинг - это программа интенсивного обучения, рассчитанная на определённый промежуток времени. В ходе тренинга проводятся небольшие теоретические семинары, а затем практическая отработка полученной информации или навыков. При проведении тренингов участники часто ставятся в определенные обстоятельства, с целью нахождения оптимального решения в каждой конкретной ситуации.
Часто во время прохождения тренинга происходит ломка стереотипов, выход за рамки привычного восприятия работы. Это способствует переосмыслению ценностей, задач и дает возможность «подняться» над повседневной текучкой до стратегического взгляда на свою работу и работу организации в целом. Тренинги также важны для сплочения коллектива.
Деловая игра — другой тип обучения, при котором осуществляется моделирование некой бизнес-ситуации. Участники игры должны включиться в нее и действовать так, как бы они действовали в реальной жизни. Это дает возможность не только рассмотреть различные модели поведения, но и путем их анализа определить возможные ошибки и найти оптимальное решение в каждом случае.
Коучинг - это наставничество, а коуч - это личный тренер, наставник. Коуч, через раскрытие внутреннего человеческого потенциала помогает успешно достичь цели. Коучинг в целом можно назвать "терапией успеха". В арсенале коучинга управление собой, таймменеджмент - умение рационально использовать время, искусство управления эмоциями, построение и поэтапное достижение целей.
VIP-консультирование - это индивидуальные занятия с первыми лицами компаний по подготовке к публичной деятельности и ведению переговоров, работе со СМИ, выработке индивидуального стиля управления, развитию лидерских качеств, управлению конфликтами, а также реализации других профессиональных и личностных задач.
Рекрутингом называют поиск и подбор квалифицированных специалистов. Рекрутингу часто сопутствует психологическое тестирование - исследование определенных психологических качеств и свойств кандидата или сотрудника путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование помогает получить информацию об особенностях того или иного кандидата, таких как скорость и объем обрабатываемой информации, умение решать конфликтные ситуации, лояльность к компании, отношение к карьере, умение находить и устанавливать длительные контакты с клиентами и др.
Тимбилдинг в переводе с английского языка означает «построение команды». Всем известно, что сплоченный и дружный коллектив может сделать намного больше, чем несколько отдельно взятых гениев. Тимбилдинг ставит своей основной задачей более близкое знакомство сотрудников между собой и сплочение коллектива в условиях неформального общения.
Для достижения максимальной эффективности тимбилдинга используют разнообразные сюжеты активных игр: поиск клада, строительство города, виды спортивных соревнованийи т.д. В игровом антураже участникам легче погрузиться в процесс выполнения заданий, что также беспечивает прекрасное настроение и массу позитивных эмоций. Главное - выполнение поставленной задачи возможно только при объединии командных усилий.

Порой можно услышать мнение, что те же тренинги не дают существенных результатов, нет видимого эффекта, нет увеличения продаж. Как Вы думаете, от чего зависит успех проводимых обучающих мероприятий?
Результативность сотрудника зависит не только от его знаний и умений, его способностей выполнять поставленные перед ними задачи. Но также от того, насколько ситуация внутри организации поддерживает изменения, произошедшие с персоналом на тренинге, и какие возможности их реализации предоставляет организационная культура и модель управления компании.
Бывают ситуации, когда при проведении тренинга сотрудники принимают в нём активное участие, демонстрируют мотивацию, используют эффективные модели поведения, но не применяют их затем в повседневной работе. При более близком изучении ситуации выясняется, что приобретенные в ходе тренинга модели поведения на сегодняшний день не востребованы организацией. Обучение становится значительно более эффективным, если в компании проводятся организационные и технологические изменения и нововведения, которые позволяют сотрудникам практически использовать в работе полученные навыки.
Важно учитывать и отношение сотрудников компании к собственной работе: имеют ли они достаточную мотивацию для самореализации и достижения максимальной отдачи от нее? Нередко можно встретиться ситуацию, когда инновационный или творческий подход сотрудников к работе не поощряется руководящим составом. Поэтому для того, чтобы полученные знания внедрялись в повседневную работу, необходимо создать для этого подходящие условия внутри самой организации.

Психолог в компании: доверенное лицо или «шестерка»?
Часто бывает, что даже если в компании есть корпоративный психолог, очередь к его кабинету не стоит. Как правило, в коллективах опасаются, что информация о личных проблемах дойдет до руководства или будет использована в неблаговидных целях. Иногда штатный психолог воспринимается сотрудниками как «доносчик». Мало доверия корпоративным психологам оказывают и руководители, убежденные в том, что личные подробности подчиненным знать ни к чему.
В этом случае, чтобы затраты на содержание штатного психолога оправдались, руководитель и психолог должны выстроить грамотную систему отношений: первому необходимо четко представлять роль консультанта в рабочем процессе, второму - сохранить независимую позицию, в том числе и от мнения руководства. Поэтому, эффективность работы кадрового психолога достигается в случае, если это яркая и уверенная в себе личность, которая понимает, что успех корпорации возможен при соблюдении автономности и уважении к каждой отдельно взятой личности. Без этого невозможны безопасность и доверие, взаимоуважение и интерес друг к другу, сотрудничество и общность культуры.

В каких изменениях, на Ваш взгляд, нуждается сфера психологии в нашей стране?
Я думаю, что психологическую поддержку необходимо внедрять в жизнь человека с самого раннего возраста. Необходимо, чтобы социально-направленные психологи были при детских садах и махаллях, создавались службы бесплатной психологической помощи.
Психология не должна восприниматься людьми, как медицинский инструмент, который применяется в особо тяжких случаях. Почти каждому в жизни приходится переживать тяжелые моменты, и в таких случаях люди должны знать, где и как они могут получить необходимую грамотную поддержку.
Но для того, чтобы психология стала частью всестороннего образовательного процесса и нашей жизни в целом, необходима огромная социальная работа, пропаганда в обществе, или, как это сейчас модно говорить, социальная реклама и PR. Например, в Москве телефоны бесплатной психологической помощи объявляют в метро по громкой связи. Это говорит о том, что общество созрело до понимания того, что людям повсеместно нужна поддержка и забота, и нужно информировать их о том, где они могут это получить.
Отдельное слово хотелось бы замолвить о специалистах, которые работают в сфере психологии. Чтобы быть хорошим психологом, нужно быть энтузиастом своего дела. Мне, к сожалению, приходилось сталкиваться с психологами, которые достаточно холодно относились к своей трудовой деятельности. Одной из причин этого являются правила отбора студентов на факультеты психологии. Личностные характеристики при этом совсем не учитываются. Как показывает практика, половина дипломированных специалистов «зависают на теории», 35% сразу кидаются в бой за заработки, не заботясь о повышении своего профессионального уровня. И только 15% ведут приемы, нарабатывают опыт, непрерывно работают над собой и повышают свою квалификацию. Именно они и становятся грамотными психологами.
И последнее - несоответствующее финансирование также сказывается на развитии психологии как необходимого элемента социального взаимодействия в обществе. Скромные заработные платы социальных психологов, несоразмерные с количеством вложенных душевных сил и времени, не позволяют им полностью включиться в процесс и посвятить этому жизнь.

Какими основными принципами должны руководствоваться главы компаний при выстраивании эффективной модели взаимоотношений со своим персоналом?

Можно выделить несколько основных принципов или утверждений, которые необходимо принимать во внимание при создании условий для эффективной работы внутри компании и формировании привлекательной корпоративной культуры:

Сотрудники хотят быть в курсе деятельности своей компании и гордиться ею. Они испытывают потребность в том, чтобы между ними и их руководителями существовала двусторонняя связь. Поэтому необходимо регулярно проводить внутреннюю информационную работу внутри компании. Это может быть выпуск корпоративного журнала или газеты, регулярные собрания и встречи с руководством компании, празднование выдающихся результатов и знаковых для компании дат, праздников.
. Работники нуждаются в уважении со стороны руководства. Есть такое понятие, что чем более велик человек, тем больше он видит и понимает величие, таланты и способности других. Грамотный руководитель никогда не должен забывать, что люди - это основной фактор успеха его компании.
. Сотрудники стремятся к творческой работе, хотят внести личный вклад в достижения компании. Поощряйте изобретения, узнавайте личные мнения сотрудников по поводу тех или иных вопросов или процессов внутри компании, дайте им возможность почувствовать, что успех компании в руках каждого, кто к ней причастен.
. Они нуждаются в одобрении, и в том, чтобы хорошо выполненная работа была отмечена руководством. В этом помогут благодарственные письма, премии, личные беседы.
. Они хотят продвигаться по службе. Прежде чем нанимать специалиста извне, руководителям необходимо рассмотреть возможность закрытия вакансии внутренними ресурсами. Сотрудники должны чувствовать, что у них есть перспектива дальнейшего роста и развития.
. И, наконец, самое важное - сотрудник хочет, чтобы с ним обращались как с ЧЕЛОВЕКОМ, а не как с единицей производительности труда. Не забывайте, любви и внимания хочется всем.

Работа корпоративного психолога может приносить компании впечатляющие результаты. Корпоративный психолог, как правило, входит в состав HR-департамента, и в круг его задач сводится к трем основным направлениям: организация взаимодействие в коллективе, решение конфликтных ситуаций и участие в ключевых процедурах HR-цикла.

Основная цель программы - подготовка квалифицированных корпоративных психологов, повышение профессионализма и формирование практических навыков психологической работы с персоналом по всем направлениям деятельности корпоративного психолога.

Этот семинар для вас, если вы:

  • практикующий психолог, стремящийся обогатить свой профессионализм в сфере позиционирования, продвижения и реализации своих психологических услуг в сфере организационно-управленческого консалтинга
  • опытный корпоративный психолог, стремящийся повысить свою квалификацию, получить новые знания и навыки в проведении психологической работы в развивающейся компании в современных условиях
  • начинающий корпоративный психолог и желаете получить реальные навыки ведения организационно-управленческого психологического консалтинга
  • не имеете опыта консультирования по проблемам управленческой и организационной психологии, но намерены заняться консультационной практикой

В результате обучения вы:

  • узнаете возможности применения практической психологии при разрешении различных бизнес-задач компании
  • освоите методы психологического сопровождения основных кадровых процедур: подбор, адаптация, мотивация, оценка и аттестация персонала, а также методы изменение трудовых установок персонала и организационного поведения сотрудников, бесконфликтное увольнение и др.
  • получите навыки психологической работы с различными категориями контрагентов, навыки создания благоприятного психологического климата, методы управления лидерством, принятия решений и разрешения конфликтов в организации
  • научитесь применять на практике методы, техники и технологии организационно-управленческого психологического консультирования

Программа семинара:

День 1

Корпоративный психолог: навыки и компетенции, статус, механизмы влияния

  • Задачи, области применения,возможности и методы практической психологии в развитии организационного менеджмента компании
  • Функции корпоративного психолога. Проблема распределения ответственности и основных функций
  • Базовые компетенции корпоративного психолога: методологическая, диагностическая, проектная, коммуникативная, организаторская, личностно-профессиональная
  • Поведенческие роли корпоративного психолога. Ролевое кольцо (Ю.М. Жуков). Ключевые роли психолога в организации: диагност, эксперт, коуч, консультант, модератор, фасилитатор, медиатор
  • Стратегии практической работы психолога в организации (О.В. Соловьева)
  • Методы работы психолога в организации. Проблемная диагностика организаций. Методы социально-психологической диагностики. Методы исследования корпоративного имиджа (образа организации). Качественные методы в решении практических социально-психологических задач: фокус-группы, глубинные интервью, расширенные креативные группы. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения: тренинги, деловые игры, работа с кейсами, групповые дискуссии
  • Этика корпоративного психолога
  • Условия успешной деятельности корпоративного психолога
  • Пути повышения профессионализма корпоративного психолога
  • Маркетинг психологических услуг

Практикум: workshop по условиям применения методов практической психологии в организационном развитии компании

Психологические детерминанты взаимодействия человека и организации

  • Организация и ее основные признаки. Цели организации: базисные принципы, стратегические задачи, краткосрочные планы
  • Организационная структура (линейная, функциональная, продуктовая, матричная). Организационная культура. Параметры, характеризующие организационную культуру (Ф. Харрис). Типология организационной культуры. Диагностика и коррекция организационнойкультуры компании
  • Взаимодействие с внешней и внутренней средой. Использование ресурсов (человеческих, натуральных, материальных). Трудовой потенциал организации. Человек как объект и субъект управления. Методы развития организационных отношений
  • Характеристики рабочего места. Зоны ответственности, компетенции и влияния. Ожидания и представления человека о своем месте в организационном окружении
  • Модель взаимодействия человека и организационного окружения: подбор под задачу или под индивидуальность. Избирательное отношение работника к организационным задачам
  • Возникновение «латентной» структуры организации как компромисс между организационными и индивидуальными целями (В.К. Тарасов, Ю.В. Синягин). Факторы, влияющие на положение работника в реальной структуре организации
  • Признаки эффективной организации. Сбалансированная система показателей эффективности организации

Практикум: видеотренинг «Проведение психологом оценочного интервью с кандидатом на вакантную должность»

День 2

Психологические основы управления человеческими ресурсами организации

  • Развитие функции управления человеческими ресурсами. Теория «ленивого человека» (Ф.У. Тейлор, Г. Эмерсон). Теории «человеческих отношений» (Э. Мейо, Д. Мак-Грегор, Ф. Херцберг). Патерналистская модель организации. Японская школа организационной психологии. Практика работы по управлению персоналом компании IВМ
  • Особенности развития бизнеса в России. Зависимость изменения функции управления человеческими ресурсами от стадии развития организации
  • Пути оптимизации: совершенствование систем кадрового обеспечения организации, развития трудового потенциала, мотивации, карьерного продвижения, формирования кадрового ядра организации
  • Организационно-управленческие и психологические проблемы, возникающие на различных стадиях развития компании. Оптимизация структуры, функций, методов управления персоналом в системе управления организацией
  • Методы повышения личной эффективности персонала компании. Оценка собственных ограничений. Пути преодоления ограничений в работе. Планирование карьеры и делового успеха. Технология самоорганизации. Техника личной работы. Мотивация творческой работоспособности и деловой активности. Управление временем. Стимулирование делового честолюбия. Технология личного обаяния
  • Стресс на рабочем месте. Антистрессовая помощь. Психологическая разгрузка персонала
  • Работа психолога по раскрытию творческих и интеллектуальных ресурсов руководителей и специалистов, поддержанию высокой работоспособности персонала компании

Практикум: workshop «Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителя компании»

Групповое поведение и групповая динамика как объекты психологической работы

  • Виды групп. Динамика группы: групповые процессы, групповые состояния
  • Групповые эффекты: социальной фасилитации (Н. Триплет, Н. Катрелл, Р. Зайенс, Д. Майерс), принадлежности к группе (Г. Тежфел, Дж. Тернер, С. Московичи), социальной лени (М. Рингельман, Д. Майерс, Б. Латайне), эффект «синергии» (М.В. Ланге), «группо-мыслия» (И. Джанис), конформизма (С. Аш, Ст. Милграм)
  • Структура группы и лидерство. Методы повышения групповой сплоченности, сработанности и групповой синергии (продуктивности). Психологический климат и его показатели. Значение групповой работы в организационном развитии. Классификация методов групповой работы
  • Роль команд в современных организациях. Файро-теория У. Щутца. Этапы развития команды. Анализ командных ролей. Эффективность команд
  • Технология формирования высокоэффективной бизнес-команды

Практикум: видеотренинг «Развитие навыков командообразования: повышение взаимной ответственности; взаимодополняемости, взаимной зависимости, координации и взаимодействия персонала в решении производственных задач»

День 3

Технология разрешения организационно-управленческих конфликтов

  • Понятие, основные стадии, механизм и типология конфликтов. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов
  • Конфликтологический анализ. Диагностирование, прогнозирование и предупреждение конфликта
  • Стиль, методы и типология конфликтного поведения. Конфликтологическая типология сотрудников
  • Базовые стратегии управления конфликтами. Рациональное поведение и эффективная коммуникация в конфликте
  • Роль и место психолога в разрешении организационно-управленческих конфликтов. Модели медиации (посредничество) в разрешении организационно-управленческих конфликтов

Практикум: workshop «Эффективное управление конфликтами в организации»

Психологическое сопровождение управленческих процессов в компании

  • Организационное лидерство в компании. Роли лидеров в организации. Стили лидерства. Интеграция лидеров. Формирование лидерства. Психологическая работа с формальными и неформальными лидерами. Устранение деструктивного лидерства. Психологическое сопровождение процесса управления лидерством в компании
  • Сущность и содержание управленческого решения. Требования к качеству управленческих решений. Социально-психологические основы разработки управленческих решений. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений. Технология и организация процесса принятия решений. Оценка эффективности управленческих решений. Поиск супероптимальных управленческих решений. Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности. Психологическое сопровождение процесса разработки, принятия, согласования и реализации управленческого решения
  • Методы эффективной коммуникации. Практика коммуникации. Коммуникативные технологии в работе с персоналом. Коммуникационный менеджмент в системе организационного управления. Public Relations и управленческая имиджеология в управлении персоналом компании. Психологическое сопровождение коммуникационных процессов в организации

Практикум: видеотренинг «Аттрактивный имидж в системе конкурентных преимуществ корпоративного психолога - инструмент влияния и гарантия профессионального успеха»

Регистрация на семинар

Пожалуйста, заполните форму ниже. Обязательные поля помечены символом *